Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: Дед Мороз, шампанское и праздник детства

30 декабря на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной, последний в уходящем 2022 году, выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В студии побывали ведущий методист Музея на набережной Татьяна Свахина и научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
14:50, 07 января 2023

Взгляд назад. Исторический календарь

26 декабря 1969 года был подписан акт о выборе места для строительства агрогородка сибирского отделения ВАСХНИЛ — в районе посёлка Огурцово.

27 декабря 1921 года Сибирское бюро ЦК РКП(б) приняло решение о создании журнала «Сибирские огни».

27 декабря 1958 года на Свердлова, 13 открыли областную картинную галерею. В экспозиции было около 100 работ. В комплектовании фондов помощь оказали Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж и другие культурные учреждения страны.

28 декабря 1903 года в рескрипте №747-47 император Николай Второй издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города Томского уезда с упрощённым городским управлением. Кривощёковская слобода, которая располагалась на противоположном, левом, берегу Оби, в состав не вошла. Подлинник документа подписан исполняющим должность Управляющего Кабинетом Его Императорского Величества генералом-майором Рыдзевским.

30 декабря 1941 года на четыре месяца раньше срока Новосибирский институт военных инженеров транспорта окончили 119 путейцев и 68 движенцев. Угощение на выпускном вечере состояло из стакана компота и одной булочки не в счёт карточек.

31 декабря 1897 года департамент полиции Томской губернии учредил орган полицейской службы посёлка Ново-Николаевского. В состав вошли полицейский пристав с окладом 1500 рублей в год, помощник пристава, который получал 1000 рублей в год, и десять стражников, которым платили по 300 рублей в год.

1 января 1900 года на станции Обь открылась государственная сберегательная касса.

 

Однажды в Новосибирске. Храм во имя небесного покровителя

«В центре поселения, раскинувшегося почти на десять вёрст вдоль берегов реки Оби и её притока реки Каменки, сооружён на суммы, пожертвованные Его Императорским Величеством, и на жертвы и приношения частных лиц красивый каменный храм, долженствующий служить памятником Царю-миротворцу на Великом Сибирском пути...»

Это описание посёлка Ново-Николаевского в «Путеводителе по Великой Сибирской дороге», изданном в 1901 году.

vyidy-na-sobor-A.Nevskogo-2222.jpg
Храм Александра Невского. Фото: Музей Новосибирска

История строительства храма Александра Невского началась 10 октября 1895 года. Тогда группа жителей посёлка в устье Каменки числом 21 человек — это были строители моста, купцы, мещане и чиновники — решила ходатайствовать перед томским епископом Макарием о том, чтобы закрыть «кабаки и притоны, взамен построить церковь во имя Александра Невского», а пока возвести временный молитвенный дом. 

Деревянный молитвенный дом с отдельной колокольней действительно построили, и всего за месяц. Для сбора пожертвований на каменный храм организовали комитет, который возглавил Николай Меженинов. Строительством же по приказу министерства путей сообщения стал руководить инженер-путеец Николай Михайлович Тихомиров.

В апреле 1896 года Николай Второй жалует под храм и дома причта одну десятину — то есть чуть больше гектара — земли, которая принадлежала Кабинету Его Императорского Величества.

15 мая 1897 года состоялась торжественная закладка каменного храма во имя святого благоверного князя Александра Невского — покровителя императора Александра Третьего. На торжественный молебен по этому случаю приехал даже томский губернатор, генерал-майор Асинкрит Асинкритович Ломачевский. Присутствовали также начальник Среднесибирского участка Транссиба Николай Павлович Меженинов, инженеры-путейцы и большое количество народу.

Авторство проекта храма вызывает у историков архитектуры сомнения и споры. Есть по крайней мере три версии.

По мнению доктора исторических наук, профессора кафедры основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства НГУАДИ Артемия Туманика, наиболее правдоподобна та, по которой автором храма стал авторитетный томский архитектор Константин Лыгин, ранее построивший церковь пророка Божия Даниила при станции Обь. Также упоминают менее известного в нашем городе архитектора Николая Соловьёва, который якобы под началом Лыгина выполнил всю творческую работу.

