10 марта на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В студии побывал автор и ведущий YouTube-канала Top NSK, блогер и краевед Александр Матвеев. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.
Взгляд назад. Исторический календарь
С 6 по 9 марта 1914 года в Ново-Николаевске прошла первая выставка полевых, травяных и огородных семян, которую устроило Обское общество сельского хозяйства.
6 марта 1917 года состоялось чрезвычайное заседание городской думы, на котором депутаты торжественно лишили Владимира Борисовича Фредерикса звания первого почётного жителя Ново-Николаевска. А удостоен этого статуса граф был за заслуги перед городом в деле выкупа земель у Кабинета Его Императорского Величества. Земля, на которой возник Ново-Николаевск, находилась в личной собственности государя. До 1907 года, когда территорию выкупили, местные пользовались ею на правах аренды.
А вот за что горожане отняли у Фредерикса почётное знание, точно неизвестно. Возможно, за то, что он скрепил подпись царя под текстом его манифеста об отречении от престола — но это было служебной обязанностью старого графа. А может быть, он просто попал под горячую руку на волне народного ликования по поводу падения монархии и отречения от всего царского.
7 марта 1898 года считается точкой отсчёта истории фотодела в Ново-Николаевске. В этот день томский губернатор разрешил барнаульскому мещанину Новосёлову открыть в посёлке первое заведение по производству фотографических работ. Вслед за ним в Ново-Николаевске открылись ещё несколько фотомастерских, самой известной из которых было, наверное, фотоателье Рудольфа Шалля в доме между улицами Вокзальной и Надеждинской, в квартале №15 у Михайловского лога. Теперь это улицы Шамшурина и Ивачёва.
Рудольф Самуилович прославился ещё и тем, что в декабре 1919 года, незадолго до прихода красной армии, стал городским головой. И занимал он этот пост в течение одного месяца — столько просуществовала последняя городская дума в Ново-Николаевске.
8 марта 1917 года поездом №1 через станцию Ново-Николаевск проехали члены социал-демократической фракции четвёртой государственной думы: Муранов, Розенфельд, известный как Каменев, Сталин и другие. Их приветствовали председатель Владислав Герман-Каменский и члены совета рабочих и солдатских депутатов.
8 марта 1924 года в Ново-Николаевске открылся первый сибирский съезд заведующих здравотделами. В нём принял участие народный комиссар Николай Александрович Семашко, известный как создатель системы советского здравоохранения.
8 марта 1967 года на улице Гоголя открыли магазин «Синтетика», который стал настоящим подарком горожанкам к Международному женскому дню. Там можно было приобрести модные кримпленовые платья, нейлоновые мужские рубашки кислотных цветов, болоньевые плащи и многое другое, включая дефицитных кукол из ГДР. За выброшенными на прилавки новинками выстраивались огромные очереди.
Магазин этот существует и по сей день, правда, название его смысл давно утратило.
9 марта 1898 года было положено начало развитию в нашем городе телеграфа. В этот день приказом томского почтово-телеграфного органа в посёлок Ново-Николаевский назначили почтово-телеграфным чиновником шестого разряда Клавдию Козловскую. В конторе «Обская» установили четыре аппарата Морзе и открыли приём телеграмм.
9 марта 1917 года в Ново-Николаевске состоялось оргсобрание профсоюза домашней прислуги. В него вошли кухарки, прачки, горничные, кучера, сторожа, дворники, банщики и сиделки. На собрании присутствовали 200 человек, которые избрали комитет профсоюза из семи человек и представительство в совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем правления профсоюза назначили Матрёну Пуляшкину. Основные требования организации были в духе времени: установить восьмичасовой рабочий день и минимальные ставки оплаты труда.
10 марта 1942 года на базе эвакуированного из Москвы оборудования была основана Новосибирская кинокопировальная фабрика. В годы войны это было крупнейшее в стране предприятие, которое массово тиражировало чёрно-белые фильмы. Первым выпустили тираж кинокартины «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». До начала в стране рыночных реформ предприятие производило до 5 млн фильмокопий в месяц и обеспечивало ими всё Зауралье.
10 марта 1959 года впервые на русской сцене в Новосибирском театре оперы и балета поставили национальный китайский балет-легенду «Драгоценный фонарь Лотоса» композитора Чжан Сяо-Ху. Спектакль был построен на сочетании классического и народного танцев, он включал акробатику, жонглирование и пантомиму.
