Житель Бердска Олег Щербаков собирает и реставрирует технику легендарного радиозавода «Вега». Коллекция насчитывает более 150 рабочих экспонатов — проигрывателей и магнитофонов, за которыми в своё время гонялись меломаны со всего мира. Есть даже раритетная радиола послевоенного периода с виниловыми пластинками Леонида Утёсова в комплекте. «Новосибирские новости» побывали в музее аппаратуры Олега Щербакова и узнали, как он «оживляет» прошлое.
Советскую технику он разместил в своей небольшой фотомастерской. На входе посетителей встречают постеры и календари с символикой легендарного бердского радиозавода. Дверью не ошибёшься — здесь всё время играет музыка.
С «Вегой» коллекционера связывает своя история. Когда-то там работали его родители. В детстве он сам часто бывал на производстве и даже устроился туда после вуза.
Но трудовую династию продолжить не довелось — в «девяностые» предприятие прекратило своё существование.
«Идея собирать свою коллекцию мне пришла полтора года назад. Меня тогда как раз пригласили на годовщину нашего радиозавода. Встреча проходила в заводском музее. Когда я рассматривал на полках „веговскую“ аппаратуру, очень удивился, что ничего не играет. Вроде бы такой музей звука, а кругом тишина. А ведь для многих название „Вега“ ассоциируется именно с красивым, качественным звучанием. Поэтому я решил не только собирать „веговские“ экспонаты, но и „оживлять“ их, чтобы они играли и продолжали радовать, как раньше», — рассказывает Олег Щербаков.
Сегодня у многих эта техника валяется в гаражах, на чердаках на дачах. Люди не знают, что делать со старыми магнитолами и приносят их в мастерскую к Олегу Щербакову. Некоторые экземпляры буквально дышат интересными историями. Например, проигрыватель из районного загса, подаренный коллекционеру вместе с пластинками — на них марш Мендельсона и красивые песни про обручальные кольца и вечную любовь.
Реанимировать можно любую технику, уверяет мастер. Но многое зависит от того, насколько она «убитая». Где-то достаточно просто реставрации или замены деталей, а чему-то нужна настоящая «головомойка» с прочисткой от всевозможных таракашек, бытовой пыли и следов напитков. Восстановление неисправного оборудования «под ключ» обходится в сумму от 5000 до 7000 рублей.
Мастер признаётся, что сердце у него замирает каждый раз перед тем, как он заново включает кнопку «Пуск» на отремонтированном аппарате: как будто запускаешь музыкальную машину времени.
Одна из них — радиола «Рекорд» 1953 года выпуска. Эти устройства были особенной частью советского быта. Они занимали почётное место в домах и служили источником музыки, новостей и развлечений. Модели были оснащены проигрывателем для виниловых дисков, а поздней ночью любители могли настроиться на западные радиостанции. Сейчас уже нет таких станций, которые принимал бы этот прибор. Но пластинки послушать можно.
«Сейчас я поставлю вам пластиночку, аппарат нагреется и заиграет. Видите, у меня тут даже салфетка узорная — раньше в домах все так украшали радиотехнику», — с душой демонстрирует коллекционер.
Носитель издаёт характерный хрипящий звук — и из динамика доносится голос Леонида Утёсова, который исполняет легендарную песню про город у Чёрного моря. Артист споёт до конца — и нужно будет сменить иголку проигрывателя на новую, так как она быстро стачивается о старую пластинку.
Когда-то каждый советский меломан мечтал иметь у себя дома аппаратуру со штампом бердского радиозавода. Это было очень престижно. Не имело значения, что из техники достанется тебе в магазине — главное, что это именно «Вега». Но тогда вся её продукция была большим дефицитом. Несмотря на то что предприятие выпускало миллионы экземпляров.
На полке в музее Щербакова стоит музыкальный центр с проигрывателем, магнитофоном и усилителем. В своё время за такими покупатели буквально охотились. У магазина «Орбита» выстраивались целые очереди. Новосибирцы дежурили у входа по ночам, чтобы приобрести популярную тогда технику. При советской зарплате 120–180 рублей такая потеха стоила 960 рублей.
Бережно хранит Олег Щербаков и свой магнитофон «Вега 328» в серебристом корпусе.
«Это была первая стереофония в Советском Союзе, и я очень гордился, что он у меня есть. На улицу с собой не брал, хотя тогда так делать было модно. Для ребят конца „восьмидесятых“ – начала „девяностых“, когда нужно было за себя постоять, магнитофон был хорошим ударным инструментом. Не зря их носили на плече на всеобщее обозрение. На человека с магнитофоном нападать было чревато», — шутливо вспоминает коллекционер.
Каждое утро Олег Щербаков приходит в свою фотомастерскую и включает один из музейных экспонатов. Говорит, техника не должна застаиваться.
«От времени любая аппаратура приходит в негодность. Если иголка у проигрывателя будет долго стоять без работы, она задубеет, и звук будет как из бочки. Был случай, когда мне принесли новый „веговский“ магнитофон в заводской упаковке. Лежал много лет ненужный в гараже. Я вскрыл коробку, а там всё новенькое, в пакетиках. В комплекте шли разноцветные наушники. Я обрадовался — давно хотел себе такие в коллекцию. Когда вскрыл их — через пять минут после соприкосновения с кислородом они рассыпались в труху», — отмечает владелец импровизированного музея.
Сейчас Олег Щербаков готовит посылку бойцам на СВО. Специально отреставрировал и перепаял несколько десятков «веговских» приёмников. Вставил в них флеш-карты с музыкой, смонтировал переключатель мелодий и порт USB.
«Там, на передовой, эти приёмники ребятам будут нужнее. Устройство без антенны, а значит безопасно для бойца, никакой враг не уловит. Внутри встроенная плата — на неё закачал много песен. В часы пауз и досуга нашим воинам будет приятно послушать музыку для психологической разгрузки», — рассуждает автор устройства.
Пополнять свою коллекцию мастер планирует и дальше. Говорит, что есть экземпляр, за которым он давно охотится. Это редкий тюнер «Вега 004» с квазисенсорными переключателями. Уникальный аппарат выпустили в 1978 году малым тиражом и сейчас найти его практически нереально.
#Городские технологии #Сделано в Новосибирске #Милый город #Фотогалерея