Часто проект храма Александра Невского приписывают столичным мастерам Василию Косякову и Дмитрию Пруссаку, которые, вероятно, повторно использовали проект храма Божьей Матери Милующей на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Также возможно, что Константин Лыгин и взял за основу своего проекта работу Косякова и Пруссака.

Освящение церкви состоялось 29 декабря 1899 года. Собравшиеся по этому поводу послали телеграмму царю с выражением благодарности и преданности. В соборе было богатое оснащение, его пожаловала императрица Мария Фёдоровна.

Храм Александра Невского, построенный в византийском стиле, стал не только первой каменной церковью, но едва ли не вообще самым первым каменным зданием в Ново-Николаевском посёлке.

 

Было — не было. С новым счастьем!

Гости в студии «Городской волны» — ведущий методист Музея на набережной Татьяна Свахина и научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев.

Евгений Ларин: Новый год эпохи СССР — что это: возрождение старой дореволюционной традиции или исключительно советский феномен? Вот так примерно можно сформулировать тему нашей сегодняшней беседы. И именно на этот вопрос мы сегодня постараемся ответить. Мы поговорим о главных традициях празднования Нового года в Стране Советов и попытаемся понять, откуда эти ритуалы взялись и какие из них мы сохранили до дня сегодняшнего, в каком виде они пришли к нам, современным горожанам, новосибирцам.

А начать мне бы хотелось вот с такого вопроса. К советскому Новому году сейчас часто обращаются музейщики, историки, краеведы. Проходят выставки, в том числе в Музее на набережной. Во всех районных филиалах Музея Новосибирска проводится что-либо связанное с советским Новым годом. Но чем же так притягателен Новый год эпохи Советского Союза?

IMG_5281.JPG
Константин Голодяев, Татьяна Свахина. Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Татьяна Свахина: Несомненно, советский Новый год нам запомнился своей доброй атмосферой. Мы ностальгируем по нашему детству, вспоминаем, какие взаимоотношения были между нашими родителями, между нашими бабушками и дедушками. Мы помним, как родители старались сделать нам чудо, сказку на Новый год. Конечно, в первую очередь это неповторимая, волшебная атмосфера, которую мы все вынесли из детства, которую мы все хотим сохранить на протяжении всей нашей жизни, передать нашим детям. И эти наши тёплые воспоминания мы ищем в истоках Нового года советского периода.

Евгений Ларин: Да, думаю, что ключевое слово здесь — «детство». Когда бы что ни происходило, всё самое главное, чудесное, волшебное происходит в детстве. И именно поэтому, наверное, к Новому году у нас такое трепетное отношение.

Константин Голодяев: Я бы заметил, что Новый год — это, конечно, и взрослый праздник тоже. Он взрослый, когда его отмечают без детей. Но важно то, что это праздник для детства. Взрослые не могут устраивать Новый год только для себя. Им нужно подарить праздник детям — своим или чужим. 

В последние годы длинные новогодние каникулы есть не только у детей, но и у взрослых. Это время, когда люди, свободные от работы, могут ходить по тем же музеям, по домам культуры. Потребность в этом музеи и ДК отрабатывают, дают гостям возможность посетить разные мероприятия, насыщают эти дни, чтобы они у нас не вылились просто в бесконечное застолье.

Кроме того, конечно, как Татьяна уже сказала, Новый год — это ностальгия по детству, независимо от того, каким оно было. Плюс общее праздничное настроение. Итоги года, подарки, украшенные улицы, украшенные дома, украшенные души у людей! Этот праздник — самый-самый желанный, лучше, чем день рождения. Общий. Всегда позитивный.

Евгений Ларин: Я ещё свою версию выскажу, почему именно советский Новый год вызывает такие чувства. Мне кажется, это потому, что советский человек для того, чтобы устроить себе праздник в Новый год, должен был сам совершить несколько чудес, несколько маленьких подвигов. Достать всё к новогоднему столу — именно достать, выстояв несколько огромных очередей. Купив где-то продукты, сохранить их до Нового года и потом, сев за новогодний стол, выдохнуть: всё случилось! Во время этой подготовки, в этой кутерьме, беготне создавалось чудо своими собственными силами!

Если говорить о главных традициях празднования Нового года в эпоху Советского Союза, то, пожалуй, первейшая из них — это установка новогодней ёлки. И мы знаем, что традиция эта как таковая пришла к нам из Европы, верно?