Однажды в Новосибирске. Сад науки
7 марта 1946 года создан Центральный сибирский ботанический сад СО РАН. Это была инициатива ботаника, академика и общественника Владимира Комарова.
Первоначально ботсад входил в состав Биологического института Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР. В 1953 году стал самостоятельным научно-исследовательским учреждением с непосредственным подчинением президиуму Западно-Сибирского филиала. В 1958 году — самостоятельным научным подразделением Сибирского отделения Академии наук СССР.
До 1964 года Центральный сибирский ботанический сад располагался в Заельцовском районе Новосибирска, занимая территорию в 232 гектара. Там были созданы дендрарий, георгинарий, экспозиции и коллекции травянистых растений. В 1964 ботсад решили перенести в Академгородок. Это сделали «в целях дальнейшего развития ботанических исследований, направленных на изучение и обогащение растительных ресурсов Сибири, а также для улучшения состояния лесов и зелёных насаждений Новосибирского научного центра».
В окрестностях Академгородка для ботсада выделили территорию в 1060 гектаров. Официальное открытие на новом месте состоялось в 1982 году.
За годы существования ботанического сада там были созданы крупнейшие в азиатской России коллекции пищевых, лекарственных, пряно-ароматических, декоративных, редких и исчезающих растений, а также несколько экспозиций. В дендрарии на площади более 20 га собрано свыше 500 видов, гибридов и форм деревьев с разных концов света. В оранжереях — более 7000 видов, форм и сортов тропических и субтропических растений из Европы, Азии, Африки и Америки, в том числе уникальные коллекции кактусов и суккулентов, папоротников, бегоний и ароидных.
Сегодня ботсад — это особо охраняемая природная территория федерального значения.
Было — не было. Родина белых медведей
Гость в студии «Городской волны» — автор и ведущий YouTube-канала Top NSK, блогер и краевед Александр Матвеев.
Евгений Ларин: Тему нашей сегодняшней беседы мне подсказал собственно видеоблог Александра Матвеева.
На своих страницах Саша выложил подборку занимательных топов, или рейтингов, Новосибирска, при этом автор анонсировал обновлëнный блог. И для начала давайте расскажем, в чём новизна. Дело в формате?
Александр Матвеев: Да. Я продолжаю делать такие топы с 2018 года. Но раньше это были большие ролики на десять минут или около того. А теперь, поскольку TikTok задал тренд на коротенькие ролики, я эти топы сжал до 10-15-20 секунд. Там я просто перечисляю, например, известных людей — топ самых известных артистов, топ самых известных певиц Новосибирска и так далее. Всё это в коротеньком клиповом формате. Я ориентируюсь на тренды.
Евгений Ларин: Нет обиды, что приходится съезжать в «попсу» в угоду общему настроению?
Александр Матвеев: Я не переживаю. Переживают некоторые подписчики, которые привыкли к большому формату. Но при этом новых подписчиков появилось довольно много. И тех, кому нравится этот формат, как будто даже больше, чем тех, кто просит вернуться в прошлое.
Евгений Ларин: Сегодня мы поговорим как раз более подробно на тему одного из таких топов — о неофициальных символах города Новосибирска.
Начать мне бы хотелось со второй строчки рейтинга просто потому, что об этом явлении, об этом феномене мы говорили в этой студии уже неоднократно. А речь идёт о 13-м трамвае.
Ещё пару лет назад, встречая на различных сайтах утверждение о том, что «13-й трамвай — это символ Новосибирска», я очень удивлялся и готов был поспорить и спорил с этим. А сейчас, после того как летом прошлого года, 1 июня, в сквере за оперным театром поставили памятник 13-му трамваю в виде собственно вагона с этим номером, остаётся признать это просто как факт. Новосибирцы выбрали этот маршрут и сделали-таки одним из символов города. Мне только хочется услышать вашу версию того, почему так произошло.
Александр Матвеев: Я думаю, что это комбо из двух факторов. Во-первых, это пресловутое несчастливое число 13, а, во-вторых, сложный маршрут, из-за которого этот трамвай постоянно попадает в аварии. Пиком стал случай 2012 года.
Евгений Ларин: 20 апреля 2012 года, если быть точным, произошёл этот случай. Трамвай проехал без водителя около четырёх километров — от Сибстрина фактически до Серебренниковской, сделав несколько поворотов.
Александр Матвеев: В интернете даже есть видео с камер наблюдения, как трамвай сносит машины. Выглядит это довольно страшно, хотя мы это всё обшучиваем. Для людей это действительно была трагедия. И вот с тех пор окончательно утвердилось мнение: 13-й трамвай — это что-то мистическое, что это всё не просто так.
