Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Лучшие фотографы Новосибирска: Олег Кугаев

«Магия» — это первое слово, которое всплывает в сознании, когда видишь работы новосибирского фотографа Олега Кугаева. Он снимает природу — пейзажи и животных в естественной для них среде. С фотографий на вас смотрят любопытные лисята и величественный горный баран, смешной малыш-кенгуру и хозяин леса — бурый медведь. «Новосибирские новости» расспросили Олега Кугаева, с чего начался его путь фотографа-натуралиста, как удаётся так близко подходить к диким животным в лесах, и есть ли у него заветная мечта.

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
14:05, 29 ноября 2022

— Олег, вы выпустили свой традиционный тематический календарь на следующий год. Чему в этот раз посвящено издание и как можно его приобрести?

— Каждый раз я собираю календари из тех работ, которые накопились за год. В этом году я долго работал в уссурийской тайге в Приморье. Мы там снимали фильм о гималайских медведях. Поскольку оттуда привёз много материала, то захотелось сделать проект именно о тайге, где живут не только медведи, но и тигры, и леопарды.

В этом году в календарь добавились звуки. В нашей команде есть биоакустик Владимир Архипов, который записывает звуки природы. На некоторых страницах издания есть QR-код, который приведёт на сайт, где можно послушать трек. Это стало такой новой изюминкой календаря. Заказать его можно в онлайн-магазине или лично у меня через соцсети.

KOMP2450.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

— Сколько фотографий вошло в календарь?

— Я использовал 14 работ — две обложки и по одному снимку на каждый месяц.

— Вы говорите «Мы снимали фильм о гималайских медведях». Кто это — «мы»?

— Это студия документального кино о природе LESFILM — интернациональная команда, участники которой находятся не только в России, но и во Франции и Греции. Коллектив большой, собранный из самых разных мест.

— Как вам всем удалось объединиться для проекта?

— Дело в том, что природной тематикой профессионально занимается не очень много людей. С учётом того, какая у нас большая страна, фотографов и операторов, снимающих природу, к сожалению, мало. Поэтому мы все друг друга знаем, часто пересекаемся на фотоконкурсах, а также платформах, которые занимаются съёмками кино о природе. 

Кстати, LESFILM уже выпустил большой проект о медведях Камчатки. Его показали в российских кинотеатрах и по миру. Этот фильм завоевал много разных кинопремий. В проект о гималайских медведях они пригласили меня в качестве оператора.

2.jpg
Фото: личный архив Олега Кугаева

— Как давно вы занимаетесь фотографией и киносъёмками? Это же для вас не хобби, а настоящая работа?

— Заняться съёмками я решил, ещё учась в школе. В тот момент в Новосибирском колледже культуры и искусств было отделение кино и телевидения. Сейчас его нет, к сожалению, практически сразу не стало, распустили через пару лет после открытия. Потом я ушёл в телевидение, работал на коммерческих каналах. Больше всего мне нравилось снимать рекламу, и параллельно я начал заниматься фотографией.

В колледже у нас преподавали документалисты из Западно-Сибирской киностудии. Мне очень хотелось снимать кино, но вся киноиндустрия разваливалась. И когда у меня появился шанс создавать документальные фильмы о природе, я был очень рад.

— Что вы не будете снимать никогда и ни при каких обстоятельствах?

— Думаю, что за деньги я уже никогда не буду снимать свадьбы. Для друзей могу, но — бесплатно. Поскольку я очень долго работал в сфере рекламы, то знаю, какими могут быть клиенты. Они могут быть разными, каждый со своими планками и капризами. Поэтому не хочется переходить в негатив, когда что-то кому-то не нравится, а ты туда вложил душу. И доказывать человеку, что это правильно, — бесполезно. Поэтому для друзей мне проще снять бесплатно, а за деньги я делаю то, что мне нравится. То есть меня нанимают, чтобы сделать так, как я сам хочу. Без указаний.

— Как удаётся получить такие крутые кадры природы? Это талант, наработанное годами ремесло или волшебная кнопка «Шедевр» у камеры?

— Ничего не знаешь заранее. Когда приходишь в лес или к морю, в степь или пустыню — есть только желание понять. Началось всё, когда я перестал получать удовольствие от съёмок рекламы. А для меня очень важно, чтобы работа приносила удовольствие. Тогда я стал себя искать и разными путями пришёл в лес. Мне было уже больше 30 лет. Пришёл я, чтобы понять его, а не чтобы пожарить шашлык или порыбачить. На тот момент я даже ни разу не видел дикое животное в естественной среде.