Константин Голодяев: В этой традиции есть некое мистическое сочетание. Действительно, ставить ёлку как символ Рождества предложил знаменитый основатель протестантизма Мартин Лютер в 16-м веке. В Россию ёлка пришла в 1817 году, когда супруга Николая Первого, принцесса Шарлотта Прусская, она же Александра Фёдоровна, поставила у себя в доме ёлку. Потом это пошло дальше.

Но есть другой любопытный факт. В русской традиции, а может быть, не только в русской, еловые ветки символизируют смерть, их бросают в могилу.

Евгений Ларин: «Закидали их ёлками, замесили их грязью» — у Вертинского была такая строчка.

Константин Голодяев: Здесь ель выступает символом обновления, символом старого и нового. Новый год — это ещё и праздник будущего, праздник надежды. Ель как символ возрождения, рождения чего-то нового, в том числе Нового года, очень хорошо вписалась в праздник Рождества Христова. Она так и позиционировалась.

Музей Новосибирска_025.jpg
Фото: Музей Новосибирска

А в Советском Союзе начиная с 1935 года — и это был политический акт — произошла подмена Рождества Новым годом. После того, как в 1920-х годах Рождество попало под запрет, страна целое десятилетие о нём забывала, уже подросло новое поколение, и ему, новому поколению, приносят рождественскую ель уже в Новый год. Разрешают Новый год с рождественской елью.

Евгений Ларин: То есть была ёлочка рождественская, а в Советском Союзе она стала новогодней. Вот, наверное, главное отличие праздника, который возник в советскую эпоху. 

И ведь большевики-то не сразу стали наступать на Рождество, наверное. До 1929 года встречать Рождество было позволительно, верно? Есть воспоминания новосибирской артистки Зои Фёдоровны Булгаковой о том, как она ходила в начале 1920-х годов на ёлку в городской торговый корпус — здание, где сейчас краеведческий музей. 

И вот мы плавно подошли к тому, когда в нашем городе поставили первую ёлку. Точнее, устроили первую ёлку — тип детского рождественского мероприятия.

Константин Голодяев: Первая ёлка у нас появилась ещё в конце 19-го века. Это был новый 1899 год. Ёлку установили на улице около ещё не сданного и не освящённого храма Александра Невского. Это организовали усилиями нашего тогдашнего священника Василия Посельского. Меценатами выступила семья одного из инженеров, которые работали на железной дороге, — Горлова. Они проявили инициативу, поставили ёлку, позвали детей железнодорожников, строителей моста — всего порядка двухсот ребятишек. Им вручили подарки. 

Дальше ёлки стали ставить в купеческих домах, с 1912 года — в реальном училище имени Дома Романовых. Там же, рядом, заливали каток. Но даже когда в купеческих семьях устраивали Рождество, туда на утренники приглашали детей с округи — такое меценатство было, благотворительность.

Евгений Ларин: Звали, наверное, ребятишек из семей победнее?

Константин Голодяев: Конечно!

Евгений Ларин: То есть не в полной мере прав был Павел Постышев, который написал ту самую знаменитую статью в «Правде»? Не только дети буржуазии могли праздновать Рождество!

Константин Голодяев: А дети рабочих смотрели в окна, как он написал. Да, дети всё равно общались во дворе, на улице. В Ново-Николаевске, в Сибири вообще не было жёсткого сословного разделения.

Я бы не сказал, что рождественские ёлки спокойно проводили до 1929 года. В 1922 году губоно — губернский отдел народного образования — публикует в газете «Советская Сибирь» объявление о том, что, дескать, пошли слухи о сборе денег в школах на установку ёлок. Так вот, мол, нет, никаких средств не собирают! Никаких ёлок не будет! Ёлка постепенно уходила как символ буржуазии на почве борьбы с религией. Потом вмешались всесоюзно известные люди, такие, как Маяковский, который писал свои знаменитые стихи про пьяную ёлку и тому подобные.

Евгений Ларин: Клеймил позором пьяниц и дебоширов.

