Люба с голубыми глазами — это лошадь, которая родилась в мясном табуне. Восьмимесячным жеребёнком её выкупили, спасли от убоя, и вот уже несколько лет она живёт в приюте «Верю в жизнь» в Кудряшовской заимке под Новосибирском. Кроме Любы, там собрался целый табун из 20 коней и кобыл, а также практически слепой, но очень любопытный ослик Вася. К большим скакунам прибились ещё три десятка собак и кошек. Как живёт самый необычный приют нашей области — в фоторепортаже «Новосибирских новостей».
Приют «Верю в жизнь» для лошадей в Кудряшовской заимке 16 лет назад открыла Татьяна Шелистова. Помог ей тогдашний глава Кудряшовского сельсовета Сергей Александрович Карелин. В 2017 году он скоропостижно скончался. От него в наследство остались два коня, которых он очень любил. Они доживают свой век в приюте. По словам Татьяны, конь Апломб (Паша) ещё помогает воспитанниками школы верховой езды делать первые шаги в конном спорте. Хотя ему уже 20 лет. Второй — Байкал — уже тяжело дышит, постоянно на лекарствах и спецпитании. Кроме них на базе живут Тайга, Агифар, Байкал, Ника, Дротик, Лиза, Юра и другие.
Татьяна занимается лошадьми всю свою сознательную жизнь. В детстве родители, видя, как девочку увлекает эта тема, отдали её в школу олимпийского резерва по конному спорту на ипподроме. По словам Татьяны, она была очень разочарована, поскольку увидела жестокое обращение с животными. Когда ей было всего 12 лет, она твёрдо решила, что будет помогать старым и больным лошадям.
В 2006 году владелец частной конюшни, где работала Татьяна, решил закрыть дело и сдать пятерых животных на убой. Она уговорила его не делать этого, выкупила лошадей и начала обустраивать первый в Новосибирске приют.
Пятеро подопечных — это частные животные, хозяева которых платят за уход и постой. Татьяна подчёркивает, что это серьёзная статья дохода, позволяющая содержать и лечить других лошадей.
Среди обитателей базы лошади русской верховой породы, тракененские и англо-тракененские рысаки, англичане, алтайские. Большинство из них уже взрослые. Некоторые старше 20 лет. Это очень сообразительные животные — видят новых людей и уже готовы принимать вкусняшки. Любят морковку и сахар. От предложенного банана категорически отказались. Даже ослик Вася выплюнул непонятную еду, с осуждением. «Каждая лошадь — это личность со своим характером и привычками», — говорит Татьяна.
На базе действует школа конного спорта для детей. В роли учителей выступают лошади, которых забрали из большого спорта. Например, тракененский рысак Акцент (Сеня). По словам Татьяны, он уже старенький — ему 19 лет. Когда поступил в приют, то был весь больной и хромой. Его вылечили, выходили, обеспечили специальным питанием.
Кроме двух десятков лошадей на заимке прибились 18 собак. А сколько кошек, никто не считал. Последний раз, когда пересчитывали, было 22.
«Чтобы прокормить и обеспечить всем необходимым обитателей приюта, нужно около 300 тысяч рублей в месяц», — говорит Татьяна. По её словам, приют старается зарабатывать сам. Если вдруг возникает необходимость в лекарствах, то она кидает клич в социальных сетях. И подписчики обязательно отзываются и помогают. По хозяйству помогают и волонтёры. Не часто, но всё же. Тяжёлой работы на базе много.
Помогает приюту и Антон Сергеевич Карелин. «Это его земля. Аренду с нас он не берёт, и делает всё для того, чтобы мы здесь жили. Спасибо ему большое», — говорит Татьяна. По её словам, содержать собак помогает санаторий «Парус». «Если бы не они, нам было бы очень трудно», — признаётся хозяйка приюта.
Покататься на лошади в приюте можно в рабочие и выходные дни по предварительной записи. Если вдруг нет свободной лошади, то можно помочь по хозяйству. По соседству с базой есть манеж, по лесу проложены маршрутные тропы. При приюте работает школа верховой езды. Там занимаются дети от четырёх лет. У них всё как у взрослых: соревнования, выезд, конкур.
Управляться с животными Татьяне помогает коневод Анатолий. Он родом из Казахстана и лошадьми занимается с самого детства. Первого коня купил в 15 лет.
У Любы голубые глаза. Её спасли от убоя, когда ей было восемь месяцев. Сейчас ей уже шесть лет. Чёрная Незнакомка (Ника) породы русская верховая приехала в приют из Питера. Это тоже лошадь из большого спорта. Нашёлся человек, который выкупил её и оплатил приезд в Новосибирск. «Очень хорошая племенная лошадь, но вот так сложилась судьба», — говорит Татьяна.
Ослика Васю бывшие хозяева купили себе как игрушку. Катались на нём, но содержали неправильно. В итоге у него начались проблемы со зрением и ногами. «На нас они вышли через ветеринарную клинику, которая нам помогает. В итоге привезли осла на машине и выгрузили перед приютом. Вася уже несколько лет живёт, но все документы о том, в каком состоянии к нам поступило животное, я храню. На всякий случай», — добавляет Татьяна.
Англичанин Агифар получил серьёзные травмы ног в спорте, поэтому верхом на нём не ездят. Однако ему, по словам Анатолия, положены прогулки — моцион. «С каждым животным нужно заниматься. Скакунам жизненно необходимо бегать и двигаться. При хорошем уходе лошадь может прожить больше 30 лет», — поясняет коневод.