Никого, наверное, не удивит, что у 13-го трамвая есть свои соцсети.
Евгений Ларин: Ну а вообще, если отбросить все мистические домыслы, с этим трамваем связан один выдающийся факт: это самый длинный маршрут в городе. Если я правильно помню, то около 25 километров по правому берегу. А всё остальное — вымысел.
Александр Матвеев: Это городская легенда. Я считаю, что город должен иметь такие легенды, иначе он перестаёт быть городом, неким единым пространством. Легенда — это то, что объединяет жителей одного населённого пункта. Так создаётся что-то особенное, то, что есть только у нас, то, что знаем только мы. И если этих легенд не будет, то город будет просто собранием людей и зданий и не более того.
Евгений Ларин: Ну и славно! Хорошо, что у нас есть такой символ. Прошлым летом на «Городской волне» даже проводили конкурс историй про 13-й трамвай — туда присылали и стихи, и песни, и романтические воспоминания. Конечно, это объединяющий символ, пусть будет!
А вот теперь первая строчка рейтинга, которая, на мой взгляд, уверенно тянет на настоящий символ Новосибирска. Это белые медведи в зоопарке.
Тут, казалось бы, всё просто: белый медведь каким-то образом стал символом нашего, на самом деле знаменитого, зоопарка. А зоопарк — это точно один из самых знаковых новосибирских объектов, он на открытках, на магнитах, на кружках и декоративных тарелках. Приезжих уже везут сперва не в Академгородок, а в зоопарк. И там посетителей на входе встречает скульптура белого медведя.
Но вот как белый медведь стал культовым животным в нашем городе — это большой вопрос. Россия — родина слонов, а Новосибирск — родина белых медведей?
Александр Матвеев: Я думаю, что белые медведи сами этому поспособствовали — просто своим поведением, своими забавными играми. В зоопарке вокруг открытого вольера с белыми медведями всегда толпа народу, потому что они, как настоящие артисты, работают на публику. По крайней мере, когда у них есть настроение. Они начинают баловаться, играть с пустыми канистрами, с дорожными конусами, которые им кидают в качестве игрушек, плавать, взаимодействовать друг с другом.
А когда появляются на свет белые медвежата, это же очень умилительно.
Евгений Ларин: Кстати, я что-то не помню, чтобы другим детёнышам, которые рождаются в Новосибирском зоопарке, всем миром выбирали имена. Так делают, по-моему, только по отношению к белым медвежатам.
Александр Матвеев: Да, это тоже объединяющий фактор для города. Мне кажется, что таких факторов Новосибирску не хватает. И каждый из этих символов, которые я собрал субъективно, играет свою созидательную роль.
Евгений Ларин: Среди иностранцев, наверное, до сих пор считается, что в Сибири медведи ходят по улицам! А в Новосибирске по улицам ходят белые медведи.
Александр Матвеев: Да, наверное, представляют себе бурых медведей, а тут белые, что ещё более удивительно. На сувенирке в зоопарке белые медведи — самое популярное изображение.
Евгений Ларин: Тут всё логично. Белый медведь — символ зоопарка, а зоопарк — один из символов города. Так что здесь всё нормально. Переходим к следующей строчке нашего рейтинга.
Даже те новосибирцы, которые по каким-то причинам не знали о существовании в нашем городе такого лозунга, услышали о нём в какой-то момент по телевизору из выступления сатирика Михаила Николаевича Задорнова. Ему тут даже не пришлось ничего додумывать, сочинять какие-то едкие комментарии, чтобы усугубить это высказывание. Эта фраза прекрасна сама по себе. За сатирика всё сделали другие люди. Я говорю о лозунге «Да здравствует то, благодаря чему мы — несмотря ни на что!».
Кто стоит за появлением этого лозунга и при каких обстоятельствах он родился?
Александр Матвеев: За этим стоит совершенно конкретный человек, его зовут Александр Станков. До распада Советского Союза он был начальником отдела пропаганды — что символично — в администрации Кировского района. Мы с Александром Леонтьевичем беседовали, и он рассказал, что раньше на месте этого забавного лозунга находился другой: «Да здравствует Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая новую эпоху в истории развития человечества!». Вот такой махровый советский лозунг занимал эту площадь.
Евгений Ларин: Ту же длину?