Я ходил, слушал, как дует ветер, как птицы поют, и вскоре встретил куницу. Она забралась на дерево прямо передо мной и посмотрела на меня. Я делаю пару кадров — и тоже на неё смотрю. И тут на неё нападает сова, несколько секунд они борются и затем обе исчезают в лесу. Я стою весь в эмоциях. Во мне тогда перемешались страх и восторг! И стало понятно, что именно это я и хочу получать на съёмках, идти в этом направлении. В общем, в рекламу я не вернулся.

Всё в жизни стало меняться. Начал заниматься природой, потом появились люди, которым нравится то, что я делаю, мы стали ездить по миру. Поработал в Индии, Италии, Австралии. Всё завертелось, и мне это безумно нравится. И кстати, фото с той куницей тогда заняло призовое место на конкурсе Русского географического общества.

— Куда вы ездили в этом году? Что снимали, каких животных удалось повстречать?

— В этом году я месяц ходил по тайге в Сихотэ-Алинском заповеднике, искал гималайского медведя. Но не нашёл, к сожалению. Бурого медведя встретил, а гималайского — нет.

asXzVXQp2fk.jpg
Медведь ждёт, когда океан выбросит на берег моржа или кита. Фото: Олег Кугаев

— Медведь — довольно опасный хищник. Не страшно было?

— Когда идёшь в лес, нужно соблюдать правила. В большинстве случаев, конечно, проблем не должно возникнуть. У большинства хищников в меню нет человека, а менять свой рацион — дело хлопотное. У них есть своя кормовая база, и этого достаточно. Просто нужно держаться в стороне. Потихоньку уходить, если встретили дикого зверя. Не бежать, иначе вы становитесь жертвой, а таких они догоняют инстинктивно. И вообще держаться подальше от любых диких животных, особенно медведицы с медвежатами. Мать может заподозрить, что у вас плохие мысли.

И ещё один совет тем, кто идёт в лес. Нужно надевать яркую одежду, а не камуфляж. Чтобы вас издалека можно было увидеть. И не стесняйтесь громко восхищаться красотой природы. Яркие цвета и громкий звук могут напугать животное. Ему проще уйти, чем узнавать, что вы такое, опасно это или нет.

— На каком расстоянии от вас был медведь?

— Метров 40, наверное. Он был большой. Первый раз такого встретил; наверное, около четырёх метров будет, если встанет на задние лапы. 

Мне много довелось снимать медведей на Чукотке, там они были поменьше. С одним из них я даже встретился взглядом. Как-то раз море выбросило на берег кита, и туда сбежались бурые медведи. Они там по берегу всегда ходят и ждут, что волна выкинет кита или моржа. Один из медведей пошёл в мою сторону. У них хорошее обоняние, но зрение не очень. Я стоял за штативом, и он не совсем понимал, кто я. Когда понял, то развернулся и убежал. Это стандартная реакция медведя на человека.

— Как найти в лесу дикое животное?

— У фотографов и операторов, снимающих дикую природу, есть два приёма — прятаться или ходить по лесу. Мне больше нравится ходить, встречать животных и договариваться о съёмке. Мне интересно увидеть глаза зверя, знать, что он меня видит, и наблюдать за его реакцией.

В большинстве случаев животные убегают. Но есть и любопытные, такие же, как я. Им интересно, кто я такой. У всех животных есть своя дистанция, на которую можно к ним подойти. И они сами тебе показывают — вот сейчас лучше стой. Потом они могут заниматься своими делами, но смотрят, чтобы не нарушалась дистанция.

В Сихотэ-Алинском заповеднике, где мы снимали гималайских медведей, водятся ещё и тигры. Мне не довелось сфотографировать их. Но, судя по следам, они всегда были рядом. Например, тигрица с тигрятами попали в фотоловушку через два часа после того, как я там проходил. Скорее всего, они меня видели и знали, но не захотели со мной знакомиться.

— Вас расстроились, что не удалось снять тигра?

— Да, я очень хотел его сфотографировать. Это ощущение, которое вызывает зависимость. Всегда хочется раздвинуть рамки неизведанного. Понять, на что я ещё способен, сможет ли страх меня сковать или я смогу узнать что-то новое. И это касается не только тигра. Некоторые фотографы могут часами сидеть в скрадке и ждать, когда придёт животное. Я не люблю сидеть, хотя иногда и приходится. Мне нравится ходить. Так, на мой взгляд, больше шансов встретить кого-то. Порой и не того, кого ожидал, но, может, даже лучше.