Татьяна Свахина: Но праздник всё равно оставался любимым, и его продолжали отмечать за закрытыми дверями и ставнями. Ёлочка всё равно стояла, пусть и где-то в уголке, чтобы с улицы никто не увидел. Праздник продолжался. Рождество отмечали подпольно.

Константин Голодяев: Очень осторожно.

IMG_5273.JPG
Константин Голодяев. Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Евгений Ларин: Что произошло в 1935 году?

Татьяна Свахина: В газете «Правда» была опубликована заметка Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Автор предложил возродить ёлку для всех ребятишек Советского Союза.

Константин Голодяев: Там всё как-то очень хитро произошло. Постышев выступил инициатором, но поскольку всё произошло мгновенно, то всё было решено на самом верху заранее. Происходило это вроде так: в машине ехали Сталин, Павел Постышев...

Евгений Ларин: ...и Константин Артёмович.

Константин Голодяев: Константин Артёмович рулил. И Постышев говорит Сталину, мол, была хорошая традиция, дети любили, давайте возродим. Сталин говорит, дескать, давайте, пишите статью. Это было вечером 27 декабря. А утром всесоюзная газета «Правда», которая готовится заранее, литуется, проверяется, уже публикует готовую статью. Конечно, это была заготовка. И тут же в магазинах появляются новогодние игрушки, в продаже появляются живые ёлки! Откуда?!

Евгений Ларин: Класс!

Константин Голодяев: И не только в Москве, но и у нас. Уже 31 декабря 1935 года Новосибирск празднует новогодние вечера — и для рабочих, и для школьников. Директива прозвучала сразу в статье Постышева. Там было написано, что комсомольские работники должны организовать ёлку. На следующий день «Комсомольская правда» для тех, кто не понял, поясняет: сделать немедленно, наряжать ёлки. Так же, как Пётр Первый в 1700 году сказал, дескать, давайте будем праздновать Новый год 1 января. И все сказали, мол, а давайте! Примерно так же и было.

Евгений Ларин: А «ёлочная» промышленность-то была к этому готова? Что она могла предложить для граждан? Уже были игрушки или это была импровизация?

Татьяна Свахина: На рождественской ёлочке, как правило, красовались пряники, яблоки, конфеты, которые одновременно были и украшениями, и подарками. Яблоко можно было с ёлочки сорвать — вот и подарок.

Евгений Ларин: И никто не против был таких подарков?

Константин Голодяев: Только за. Это же еда!

Евгений Ларин: Ну, это же были дети буржуазии, у них уже животы были набиты едой!

Константин Голодяев: Это мы говорим уже про наши советские ёлочки середины 1930-х годов. А ёлочные игрушки у нас выпускали и прежде, до революции, в Петербурге был целый завод по ручному изготовлению ёлочных украшений, они продавались по всей стране. В Ново-Николаевске они были в продаже в магазинах Литвинова, Маштакова. Перед Новым годом, в декабре, газеты публиковали объявления о том, что магазины предлагают большой выбор ёлочных игрушек — их были десятки видов, — а также пиротехники, такой, как, например, «Вулкан лысой горы».

Евгений Ларин: Игрушки были в виде шариков или фигурок?

Константин Голодяев: Разные. Дождь, например, назывался волосами. Писали, мол, в продаже имеются волосы, шишки, верхушки и так далее. Фейерверки, бенгальские огни, шутихи и прочее.

В середине 1930-х годов у кого-то оставались ещё дореволюционные игрушки, и они были очень востребованы. А магазины подошли к этому вопросу разумно — в качестве ёлочных украшений они стали продавать конфеты.

Татьяна Свахина: Орешки также могли завернуть в фольгу — вот и готовое ёлочное украшение. 

Первыми ёлочными украшениями, которые были именно игрушками, а не продуктами и не подарками, стали ватно-каркасные изделия. Это игрушки от мастеров декоративно-прикладного искусства, которые отражали в своих работах весь окружающий мир. Что видели, то и воплощали.

Изготавливали такие игрушки вручную, это был очень трудоёмкий процесс, очень сложный и долгий. И, конечно, авторы свои изделия очень ценили. Они стоили недешево, хранили в себе тепло рук мастеров, которые их изготовили. На ёлках они занимали достойное место. У кого-то из наших горожан такие игрушки до сих пор сохранились. На нашей выставке в Музее на набережной их тоже можно увидеть — они очень яркие, очень тёплые, душевные.