Александр Матвеев: Я так понимаю, что да. Это был 1992 год. Вряд ли появились деньги на установку нового стенда, а вот на то, чтобы закрасить один лозунг и нарисовать другой, деньги нашлись.
Как мне рассказывал Александр Леонтьевич, в компании районных чиновников бытовало это выражение — «Да здравствует то, благодаря чему мы — несмотря ни на что!». Своеобразный тост. Вообще, эта фраза пошла из выступления другого советского сатирика — его имя я сейчас назвать не готов, — этот лозунг не получил широкого распространения, но в народ всё же он пошёл ещё в советское время, по крайней мере, в отдельные компании он попал. И вот, когда наступило время абсолютной свободы, 1992 год, Александру Станкову чуть ли не в бане кто-то предложил: мол, а сможешь ли ты этот лозунг нарисовать на этом месте? А он, дескать, смогу, почему бы и нет! Взял и нарисовал. Не лично, конечно, но нанял людей, и так появился этот лозунг. И так он всех зацепил, ведь в 1992 году он максимально попадал в эпоху, в боль народа.
Евгений Ларин: Но у власти-то оставались прежние люди старой закалки, вполне себе могли не пропустить такое издевательство!
Александр Матвеев: Конечно, это был довольно смелый даже по тем временам поступок — особенно когда ты госслужащий. Но респект Станкову за то, что он решился на это и создал ещё один объединяющий символ Новосибирска!
Но если вернуться к Задорнову, то он, конечно, немного приврал, чтобы добавить символичности. Он сказал, что этот лозунг находится в центре Новосибирска. Но улица Петухова — это далеко не центр города. А сатирику хотелось показать, что Новосибирск — это центр России, а в центре Новосибирска находится этот лозунг. Но это не так.
Евгений Ларин: Четвёртая строчка рейтинга — это символ из детства, по крайней мере, для меня. Когда меня водили в краеведческий музей, мне это нужно было прежде всего для того, чтобы посмотреть мамонта. Когда я стал более взрослым, то в компании таких же, как я, студентов смотрел мамонта в Институте археологии и этнографии — как правило, ночью через стекло, было такое развлечение.
А в детстве мамонт был только в краеведческом музее. И это тоже такой довольно серьёзный символ истории Новосибирска, даже Новосибирской области.
Александр Матвеев: У символа всегда должна быть какая-то история, она должна стоять за любым символом. А здесь история в том, что этого мамонта нашли школьники в Новосибирской области чисто случайно. Вроде парень запнулся о бивень, а когда начали раскапывать, оказалось, что это скелет мамонта, причём целиком. Для палеонтологии это большая редкость. Обычно скелет мамонта — это конструктор из разных особей, а здесь был цельный скелет самки мамонта. И к этой находке в краеведческом музее, в городе появилось какое-то особое человеческое отношение — ей дали имя. Её зовут Матильда. По крайней мере, постоянные посетители знают, что это Матильда, с ней можно поздороваться.
Евгений Ларин: Наталья Алексеевна Минина из краеведческого музея рассказывала, что предположительно сначала она была Мамонтильда, которая потом стала Матильдой. И я, кстати, не помню, чтобы она появлялась на значках, открытках или магнитиках...
Александр Матвеев: Краеведческий музей в какой-то момент создал новый символ — у них появился трилобит Тришка. Вот он есть и в виде игрушек, и в виде изображений на разной сувенирке, он является и гидом по музею. Но не скажу, что трилобит Тришка пошёл в народ, а Матильда всё-таки известна многим в городе. И у меня с ней тоже связаны детские впечатления.
Евгений Ларин: Сколько поколений Матильда встречала на входе в музей!
Александр Матвеев: Так что, наверное, зря они не продвигают этот бренд.
Евгений Ларин: Движемся дальше. Следующая строчка — это Городовичок. Печальная, на мой взгляд, история. Когда-то это был вполне даже официальный символ Новосибирска, мы видели Городовичка на массовых мероприятиях. По крайней мере, на каждом Дне города он развлекал народ, открывал официальную часть праздника.
Но прекрасная наивная эпоха закончилась, СМИ вслед за лидерами общественного мнения проехались по Городовичку тяжёлым катком, и того не стало. Но раз вы включили его в свой рейтинг неофициальных символов, то есть основания полагать, что мальчишка не погиб окончательно? Или можно говорить о его воскрешении или ребрендинге?
