Жители Новосибирска и любого другого уголка страны могут придумать новую достопримечательность для своего города и увидеть воплощение проекта в жизнь. Стартовал приём заявок на всероссийский ежегодный конкурс «Культурный след». «Новосибирские новости» пообщались по видеосвязи с одним из победителей прошлого года, Ладой Евсеевой из Якутска, чтобы лучше узнать о том, как идею арт-объекта претворить в жизнь. И главное — зачем.
— Приветствую Якутск! Здравствуйте, Лада!
— Здравствуйте!
— Осенью прошлого года, благодаря победе во всероссийском конкурсе «Культурный след», ваш проект получил своё воплощение. Поздравляю вас с этим. Давайте вернёмся в то время, когда это был просто замысел.
— Русская пословица говорит: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В марте начался коронавирус, музей практически закрылся 16 марта, мы перестали принимать посетителей. И пришло время разбирать канал. У нас было очень много какой-то макулатуры. Мне было интересно покопаться в этом. Разбирая бумаги, я нашла описание 2019 года, что есть такой конкурс. Обнаружила, что в этом году из-за пандемии продлили сроки. И осталось буквально две недели, чтобы принять участие в конкурсе.
Я бы, может, и не пошла участвовать. Но я провожу экскурсии по Якутску и провожу их в основном для приезжих. Местных такие истории всегда меньше волнуют, чем приезжих. И когда начинаешь рассказывать... Сравнивать историю Якутска с невзрачным городом, снимать эту шелуху, докапываться до сердцевинки — народ восхищается: «Боже мой! Какие тут были люди, какие истории!» Потому что тут раньше был форпост, освоение всего Дальнего Востока.
И мне всегда не хватало такого объекта — стены, плаката, на котором бы были хотя бы перечислены узловые моменты развития города. И стояли бы фамилии, которые сделали Якутск. И когда я этот конкурс нашла, то сказала: «Ну вот же оно!» То место, которое поможет мне воплотить эту идею.
— А название «Здесь был ...» сразу возникло?
— Конечно! Это же была провокация. Чтобы люди понимали — почему тут такие автографы. А во-вторых, тут была другая задумка — сразу же предполагалось, что там будет окошечко. Чтобы каждый мог сфотографироваться и почувствовать себя в этой плеяде путешественников.
И задуматься о том, что эти люди, пробыв здесь всего неделю, оставили своё имя в истории города. А я тут живу — что я сделал для него?
— Насколько я понимаю, с каждым победителем работали архитекторы, скульпторы и художники, которые помогают воплотить задуманное в жизнь. У вас было так же? Насколько это было стрессово для вас?
— Естественно, я человек далёкий от архитектуры. Я думала, что это будет обычная гранитная стела, на которой будут золотом высечены аутентичные автографы и цитаты о городе, о людях, которые тут проживали. И будет указан год их проезда.
Нас включили в шорт-лист из 800 проектов. По-моему, выбрали 15. Было, конечно, потрясение. Потом выбрали пять победителей. И уже на эти пять работ собирали эскизы, был отдельный конкурс среди желающих. Но эскизы потом проходят обсуждение в комиссии общественной палаты. Там присутствуют такие люди, как Набутов, Никас Сафронов. И я смотрела, как там обсуждали эскизы моего проекта.
Это очень неприятно — когда видишь, что проект, который тебе нравился, уже изменился. «Что это за пошлость? Нужно было всё сделать по-другому». По моему памятнику вообще не выбрали эскиз, потому что комиссии не понравился ни один. Был объявлен дополнительный конкурс и выбрали памятник, который устраивал уже всех.
Плюс была ещё одна проблема. Допустим, в Питере был «Культурный код» — старушка полусгорбленная, гуляющая с собачкой. Великолепная идея, но она не прошла из-за согласований по землеустройству. Когда выдвигаешь свою заявку — ты ещё должен получить согласие архитектора от мэрии и общественности — что да, этот памятник городу нужен.
— Как быстро возвели сам арт-объект?
— Мы, по-моему, были первыми. Это в наших-то условиях, когда у нас уже в ноябре стояли морозы далеко за −30. Но тем не менее мы открылись первыми.
— По условиям конкурса «Культурный след» нужно представить не просто идею какого-то изваяния, но ещё и сделать его точкой притяжения, настоящей достопримечательностью. Как вы решали эту задачу?
— Место находится рядом с историческим парком, хорошо вписывается в его концепцию. Рядом находится микрорайон — 10 000 человек.
Плюс мы сделали аудиотур на платформе izi.travel. И в −44 мы провели автобусный объезд по городу, опять же по местам «Здесь был...». То есть чтобы показать горожанам, что по этой, с виду невзрачной, улице проходил Колчак, а тут Бродский решил стать писателем, потому что купил книжку. А здесь находится уникальная икона, которой больше нет нигде в России, которую привезла ещё сама Анна Бестужева.
— То есть суровый климат не помеха, если хочется сделать круглогодичное популярное общественное пространство?
— В апреле у нас сходит снег. Сейчас у нас проходит межмузейный городской квест, в нём участвуют шесть музеев. Одно из заданий — как раз сделать селфи на этом арт-объекте. Вообще от него интересно либо отправлять экскурсии по городу, либо, наоборот, заканчивать. Это такая жирная точка или даже многоточие, которое позволяет дальше любопытствовать об истории города.
— Мы не случайно решили связаться именно с Якутском, потому что во многом мы похожи именно как города. Правда, у вас по климату более суровый вариант.
Хотелось бы от вас услышать какие-то рекомендации для потенциальных участников из Новосибирска, чтобы они всё сделали правильно.
— Участвовать в конкурсе для того, чтобы просто поучаствовать — мне кажется, это заранее провальная идея. Потому что у вас в голове уже должна быть какая-то концепция — что вы хотите видеть в городе, вам нужна группа поддержки. Конечно, эти люди должны быть как минимум в СМИ, во власти. Без этого будет очень сложно.
— Ваш арт-объект делали на средства федерального гранта. Сколько это стоило?
— Жёстко прописаны условия — нужно уложиться в 500 000 рублей. Автора идеи это касаться не должно, потому что это уже вопрос к дизайнеру, к архитектору — придумать, как реализовать идею на эти 500 000.
При этом ни автор идеи, ни автор концепции ничего с этого не получают.
— Тогда вопрос: зачем вам это?
— Есть игромания, а есть проектомания. Я живу этим. Если что-то пришло в голову — надо либо эпично провалиться, либо победить. Мне было интересно довести это конца. Сейчас меня выдвинули на премию «Якутянин года», я даже не знаю, какие у меня баллы. Потому что, когда ты это делаешь, ты делаешь это не ради каких-то премий, не для титулов. Как у Портоса: «Я дерусь, потому что я дерусь». Я делаю это потому, что мне интересно.
Я, честно говоря, сама к этому арт-объекту редко подхожу, сдуваю снежок с таблички «Автор идеи: Лада Евсеева». Прошли — идём дальше, есть другие проекты.
Полную запись интервью смотрите в этом видео:
#Наш Новосибирск #Культурный город #Городская история #Архитектура #Конкурсы #История #Культура