IMG_5218.JPG
Татьяна Свахина. Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Евгений Ларин: Прежде чем мы с вами пройдём по периодам советской истории, которые отражались в производстве ёлочных украшений, не могу не сказать одну вещь. Существует версия, что новогодние игрушки пришли к нам из глубокой языческой древности, когда люди, почитая лесных духов и богов, живущих в елях, приносили им в жертву животных, а внутренности этих животных развешивали на дереве. И вот прототип ёлочных игрушек. А потом уже цивилизованные люди придумали другие украшения, которые тем не менее должны отсылать нас в те незапамятные времена, в варварскую эпоху. Я не знаю, верить этому или нет.

Константин Голодяев: Придумывать можно очень много версий. Интерпретировать можно по-разному. 

Например, что означает фраза «Ёлочка, гори!»? Гори и сгори дотла? Или зажгись и сияй огнями? Ведь в 1930-е годы мы публично и торжественно сжигали на площадях рождественские ёлки. Карнавальный акт — так мы боролись с Рождеством, с рождественской ёлкой.

Нормальное тоталитарное государство. Фраза «Ёлочка, гори!» имеет двойной смысл. Это тоже грань перехода от старого к новому. Так и внутренности животных. Здесь есть где развернуться фантазии.

Евгений Ларин: Ну, раз уж мы произнесли эту сакраментальную фразу «Ёлочка, гори!», то нужно, конечно, рассказать о том, как она появилась. Это удивительная история. Сейчас трудно себе представить наступление Нового года на детском утреннике без этой магической формулы!

Татьяна Свахина: Как бы это ни показалось странным, но у этой фразы есть автор. Она принадлежит знаменитому артисту Михаилу Наумовичу Гаркави, который стал первым советским Дедом Морозом. На утреннике для лучших школьников страны 1 января 1937 года в колонном зале Дома Союзов он впервые произнёс ставшую знаменитой фразу «Раз, два, три! Ёлочка, гори!», стукнул посохом и запустил это чудесное действие, волшебство. Ёлочка засияла огнями, и в глазах ребятишек, которые присутствовали на этом  празднике, отразились восхищение и восторг. Ёлочка загорелась! 

После эта фраза была вписана во все методички о том, как устраивать Новый год. Волшебную фразу нужно было обязательно произнести три раза — громко, чётко, дружно: всем вместе.

Евгений Ларин: А про три раза я не знал!

Константин Голодяев: С первого раза не зажигалась.

Татьяна Свахина: Это отсыл к нашим народным традициям: всё нужно делать троекратно.

Музей Новосибирска_014.jpg
Фото: Музей Новосибирска

Евгений Ларин: Как и звать Деда Мороза тоже нужно трижды. Кстати, звать Деда Мороза — вот ещё один обязательный элемент детского праздника. Сначала появляется Снегурочка — это, по-моему, тоже было отражено в тех методичках 1937 года, — она становится своеобразным медиумом между Дедом Морозом и детьми. Снегурочка появляется, производит с детьми какие-то действия, а потом нужно позвать Деда Мороза, иначе просто так сам он не придёт.

Татьяна Свахина: 

Скорее всего, это отсыл к нашим ещё языческим традициям, когда зазывали Мороза, приглашали его поесть, чтобы задобрить, чтобы в будущем году он не погубил урожай.

Возможно, это и послужило прообразом традиции звать Деда Мороза — уже доброго волшебника, которого не нужно задабривать, который будет творить чудеса и дарить подарки.

Евгений Ларин: Кстати, вспомнил, что мне даже встречался анекдот про Гаркави, который был очень остроумным и находчивым конферансье. Как-то уже в 1960-х годах он вёл сборный концерт на стадионе. Пела Лидия Русланова. После её выступления выходила русская женщина и дарила артистке пуховую шаль. Гаркави комментировал, дескать, так выражают русские люди любовь к русской певице.

Потом выступала узбекская артистка Эльмира Уразбаева. После её выступления выбегал узбек в тюбетейке и дарил певице часы. Гаркави говорил о любви узбеков к своей певице. Потом он объявляет Иосифа Кобзона и чуть в сторону от микрофона громким театральным шёпотом говорит: «Ося, будь готов: сейчас евреи понесут мебель!»