Александр Матвеев: Я просто ориентировался на разные поколения, чтобы никого не обделить. Городовичок — это символ моего поколения, моего детства. В детстве я был уверен, что Городовичок есть в каждом городе страны, и очень удивился, когда узнал, что это только наш Городовичок, новосибирский.
Мне кажется, что всё-таки приходится констатировать смерть Городовичка хотя бы потому, что, например, в моём детстве под День города он был на каждом шагу — на плакатах, на пакетах, на значках и на другой всевозможной сувенирке.
Художник Вениамин Кабанов предлагал обновить этот образ. Нарисовал разные варианты того, как может выглядеть современный Городовичок: хипстер, рок-музыкант и так далее. Но это начинание не получило поддержки. И, насколько я понимаю, Городовичок ушёл в прошлое как символ Дня города и города в целом. Остался больше в воспоминаниях. Хотя про этого персонажа и книжки были.
Евгений Ларин: Мне кажется, что, не будь изображение Городовичка таким наивным, он мог бы перерасти в нечто большее. Я думаю, что Городовичок — это genius loci, гений места. Как у римлян. Дух, присущий каждому городу. В Севастополе я был на одной замечательной экскурсии — в наушниках. Задача гида заключалась только в том, чтобы показывать, куда смотреть и в каком направлении идти, а рассказ шёл в наушниках. И он вёлся от имени некоего духа города. Мне кажется, что такая идея могла бы быть интересной.
Александр Матвеев: Да, тут речь именно про обновление. Всё-таки требования времени в плане хотя бы дизайна мультяшных персонажей меняются с годами. И Городовичок мог бы быть обновлён, а не просто забыт.
Евгений Ларин: А ведь была когда-то даже скульптура Городовичка, какое-то объёмное его изображение.
Александр Матвеев: Да, в 2004 году его поставили на набережной. Городовичок был практически в человеческий рост. Но вандалы быстро расправились с фигурой. Сначала её, по-моему, скинули в реку. Городовичка достали и вернули на место. Но буквально через несколько недель или месяцев он вовсе пропал. Потом случайно попал в кадр фотокорреспондента в одном из дворов на улице Инской — там лежала полуразрушенная скульптура. Можно было найти виновника пропажи, но дело не завели — видимо, не так ценна была эта пропажа. В общем, грустная история.
Евгений Ларин: Может быть, кто-нибудь включит этот пункт в свою экскурсию.
Следующая строчка нашего рейтинга — это так называемый Злой снеговик. Я ничего не могу сказать по поводу этого символа, я далёк от хоккейной тематики. Мне хочется понять, насколько это широко распространённый символ. Или он известен только среди хоккейных болельщиков?
Александр Матвеев: Во-первых, для Новосибирска хоккей — это спорт №1. Много раз слышал из разных источников, что именно в Новосибирске — самые бешеные, самые преданные, самые лучшие хоккейные болельщики в стране, а может быть, и в мире. Почему-то так сложилось, что хоккей для нашего города — больше, чем спорт. Хоккейное сообщество очень широкое, очень много тех, кто хоть немного интересуется этой игрой и следит за «Сибирью». И команда, надо сказать, одна из наиболее конкурентоспособных в КХЛ.
И этот символ — Злой снеговик — полюбился хоккейным болельщикам не только Новосибирска. Я много раз читал и слышал, что у «Сибири» — лучший талисман в КХЛ. Он самый запоминающийся и самый харизматичный. Действительно, он чем-то цепляет аудиторию. Наверное, тем, что снеговик — это, казалось бы, добрый сказочный персонаж, а тут он злой, он запугивает противников хоккейной «Сибири». При этом снеговик — это символ Сибири как таковой, он знаком каждому сибиряку с детства — снега у нас много!
Евгений Ларин: Да к нему в общем-то и вопросов нет никаких, кроме того, что он злой!
Александр Матвеев: Чиновники его как-то попытались заменить на доброго — видимо, руководствуясь теми же соображениями, что как же снеговик может быть злым! Но со стороны болельщиков поднялась настоящая волна протестов, мол, верните нам нашего снеговика. И его вернули. То, что поддерживают снизу, сверху менять нельзя.
Евгений Ларин: Опять же, хоккей — суровый вид спорта. Мы помним, что в хоккей играют настоящие мужчины. А настоящий мужчина если уж не злой, то, крайней мере, суровый. Так что всё нормально.
Движемся дальше. Следующая строчка рейтинга — это, на мой взгляд, чистый сарказм: дорожная яма на Котовского. Саша, поясните, как к этому относиться.
