
Учёные НГУ и ИЦиГ СО РАН объяснили, почему у человека возникает высокая тревожность и при чём здесь динозавры. Результаты исследования опубликовали в виде научного мема про лису в международном профильном журнале.
Доцент кафедры физиологии НГУ, нейробиолог Пётр Меньшанов и учёные ИЦиГ СО РАН изложили свою версию в терминах теории игр. Выводы можно увидеть в международном журнале Evolutionary Biology издательства Springer Nature.
Как сообщили в пресс-службе Института цитологии и генетики СО РАН, новосибирские учёные смогли заложить высокую тревожность у крыс уже после однократного воздействия слабого стресса в раннем возрасте. По словам Петра Меньшанова, для людей такое раннее «программирование» тоже характерно. Учёный напомнил, что до того, как наши предки стали сверххищниками, они долго страдали от крупных африканских кошек и гиен.
«Под давлением опасных животных у древних людей также могло сформироваться „программирование“ тревожности, которая была адаптивна в те времена, но не адаптивна для современного общества», — поясняет Меньшанов.

По словам исследователя, то, что раннее воздействие гипоксией повышает тревожность не только у крыс и людей, но у более примитивных рыб, говорит о сроках появления этого признака — в эру динозавров. Тогда далёкие предки млекопитающих, в том числе и человека, были загнаны хищными динозаврами под землю, где прятались от преследователей без еды и света.
«Лишь падение метеорита освободило млекопитающих от гнёта динозавров, однако оставило нам повышенную тревожность и другие неизгладимые следы в глубине генома», — подчеркнул нейробиолог.
В прошлом году археологи нашли кости древних носорогов и мамонтов в пойме реки Чик под Новосибирском.