И ему же, Гаркави, легенда приписывает фразу «С Новым годом, с новым счастьем!». Дескать, это он произнёс её впервые, и так она всем полюбилась. Потрясающе! Один человек внёс такой большой вклад в создание советских новогодних традиций.

Мы отвлеклись, а начали мы говорить про Деда Мороза. Откуда он взялся?

Константин Голодяев: Это природная стихия. Всё начинается с неё. Язычники ублажали Мороза, чтобы он не морозил, чтобы урожай на следующий год был ещё лучше. Потом, в 19-м веке, эту стихию облёк в литературную форму писатель Владимир Одоевский, у него в сказке появился Мороз Иванович.

Евгений Ларин: Точно, в 1841 году вышел сборник «Сказки дедушки Иринея», там появился Мороз Иванович.

Музей Новосибирска_035.jpg
Фото: Музей Новосибирска

Константин Голодяев: Потом был сборник сказок Афанасьева, у Некрасова был «Мороз, красный нос».

Евгений Ларин: Я читал, что у славян, дескать, были похожие персонажи: Карачун, Трескунец, Студенец. Но мне почему-то кажется, что вот не было в славянской мифологии таких божеств, всё это какое-то позднее подражательство.

Константин Голодяев: Возможно. Этот вопрос нужно исследовать, смотреть славянскую мифологию, их богов, которых был целый сонм.

Татьяна Свахина: Дед Мороз — это собирательный образ. Из языческого фольклора, из рождественского фольклора сформировался образ советского Деда Мороза — доброго волшебника, наделённого властью, умеющего творить чудеса. Но обязательно доброго.

Евгений Ларин: А ещё на рождественских открытках появлялся Святой Николай, Николай Чудотворец. Но это тоже не Дед Мороз, это другой персонаж.

Константин Голодяев: Святой Николай стал «Дедом Морозом» в западной традиции, это Санта-Клаус. Когда он пришёл к нам — это было ещё до революции, — он был в своём красном костюме, и не в коротком, а в длинном. И на рождественских открытках начала 20-го века Святой Николай был уже со Снегурочкой. На одной из открыток я видел, что Святой Николай стоит на лыжах, а на одной лыже у него стоит, зацепившись за ногу, маленькая девочка Снегурочка в синем костюмчике. Она тоже пришла из сказки. Жили-были дед да баба, не было у них детей, и слепили они себе из снега девочку. Она ожила, а потом через костёр прыгала и растаяла.

Татьяна Свахина: Это фольклорный персонаж.

Евгений Ларин: 

Я читал, что Снегурочка появилась из образа девушки, которую приносили в жертву Морозу. Её выводили на холод, где она должна была замёрзнуть насовсем.

Таким образом тоже хотели уважить этого самого Деда, который был ещё совсем не добрый.

А теперь давайте всё же поговорим про ёлочные игрушки. Есть такое утверждение, что по игрушкам можно изучать историю Советского Союза, по крайней мере, использовать их в качестве вспомогательного материала на уроках истории СССР. Это действительно так?

Татьяна Свахина: Абсолютно верное утверждение. Если мы возьмём игрушки разных периодов, то мы сразу увидим, что занимало умы советских граждан, какие события происходили в стране и в мире, на что нужно обратить внимание.

MyCollages.jpg
Фото: Музей Новосибирска

Если мы берём игрушки 1930-40 годов, то там мы увидим челюскинцев, полярных лётчиков. В это время в стране шло активное освоение территорий Крайнего Севера, предпринимались различные экспедиции, часто они были успешными, все ждали возвращения исследователей. Знаменитую эпопею челюскинцев не могла не отразить ёлочная индустрия. 

Евгений Ларин: Страна, конечно, с упоением следила за развитием событий.

Татьяна Свахина: За плаванием героической группы людей на льдине.

Евгений Ларин: Вы так говорите, как будто они плавали на льдине и им там всё нравилось!

Татьяна Свахина: Попробуйте поплавать на льдине!