Александр Матвеев: Да, мой видеоблог про правду, а правда бывает не только со знаком «плюс». Новосибирцы действительно народ саркастичный, и они превратили в своеобразный мем дорожную яму, которая возникает каждый год на одном и том же месте, как бы её ни заделывали. Этой яме дарят цветы на юбилей, прикрепляют рядом таблички с различными надписями, у ямы есть свои социальные сети.
Когда это явление стало известным в России, приезжали корреспонденты федеральных изданий, телевидение снимало репортажи про эту яму. Мэр уже особое внимание этой яме уделяет, зная, что она стала негативным символом города. Каждый раз её заделывают, но она появляется снова.
Евгений Ларин: А почему она возникает всё время на этом месте, кто-нибудь выяснял? Нашли объяснения? Здесь же можно было тоже насочинять что-то в духе 13-го трамвая или кентервильского привидения.
Александр Матвеев: Вроде там низина, в которой по весне скапливается вода. И вроде ничего с этим не сделаешь. Талая вода разрушает асфальт плюс интенсивное движение. Целый комплекс факторов. Дорожники бы лучше ответили на этот вопрос. Качество дорожного полотна — одна из болей Новосибирска. И когда яма возникает в одном и том же месте, люди пытаются привлечь к этому внимание, в итоге это становится городским мемом.
Евгений Ларин: А насколько он узнаваем за пределами Новосибирска?
Александр Матвеев: Ну, вряд ли, конечно, насколько популярен, как наш знаменитый лозунг, о котором мы говорили. Это что-то внутригородское.
Евгений Ларин: Ну и, наконец, замыкает рейтинг один предмет, но я бы сказал, что в топе не сам предмет, а слово, которым его называют в Новосибирске. Это мультифора!
Почему не вехотка, не поребрик? Хотя специалисты по благоустройству нам скажут, что поребрик и бордюр — это разные вещи. Вот что об этом написано в интернете: поребриком обычно называют бортовые камни, уложенные таким образом, что их верхняя грань возвышается и над зоной мощения, и над плоскостью, которая с ней граничит. А бордюр — конструкция, верхняя грань которой располагается вровень с верхней зоной мощения. Так что здесь с питерскими мы не должны расходиться. Но вот мультифора — что это за слово вообще?
Александр Матвеев: Новосибирцам, конечно, это объяснять не надо, но если нас слушают неместные, будут гадать, что это за слово. Действительно, «мультифора» — это новосибирский пароль, по которому можно узнать своих по всей России. Это проверено. Хотя так говорят и омичи, и барнаульцы. А вообще для большинства россиян это «файлик». Прозрачная папка для бумаг.
История со словом «мультифора» похожа на историю с «ксероксом». Фирма «Ксерокс» поставляла копировальные аппараты, и так стали называть все машины с этой функцией. Так же и здесь. Была фирма «Мультифора», которая поставляла эти файлики. И поскольку люди не знали, как их называть — это была для нас новая реалия, — в Новосибирске стали называть их по бренду. А где-то стали называть файликами.
Евгений Ларин: Примерно такая же история произошла с фруктом под названием «актинидия». На логотипе компании, которая поставляли эти фрукты, была изображена «волосатая» птица киви, и название перешло на фрукт. А что обозначает слово «мультифора»?
Александр Матвеев: Много дырочек. Сбоку у мультифоры несколько дырочек для подшивки.
Вообще ситуация с мультифорой уже вышла за пределы Новосибирска. Я недавно в не новосибирском стендапе слышал шутку насчёт того, что стоит сказать слова «мультифора» и «файлик», и уже все понимают, о чём идёт речь. Примерно как пресловутые «поребрик» и «бордюр», «шаурма» и «шаверма». Мультифора в этот ряд встроилась.
Мне кажется, что это слово тоже стало символом, неким кодом нашего города. И хотя так говорят и в других сибирских городах, оно у многих ассоциируется в первую очередь с Новосибирском.
Евгений Ларин: Надо теперь найти какое-то применение этому знанию. Провести какую-нибудь акцию — раздавать что-то в мультифорах.
Александр Матвеев: Я уже говорил, что символы Новосибирска — это то, чего городу не хватает, я стараюсь их популяризировать через свой блог. Давайте не стесняться того, что у нас, новосибирцев, — таких разных — есть что-то общее, давайте этим гордиться!
Слушать аудиоверсии программы «Вечерний разговор об истории» теперь можно также в разделе подкастов на Яндекс Музыке.