Мечта туриста: Дом пимоката с расписными валенками открыли в Новосибирске
Дом пимоката Ивана Лапина в Нижней Ельцовке начал работать в этом году. Небольшой павильон стоит на левом берегу речки. Внутри разместились музей пимов и лавка, где можно купить изделия из войлока — валенки, валеши, тапки и чуни, а также вещи, связанные из овечьей шерсти — платки, варежки, носки и жилеты. Здесь же молодой мастер Саша делает валенки. В нашем городе не так много мест притяжения иностранцев, но эта лавка рискует стать горячей точкой на туристических маршрутах, к...
Лариса Сокольникова
Потомственный пимокат Иван Лапин рассказал, что реализовывать проект «Дом пимоката» начал в 2018 году. Два года ушло на воплощение идеи — получение земли, строительство, отделку и оснащение. Иван Андреевич мечтает сохранить старинное ремесло изготовления войлока и обуви из него и передать умения следующему поколению. В лавке есть небольшой музей пимокатного промысла, где можно посмотреть и потрогать валенки, которым больше 100 лет.
Сейчас к пимокату приезжают покупатели не только из разных районов Новосибирска, но и из области. Когда мы приехали снимать фоторепортаж, там примеряла валенки супружеская пара из Черепанова. По словам покупательницы, она приехала в Новосибирск специально за валенками Лапина.
В ассортименте — не только классические валенки из шерсти разных цветов для всех возрастов, но и тапки-чуни, расшитые мастерицами, элегантные валиши, украшенные натуральным мехом и стразами, валенки с росписью и вышивкой, вязаные платки, косынки, носки и варежки.
По словам Ивана Лапина, его дед и прадед катали валенки, и сейчас родственник в Мордовии продолжает традиции. Тёплую обувь изготавливают по старинке. Сам Лапин ведёт крестьянское хозяйство, разводит овец для получения качественной шерсти. Шерсть перерабатывают вручную, и в процессе этой переработки она превращается в художественные изделия. Каждая пара валенок или тапок, которую вы видите в лавке, уникальная. Одинаковых нет. Для декорирования войлочной обуви привлекают мастериц-вышивальщиц и художников.
Тут же мастер-пимокат Саша валяет валенки. Он знает весь цикл изготовления тёплой обуви, может сделать любую модель — от небольших изящных тапок для девушки, в которых тепло и уютно ходить по дому, до мощных мужских валенок, которым не страшен 40-градусный мороз.
Мастер говорит, что 70% времени изготовления валенок занимает подготовка шерсти — стрижка, просушка, очистка, расчёсывание. Всё это делается вручную. Для валенок нужна специальная шерсть. Не каждая подойдёт для уличной обуви. Овец стригут осенью. Если перед стрижкой льют дожди, то овечка может насобирать на себя мусор и пыль, и тогда шерсть будет в полтора раза тяжелее. Например, на женские валенки надо 1,8 кг шерсти. Но в процессе стирки грязь отстирывается, и они станут тонкими, по улице в них не пойдёшь. Но можно ходить дома — тепло, мягко и массаж для ног.
Лапин рекомендует сначала немного разносить новые валенки, а потом подшить их. И тогда они прослужат вам ещё десять лет. Новые валенки не должны садиться. Если сели, значит, изначально для них взяли грязную, немытую, непростиранную шерсть.
«Я всегда спрашиваю: для кого валенки, кто будет носить, куда. Некоторые не любят в валенки надевать шерстяной носок, но я уверен, что это необходимо. Так получается тройной эффект трения и согревания капилляров. А это хорошо влияет на иммунитет. Когда берёшь шерсть в руки, то сразу понимаешь, какая подойдёт на валенки, а какую лучше на тапки пустить», — уверен пимокат.
Здесь же, в лавке, стоят старинные шерстобитные машины, на которых делали войлок ещё в 19 веке. Есть и более древний инструмент для битья шерсти — струнный. К нему прилагаются всевозможные деревянные и железные рубели (ребристые доски с ручками). Некоторые из них кажутся неподъёмными. Но мастер без особых усилий поднимает эту железяку, чтобы показать, как с ней управляться.
Одну пару валенок украшает портрет человека, очень похожего на президента Путина. Однако Лапин заверил, что это не президент, а его двойник. «Это мой учитель. Он просто очень похож на президента», — пояснил пимокат.
В экспозиции музея можно увидеть и потрогать старинные валенки с подошвой. Им, по словам Лапина, не менее 140 лет, и стоили они когда-то не меньше среднегодовой зарплаты. Женская модель предназначалась для того, чтобы в них обувались в туфлях. Внутри валенка сделали специальное жёсткое приспособление под каблук. Таких валенок не осталось ни в одном музее. Здесь же висят старинные фунтовые весы с царской чеканкой и гири для них.
«Валенкам не 200 лет. Тысячу, а то и две тысячи лет назад на Руси шерсть били. Делали обувь для зимы. Археологи находят их. Дед мой старообрядец-кержак до сих пор струной бьёт шерсть. Этого вы вообще нигде не увидите. Оттуда и выражение пошло — „разбить в пух и прах“», — рассказал Иван Лапин.
Сам он учился ремеслу у Николая Васильевича Сысолятина, который живёт в селе Верх-Неня в Ельцовском районе Алтайского края.
«Узнал я о нём случайно, поехал к нему, но он не хотел брать учеников. По складу он человек нелюдимый, да и возраст уже 84 года. В России это последний человек из ремесленников старой гильдии. Таких мастеров уже нет, никто так шерсть уже не катает», — добавил мастер.