Евгений Ларин: Там же как дело было? В 1934 году по северному пути шёл ледокол «Александр Сибиряков», а вслед за ним двигался пассажирский пароход «Челюскин» с якобы обычными пассажирами на борту. Хотя там, конечно, были передовики производства, герои соцтруда, учёные, инженеры, в общем, цвет советского общества — люди, которые удостоились чести открыть пассажирский северный морской путь. Но что-то пошло не так, пароход зажало во льдах, и им ничего не оставалось, кроме как плавать на этой льдине.

Константин Голодяев: Но это же действительно был большой подвиг! Ведь этот пароход могло льдинами раздавить.

Евгений Ларин: А его и раздавило!

Константин Голодяев: Соответственно, пошла течь, пароход затонул, людям надо где-то жить, самолёт за ними прилетит неизвестно когда. Это было действительно непростое испытание. Испытание природной стихией, которая делает человека беззащитным.

Татьяна Свахина: Не так-то просто даже было организовать спасение на самолётах.

Евгений Ларин: И вот эти самые полярные лётчики превратились ёлочные игрушки в виде маленьких белых человечков. 

А после того как 4 октября 1937 года дирижабль СССР-В6 установил рекорд по продолжительности непрерывного пребывания в воздухе — 130 часов 27 минут, появились ёлочные украшения в виде дирижаблей.

Татьяна Свахина: Да, причём изготавливали их и из стекла, и из стекляруса.

Игрушки военного времени заслуживают отдельного внимания. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на все трудности, люди продолжали отмечать Новый год. Они продолжали отдавать дань этой семейной традиции. Это была вера в будущее, вера в победу.

IMG_5340.JPG
Константин Голодяев, Татьяна Свахина, Евгений Ларин. Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Ёлочные игрушки тогда хоть и не изготавливали в промышленных масштабах, но ёлки продолжали украшать — самодельными игрушками из самых простых материалов. Праздник оставался даже в эти самые сложные времена, он дарил надежду и позволял сохранять добрые семейные традиции.

В послевоенные годы игрушки начинают меняться. Они отражают уже веяния мирного времени, становятся менее политизированными и более волшебными, более сказочными. 

На ёлочках появляются персонажи из русских народных и авторских сказок.

Когда в 1949 году в стране отмечали 150-летие Пушкина, то выпустили огромное количество наборов ёлочных украшений по его произведениям: «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказке о золотом петушке» и другим. Когда впервые на русский язык перевели сказку известного итальянского писателя Джанни Родари «Чиполлино», этот герой со всеми своими друзьями тоже появляются в виде ёлочных игрушек.

Евгений Ларин: Но самое эпохальное, на мой взгляд, вторжение в ёлочную промышленность произошло в 1961 году, когда ёлки начали украшать ракетами и фигурками космонавтов!

MyCollages (1).jpg
Фото: Музей Новосибирска

Татьяна Свахина: Конечно! Произошло событие мирового масштаба. 12 апреля 1961 года первый человек, гражданин Советского Союза, совершает полёт в космос. Космическая эра наступает и на Земле. Всё общество и вся промышленность, не только ёлочная индустрия, реагируют молниеносно. Самым популярным именем становится Юрий, в стране начинают выпускать пылесосы «Ракета» и «Чайка», а «Чайка» был позывным Валентины Терешковой. Очень глубоко захватила тема космоса советских людей. И, конечно, на ёлочках теперь царствуют космонавты, ракеты. Навершие ёлочки тоже трансформируется. Вместо пятиконечной звезды её макушку теперь украшает спутник.

Евгений Ларин: Кстати, первоначально звезда на ёлке была не пятиконечная, а шестиконечная — вифлеемская.

Константин Голодяев: Наверное, даже немного жаль, что традиция следования ёлочных игрушек за временем ушла. Интересно было бы посмотреть, если бы на ёлке висели Ипполит, Женя Лукашин...

Евгений Ларин: А ведь отличная идея!

Константин Голодяев: Или заливная рыба!

Евгений Ларин: Да! Ведь это же один из самых ярких моментов встречи Нового года, без которого мы сегодня и не можем себе его представить. Мне, например, обязательно нужно в новогоднюю ночь хотя бы один раз посмотреть «Иронию судьбы». А вот появились ли в наши дни такие кинокартины, которые могли бы заменить нам любимые новогодние фильмы — «Иронию судьбы, или С лёгким паром!», «Джентльменов удачи», «Иван Васильевич меняет профессию»?

