Танец сродни спорту — и в части физической нагрузки, и в части травм. Какие хореографические направления, по мнению врачей, самые опасные? Какие выбирают только сумасшедшие и подойдёт ли этот вид активности желающим сбросить вес? Можно ли в танцклассе омолодить мозг? Об этом на фестивале науки «Кстати» новосибирцам рассказали ортопед Егор Буров, невролог Ксения Доронина и реабилитолог Дмитрий Седов.
Сила, ловкость и профилактика деменции
Лунную походку в стиле Майкла Джексона и брейк-данс гостям фестиваля демонстрировали Мария Якушева и Максим Максимов. И зал начал пританцовывать. Почему это происходит — объяснила невролог и сомнолог Ксения Доронина. Объединяющий эффект ритма — это привет от древних людей, исполнявших ритуалы под бой барабанов.
По словам Ксении Дорониной, танец — это не только движения руками и ногами, мышцами и суставами, это напряжённая работа головой. Здесь задействована вся центральная нервная система. Одни зоны мозга анализируют сигналы от разных частей тела, другие ориентируются в пространстве, третьи запоминают, четвертые копируют и учатся, пятые — положительно подкрепляют процесс.
«У танцоров необычайно активен мозжечок. Его червеобразная часть отвечает за статическое равновесие, а полушария — за двигательную активность. А вот долгосрочная мышечная память, которую оттачивает танцор, заучивая движения и их связки, хранится в разных отделах мозга. Повторяя хореографические элементы по многу раз, танцор создаёт новые нейронные связи в зонах головного мозга. Они уплотняются.
Танцкласс можно рекомендовать всем людям преклонного возраста — как профилактику деменции. Танцевать люди любят благодаря гормонам дофамину и серотонину, которые вырабатываются в этом процессе. Двигаться под музыку приятнее, чем отжиматься под счёт, потому что задействуются разные участки мозга», — отметила Ксения Доронина.
Танцы для сумасшедших
«Ещё разочек покажите нам стойку на голове», — обращается к брейк-дансеру Максиму Максимову врач-ортопед Егор Буров. Танцор делает что-то немыслимое и замирает с поднятыми вверх ногами, зал ахает, доктор продолжает: «Вот сейчас мы видим катастрофическую нагрузку на шейный отдел позвоночника. Миллиметр смещения по оси — и танцор получает травму шейного отдела. Её особенность в том, что эффективно помочь пациенту и его вылечить врачи зачастую не могут. У человека есть риск превратиться, грубо говоря, в говорящую голову, когда мозг работает, а всё тело от шеи — нет. Такое мы часто видим у ныряльщиков».
Егор Буров — оперирующий травматолог. Раньше работал в НИИТО, сейчас заведует отделением в клинике «Евромед». Сам спортсмен-любитель.
«Есть такое понятие: танцевально-спортивная травма. И танцоры в моём кабинете появляются так же часто, как и спортсмены», — поясняет врач.
На вопрос, какие танцы самые опасные, он даёт неожиданный ответ: «Бальные и народные. Представители этих направлений обращаются с травмами чаще всего. Травматичность здесь близка к хоккею и футболу.
Во многом в травмах виноват высокой каблук».
По мнению мастера спорта СССР, специалиста по восстановлению работоспособности спортсменов, реабилитолога Дмитрия Седова, самый рискованный танец — акробатический рок-н-ролл.
«Это танцуют только сумасшедшие. На заре акробатического рок-н-ролла сложнейшие элементы выполняли безо всяких подстраховок», — констатирует Дмитрий Седов.
Ксения и Егор согласно кивают.
«В то же время с помощью классического жонглирования можно облегчить состояние людей с психическими и психологическими расстройствами», — добавляет Дмитрий.
Что травматичнее: паппинг или брейк-данс?
Здесь мнения специалистов разошлись. Марию и Максима попросили показать самые сложные элементы в их направлениях. Травматолог Егор Буров отметил нефизиологические движения суставов в паппинге.
«Обычно суставом мы двигаем плавно. А Мария замирает в определённой позе, сустав так двигаться не должен. Резкая остановка нефизиологична. Если это движение будет выполнено неправильно, сустав будет повреждён. У Максима мы видим плавные движения. Трюки в брейке выполняются за счёт силы, работают мышцы-стабилизаторы, человек плавно опускается, тело группируется. Физическая нагрузка в паппинге меньше, но травматичность танца выше», — резюмировал врач.
По мнению Дмитрия Седова, у брейк-дансера риск пострадать всё же больше.
«У Марии движения менее динамичные и травмоопасные. У Максима значительно сложнее. Хотя сложность не экстремальная. Я бы рекомендовал стиль Марии как более безопасный, но тогда не тренируется кардиосистема. Это минус. А стиль Максима позволит стать сильнее и выносливее. Другое дело, что, чтобы красиво выполнить танцевальные элементы на танцполе, на тренировках их повторяют тысячи раз. А тысячи повторений чреваты усталостной травмой. Если меры нет, такая травма неминуема. И лучше отрабатывать 100 дней по десять повторений, чем десять дней — по 100», — высказался реабилитолог.
Что танцевать, чтобы похудеть
К мыслям о танцевальной активности люди часто приходят, когда понимают, что располнели.
«Но чем выше вес, тем больше риск травмироваться при любом движении, и нет разницы, идёт речь о танцах, о плавании или любой другой физической нагрузке. При этом решить проблему лишнего веса без изменения рациона питания она никак не поможет», — напомнил Дмитрий Седов.
Ортопед Егор Буров в свою очередь порекомендовал женщинам-пышкам избегать каблуков.
«Если мы девушку с весом в 120 килограммов отправим на бальные танцы и поставим на каблук, она неизбежно придёт ко мне. И это случится очень быстро, потому что у неё начнут сильно болеть суставы. Тут дело в весе и нетренированности тоже.
Надо понимать, что к физическим нагрузкам нужно привыкать постепенно, увеличивать их плавно и идти от простых элементов к сложным», — подчёркивает доктор.
Движение человеку необходимо — сошлись во мнении специалисты и напомнили, что травматичными могут быть даже шахматы, если соперник расстроится и доской заедет вам в лоб. Минимизировать риски в танцах поможет вдумчивый выбор педагога. Имеет значение его опыт — как преподавательский, так и личный спортивный. Именно наставник может понять, когда ученик готов к выполнению нового трюка.