— Каких диких животных у вас всё-таки получалось снять в их естественной среде?

— Я снимал аргали, горных баранов, на Алтае. Там, где они обитают, на местности почти нет деревьев, и подбираться к стаду очень сложно. Но однажды всё-таки получилось. Я долго за ним шёл, обходя горы часа три. За это время аргали тоже сместились и обошли меня. Когда я встал на точку и начал их искать, то услышал, как земля подо мной трясётся. Они оказались около меня и убежали. Я решил посидеть подождать, потому что вдали увидел ещё стадо. И тут первое стадо вернулось обратно ко мне. Напуганное. Я понял, что их напугали либо волки, либо снежный барс. Больше некому. Очень хотел, чтобы это был снежный барс. Но их гнали волки. Когда они меня увидели, то ушли. Самец аргали пошёл проверить, где волки, всё обошёл, а стадо его ждало. Он продефилировал около меня. Это была большая удача, потому что несколько лет я вообще не мог подобраться к аргали, они убегали, увидев меня за несколько километров. 

Я много снимаю горных баранов и надеюсь, что когда-нибудь сделаю о них книгу. Ещё планирую сделать книгу о природе Новосибирской области.

IAJ_eu87FjY.jpg
Летучая мышь в Барсуковской пещере. Фото: Олег Кугаев

— Это будет издание о природе региона вообще или только о животных?

— Работа над книгой идёт уже лет пять. Но у меня много разъездов по России, и не всегда получается плотно взяться за поиск материала. Когда я в Новосибирске, то большую часть времени посвящаю этой книге. У нас есть команда из дизайнера Нины Белановой, автора Евгении Пельтек и меня. Мы хотим рассказать о животных, обитающих в нашем регионе. Ситуация такая, что наши дети, да и взрослые тоже, больше знают об африканских животных, чем о тех, кто живёт с нами рядом, с кем мы соседи. Мне кажется, что таких знаний о нашем крае в наших школах не хватает. Например, немногие знают, что у нас есть пеликаны.

Мы уже делаем вёрстку книги. Удалось снять лосей, косуль, кабанов и других животных. А вот с медведем проблема. К сожалению, не могу его встретить в нашей области. Поэтому хочу через вас пригласить жителей Новосибирска и области поучаствовать в создании этой книги. Ведь наверняка существует много личных историй от людей, которые знают, где бродит медведь или где днём выходят бобры. Давайте вместе завершим книгу — присылайте нам свои истории и фотографии, информацию и локации. Какие-то истории читателей мы, возможно, опубликуем в книге или наших соцсетях.

— Комфортно ли вам было вести съёмку в пещере с летучими мышами?

— По пещерам я и раньше ходил. Но это были большие пещеры, куда нужно спускаться по лестнице с искусственным освещением. В узкие мне всегда было страшно ходить, поэтому избегал. Но мне очень хотелось поснимать рукорылых, и я решил съездить с учёными, посмотреть и прочувствовать. 

Мы снимали в Барсуковской пещере, расположенной в Маслянинском районе. Эти фотографии нужны были в том числе и для книги. Для меня это тоже было преодолением. В итоге получился интересный опыт. Там, в пещере, зимует много летучих мышей — и краснокнижных, и обычных. Узкий вход ведёт в довольно просторную камеру, где можно стоять и сидеть. Учёные делали свою работу: снимали с мышей клещей для дальнейшего изучения, а я — фотографировал.

AjhiViC8XwA.jpg
Паук в макросъёмке. Фото: Олег Кугаев

— А вот этот завораживающий кадр с пауком как удалось сделать и насколько большой этот паук?

— Его я снимал на Дальнем Востоке. На самом деле паук маленький. Когда снимаешь макрообъективом, то всё кажется большим. А вот в Австралии мы снимали больших пауков. Это было незабываемо. Там флора и фауна абсолютно другие — много всего ядовитого, но это не значит, что там опасно. Есть, например, ядовитая бабочка. Но она же не будет вас кусать. Она ядовитая, потому что ест ядовитые растения. А её другие не едят, потому что она невкусная и опасна для тех, кто её ест.