Константин Голодяев: Ну, в общем, есть такие. Недавно я общался со школьниками, рассказывал про Новый год, а перед этим показал фрагмент фильма «Ирония судьбы». Выяснилось, что многие сегодняшние ученики 5-11-х классов не знают, что это за фильм, они его никогда не видели. Но есть современные фильмы «Ёлки», их уже несколько серий, есть «Ирония судьбы. Продолжение» про детей тех самых героев.

Татьяна Свахина: «Тариф новогодний».

Евгений Ларин: Однако, на мой взгляд, это уже что-то не то.

Константин Голодяев: А это ностальгия по детству. У каждого своё время и свои герои.

Музей Новосибирска_011.jpg
Фото: Музей Новосибирска

Евгений Ларин: И точно так же, как мы не можем представить себе новогоднюю ночь без «Иронии судьбы» и всех тех замечательных фильмов, мы не можем уже представить бой курантов без того, чтобы перед этим не сказал несколько слов по телевизору президент. Ведь это тоже советская традиция, которая появилась, в общем, не так уж и давно.

Татьяна Свахина: Конечно, эта традиция появилась тоже в Советском Союзе. 31 декабря 1970 года, перед новым 1971 годом, по телевизору выступил Леонид Ильич Брежнев. Это он первым решил так поздравить советских граждан. И поскольку это был советский Новый год, то обращение Брежнева было чисто советским. Были подведены итоги уходящего года, построены планы на наступающий год. И пусть это было не столько поздравление, сколько отчёт, тем не менее традиция эта была заложена, она полюбилась людям, и жива она до сих пор. 

Нам сложно себе представить, чтобы президент лично нас всех не поздравил без пяти двенадцать с Новым годом.

Константин Голодяев: Поздравления страны с Новым годом были и того этого, но это были радиообращения к советскому народу. И Сталин с Новым годом поздравлял, и Калинин. Сегодня нас поздравляет президент. Главное, чтобы то, что он нам желает, — добра, мира, счастья — сбывалось, чтобы эта надежда (а Новый год — это надежда) была всегда с нами.

Евгений Ларин: Что ж, возвращаясь к тому вопросу, с которого мы начали, наверное, можно сделать уже вывод...

Татьяна Свахина: ...что все новогодние традиции, которые мы знаем и любим, зародились в Советском Союзе. И праздник Новый год в том виде, какой он есть сейчас, тоже сформировался в эпоху СССР.

Евгений Ларин: Сейчас есть возможность представить себя если не лидером государства, то его уполномоченным лицом, и поздравить с Новым годом весь Новосибирск и часть Новосибирской области, в которой вещает «Городская волна», а с учётом интернет-вещания — всю страну и весь мир!

Татьяна Свахина: Дорогие друзья! Поздравляем вас с наступающим 2023 годом! Желаем вам успеха, здоровья, улыбок, счастья и чтобы все ваши самые сокровенные мечты обязательно исполнились!

Константин Голодяев: Присоединяюсь к предыдущему оратору. Пожелаю всем одного: счастья. Счастье — понятие философское, у каждого оно своё. Пусть у вас будет ваше личное счастье, и тогда ваша жизнь будет гораздо ярче, комфортнее. Личного счастья каждому! Пусть оно у всех будет разным!

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Слушать аудиоверсии программы «Вечерний разговор об истории» теперь можно также в разделе подкастов на Яндекс Музыке.

Что происходит

Где будут убирать снег 1 февраля в Новосибирске — список улиц

HeadHunter назвал лучших новосибирских работодателей за 2022 год

Жён и родителей мобилизованных проконсультируют в Первомайке

Школу и детский сад начнут строить в карьере Мочище в этом году

На новосибирской ГЭС заделывают трещины

В НГУ создали шесть молодёжных лабораторий: зачем они нужны

Новую инфекционную больницу под Новосибирском сдадут в 2023 году

Беженкам из Донбасса помогут открыть своё дело в Новосибирске

Новосибирец исследовал человеческое благополучие — что из этого вышло

Городскую электричку запустят из центра Новосибирска до Толмачёво

Бренд I’m Siberian показал шрифт-невидимку, который легко читают дети

Показать ещё