Буддийский дацан «Ринчин», расположенный в Нижней Ельцовке, начался с одной компактной юрты, которую в 2012 году настоятель Бато-лама Базаров купил на свои деньги. Постепенно комплекс стал разрастаться, появились ещё две юрты: одну привезли из Монголии, вторую — с Байкала. В них открыли чайную с буузами и оборудовали помещение для молитв. Затем своими силами возвели малый дуган, а в 2016 году — большой из бруса. В прошлом году на территории установили первую буддийскую ступу. Всего их будет восемь. Как сейчас выглядит и чем живёт дацан — смотрите в фоторепортаже «Новосибирских новостей».
Центр Буддийской традиционной Сангхи России (это как РПЦ только у буддистов) и главная резиденция Пандито Хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане в столице Бурятии. Идея построить в Новосибирске дацан и пригласить из Улан-Удэ ламу принадлежит национальной бурятской культурной автономии «Байкал». Реализовывать задуманное начали в 2006 году. Первым делом активисты обратились к главе Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-ламе с просьбой прислать в наш город наставника. Так в 2006 году Бато-лама Базаров оказался в Новосибирске.
![NET_7613.jpg](/upload/medialibrary/dd0/rlo0ifphbwu1n5w839bs1ay9su9bgohh/NET_7613.jpg)
Вскоре учредили местную религиозную организацию буддистов «Ринчин». Бато-лама Базаров в дацане стал шэрээтэ (настоятелем), а по уставу его должность называется «председатель местной религиозной организации буддистов Ринчин Дацан».
![NET_7561.jpg](/upload/medialibrary/3a9/vsva6dsoxjy7b31ypedqt1shs6y6cn25/NET_7561.jpg)
Бато-лама рассказал, что в своё время власти города откликнулись на просьбу буддийского сообщества о выделении земли для строительства дацана и предложили на выбор четыре территории. В итоге остановились на участке в Нижней Ельцовке. Он практически идеально соответствует требованиям: находится на возвышенности, а с юга течёт речка.
В 2009 году община подписала договор о землепользовании. Первым делом водрузили забор. С покупкой материалов и работой помогали земляки.
![NET_7727.jpg](/upload/medialibrary/4cf/hot0rmvxebd0rk1ywnsq7kwn9hezks89/NET_7727.jpg)
В 2012 году Бато-лама на свои средства привёз и поставил в этом месте среднюю юрту. Потом попросил маму взять на себя кредит и купил в Монголии юрту побольше. Занял денег у одноклассницы, чтобы построить основание под эти сооружения. Ещё одну юрту подарил друг. В ней и начали проводить службы. А в двух первых открыли чайную с буузами.
![NET_7541.jpg](/upload/medialibrary/821/s0q0b893k9y6nn8fmitususgsvng1vmh/NET_7541.jpg)
«На что-то же жить надо, мамин кредит выплачивать, долг однокласснице возвращать. И так с помощью наших бурятских бууз мы построили небольшой восьмистенный дуган Сахюусан. Он некапитальный, фундамента у него нет. Сейчас это небольшое помещение используют для ретритов — духовных практик. Пока не построили капитальный корпус, в малом дугане проводили ежедневные службы», — рассказывает настоятель.
![NET_7561.jpg](/upload/medialibrary/a96/yjkfwkmcs8yysift659yhn5ojrt7xoyg/NET_7561.jpg)
В 2016 году на деньги благодетелей из бруса возвели новое здание размером 10 на 12 метров — большой дуган Мааниин. По словам Бато-ламы, стройка была по-настоящему народной. С тех пор службы идут в новом просторном помещении. За 12 лет коллектив дацана вырос до четырёх человек. Под руководством шэрээтэ работают двое лам и специалист по китайской и монгольской медицине.
В 2023 году на территории поставили первую ступу — она символизирует просветление. Это подарок одного из друзей дацана. В планах установить ещё семь, поскольку в тибетской традиции восемь основных видов ступ, каждая из которых связана с определённым событием в жизни Будды: рождением, просветлением, мудростью, сотворением чудес, сошествием с небес, примирением, продлением жизни и вхождением в паринирвану. Верующие обходят сооружение по часовой стрелке три, семь, 21 или 108 раз, читая мантры.
![NET_7558.jpg](/upload/medialibrary/ba3/lprg2tg20tx4pt49hcbugnbv5ea21hto/NET_7558.jpg)
Бато-лама отметил, что число прихожан дацана никогда не считали. По приблизительным оценкам, в Новосибирской области живут около 10 000 буддистов из Забайкалья, Бурятии, Иркутской области, Тывы, Калмыкии. Есть среди них и приезжие студенты, включая монгольских. Приходят и те, для кого это нетрадиционная религия.
![NET_7555.jpg](/upload/medialibrary/a57/l0p4q21co39ceaz718yze8d2wnfvtt4f/NET_7555.jpg)
Живут буддисты по лунному календарю. Новый год празднуют в феврале. На следующей неделе в четверг, 23 мая, будут отмечать праздник Весак — день рождения Будды. Это одно из главных торжеств.
По его словам, на закате времён учение Будды не будет знать никто.
Праздник тысячи лампад отмечают в декабре — в 25-й день первого зимнего, или десятого лунного, месяца по лунному календарю. В буддизме это день памяти об уходе в паринирвану (то есть о земной смерти) основателя тибетской школы Гелуг, к которой принадлежит большинство буддистов России, реформатора и философа ламы Дже Цонкапы. Он жил на рубеже 14-го и 15-го веков.
![NET_7651.jpg](/upload/medialibrary/4f0/3ddpq0xkb24zf83mbxm9f703iv1gs4q1/NET_7651.jpg)
На территории дацана выделено специальное место для флажков и лент. Бато-лама пояснил, что они называются «лунда». «Лун» — это ветер. «Да» — это конь. На ткани люди пишут своё имя, и ветер за них молится. Такие обрядовые ленточки можно встретить в туристических местах Горного Алтая. Это подношения духам гор, рек, источников, перевалов, а также жилища и рода.
![NET_7666.jpg](/upload/medialibrary/eed/e3xrlnkc1yp53n8k9ec5jxvuzhu9gx8n/NET_7666.jpg)
Одна из святынь дацана — халат Хамбо-ламы Этигэлова, нетленное тело которого с 2002 года находится в Иволгинском дацане в Улан-Удэ.
![NET_7698.jpg](/upload/medialibrary/e3d/s1h4jhigt9tkryi00ch6z78c42ts9wqf/NET_7698.jpg)
На вопрос об отношении к другим буддийским течениям Бато-лама ответил, что никакого противоречия между ними нет.
«У Будды было пять учеников, и не факт, что все они воспринимали его слова одинаково. Каждый понимает учение в силу своего ума, способностей и воззрений», — добавил настоятель.
Посетить дацан может любой желающий. Главное — соблюдать несложные правила поведения. Памятка есть на входной двери в большой дуган. Не шуметь, не бегать, женщинам предпочтительнее быть в юбках. Буузы в чайной всегда свежие.
![](/upload/resize_cache/iblock/84e/x9mmp0els0mc4q5sv0yssn4e7cocigj0/835_557_0/NET_7706.jpg)