5.jpg
Фото: личный архив Олега Кугаева

У нас много стереотипов по поводу Австралии. Когда мы только приехали туда, то решили посетить местность Голубые горы. Там нас ждал наш друг (у которого, кстати, останавливается Николай Дроздов, когда приезжает в Австралию). Тогда он строил дом, а жил в большом гараже. Наша большая команда не вся поместилась в гараж, и мне хозяин предложил переночевать на раскладушке под открытом небом. Я тогда задумался: ну как же так, ведь не будет же человек мне в первый же день предлагать умереть, наверное, это нормально —спать на улице в Австралии. Когда проснулся, то вокруг меня уже бегали кенгуру. Приехали мы ночью и ничего не видели толком, а утром, когда рассвело, я понял, какая там красота.

— А чему была посвящена ваша экспедиция в Индию?

— Есть такой канал на YouTube «Всё как у зверей», его ведёт журналистка Евгения Тимонова. В Индии и Австралии мы снимали сезоны для него. Много разных передач о том, в кого люди такие. И также ездили в национальные парки, снимали животных, искали тигра, но не нашли. Зато слышали, как он рычит. Очень убедительно — пробирает!

— То есть у вас есть мечта — снять тигра?

— Как показывает опыт, лучше о таком не мечтать и ничего не планировать. Например, я очень хотел сфотографировать снежного барса в Горном Алтае. Я даже готов был сидеть и ждать в скрадке, хотя это безумно скучно. При этом люди, которые приезжают просто так и снежным барсом не интересуются, его встречают. Так, наша орнитолог пошла смотреть птичку в гнезде — и увидела барса. Поэтому я решил ни о чём не мечтать. Приезжаю в Горный Алтай, чтобы снимать аргали, и если когда-нибудь наши пути со снежным барсом пересекутся, то я буду рад.

3.jpeg
Фото: личный архив Олега Кугаева

— Среди фотографов есть те, кто не публикует снимки без обработки, и есть те, кто максимум что может сделать — кадрировать. А вы дружите с фотошопом? Много в ваших работах обработки?

— Обработка обработке рознь. С фотошопом я мало работаю. Хотя, чтобы сделать макрофотографию, где в резкости был бы объект съёмки, какая-нибудь букашка, надо снять два десятка кадров, а затем их склеить. Тогда получится нужный эффект. Так же и с панорамой. Ты её склеиваешь — это и есть обработка.

В фотоаппарате я убираю яркость и контрастность, чтобы он не давал свою собственную. Потом в фотошопе довожу до того, как это было. Я хочу передать кадр так, как я его вижу, а не как это видят объектив и матрица в фотоаппарате. Для этого надо знать все технические инструменты, чтобы не переборщить.

— Как вы относитесь к чёрно-белой съёмке?

— Пока я не вижу в своих фотографиях чёрно-белое. Иногда перевожу в монохром, а потом опять в цвет и понимаю, что в цвете лучше. Под это надо заточить мозг, чтобы видеть эти цвета и атмосферу. Я пока не совсем её вижу.

— Вас способны удивить или восхитить чужие работы?

— Да, конечно. Я сразу начинаю разбирать технически, как это сделано, и порой это мне мешает. Мне нравится, как снимает документальное кино канал BBC. У них картинка получается, как в художественном кино. С одной стороны, это восхищает, потому что снято в дикой природе. Ты смотришь в динамике, как лев бежит за добычей, а камера следует за ним, она плавная, её не трясёт. Всё очень мягко и сосредоточено на объекте, снято с нескольких камер сразу, поэтому ты погружаешься в реальную охоту. Я же снимаю природу в другой категории, получается иная атмосфера со своими эмоциями. А когда ходишь по лесу один, то кадры получаются более душевные.

Не упускайте важное — подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Что происходит

«Вещдок: папка с эскизами»: выставка узника ГУЛАГа в краеведческом музее

День комфортного голосования: волонтёры помогли выбрать парки в офлайне

Театр «Красный факел» смешал все жанры музыки в «Ромео и Джульетте»

Автобус для раненых передал на СВО новосибирский муниципальный перевозчик

Новосибирец требует полмиллиона за ожоги в аварии на Петропавловской

Парк для всех возрастов: как может преобразиться Сосновый бор

30 лет заксобранию: депутаты приняли поздравления от губернатора

Заезд для семей участников СВО стартовал в центре «Морской залив»

Фантастические инсталляции создал в стенах музея скульптор Сафардиар

Маршруты транспорта изменятся в Академгородке из-за полумарафона

Новосибирск лидирует в Сибири по вводу жилья

Показать ещё