Привести в порядок облик Академгородка призывают новосибирские общественники. Они уверены, что сибирский научный центр требует особого подхода. А это значит, что недавно принятый дизайн-код Новосибирска здесь не работает. Почему — узнаем у одного из организаторов этого проекта, архитектора Маргариты Моревой.
— Маргарита, приветствую вас в нашей студии!
— Здравствуйте, Вячеслав!
— Первое впечатление, когда слышишь, что кто-то хочет разработать дизайн-код Академгородка — вопрос: вроде бы у нас уже есть дизайн-код, утверждённый для Новосибирска, откуда взялась необходимость делать его же для верхней зоны Академгородка?
— Хочу вас немного поправить. У нас есть дизайн-код, который разработан специально для Новосибирска. Но это не дизайн-код в широком понимании. Мы говорим именно о бренде и о дизайн-коде Академгородка как о некой идентичности нашего района. Мы хотим для Академгородка сделать более жёсткие правила. Потому что там особая архитектура и большая историческая ценность этого района.
— Я так понимаю, вы призываете вообще для каждого района разработать отдельную концепцию оформления?
— Дизайн-код — это такая история, которую очень сложно применять в мегаполисах. На весь город натянуть его и всех заставить двигаться под копирку — этого не получится сделать. Для каждой зоны — свой код идентичности. Это поможет людям лучше ориентироваться в пространстве.
— У вас целая команда?
— Да, целая команда работает над этой задачей. И я должна признаться, что мы ещё даже не приступили к формулированию этого дизайн-кода, к пониманию идентичности района. Ещё не все этапы пройдены. А мы именно за комплексный подход, нам хочется сделать всё очень грамотно.
— Что сейчас не так с визуальным оформлением Академгородка?
— Например, сейчас перед нами здание торгового центра. И около него — какой-то ларёчек. Между тем здание ТЦ в Академгородке выиграло в своё время архитектурную премию за свой уникальный проект. Вывески и хаотичная реклама мешают восприятию целостности архитектуры и отвлекают людей. Горожане не замечают этого, но устают от визуального шума.
— Вы заговорили про ТЦ. Давайте как раз покажем тот вариант, который вы предлагаете.
— В наших мечтах — вернуть былой архитектурный облик. Без белых пластиковых окон, которые портят архитектуру, разваливают её. Хочется вернуть алюминиевые витрины, которые там раньше были. Хочется вернуть ритм.
— Меня здесь удивило необычное размещение названий, вывесок. Я так понимаю, что вы хотите это вплести в существующую архитектуру.
— Просто показываем, что фасад здания выглядит гораздо эстетичнее этих разноформатных вывесок. Давайте начнём хотя бы с того, что очистим все фасады. Покажем людям, что это выглядит гораздо лучше.
Ничто тебя не отвлекает, и ты можешь понять, куда тебе нужно — в ТСЖ, в «Ткани» или фотографию сделать.
— Те, кто живёт в Академгородке или часто там бывает, естественно, знают, что есть зелёные, красные и серые здания. Это правда, что раньше они помогали ориентироваться в районе и что это так и было задумано?
— Да, так и предполагали сделать. Цветная жилая застройка помогает ориентироваться. Все общественные здания серые.
— Кстати, в Белгороде, по-моему, запретили вентилируемые фасады. Как думаете, нам нужна такая норма?
— Обязательно! Мы категорически против использования керамогранита, который, простите, используют в туалетах, для облицовки фасадов.
У нас появилась проблема, когда бизнес перестал слушать специалистов от архитектуры, строительства. Потерялся коннект, и мы стали друг с другом ругаться, перестали договариваться. Поэтому, наверное, и начались такие проблемы.
— А здесь, видимо, вы хотели сообщить о том, как плохо делать пристройку к зданиям совершенно другой формы. И насколько необходимо делать общественные пространства в Академгородке.
— Мы ещё очень любим арт, всякие инсталляции, технологичность, стильность, приверженность Академгородка к науке. Он может стать очень классным туристическим местом, привлекать больше людей, аудитории. Это для бизнеса опять же хорошо.
Многие не понимают, что дизайн-код на самом деле упрощает жизнь абсолютно всем. Больше не нужно индивидуально обращаться к дизайнерам для того, чтобы изготовить вывеску. У тебя уже есть перечень правил и шаблоны.
Многие начнут говорить: «Как же!? Мы же убиваем индивидуальность, творческую мысль предпринимателя. Как же мы будем выделяться?»
Смотрите — две вывески рядом, но оформлены по-разному. Хотя обе являются частью одной и той же пристройки. На мой взгляд, они должны были сработать совместно, ведь они же висят рядом.
Мне кажется, что на нашем варианте это выглядит более лаконично, соразмерно даже фасаду.
— И там, и там есть металлический забор вдоль дороги. Хотелось бы вам, чтобы с ними тоже что-то произошло?
— Конечно. Если говорить о дизайн-коде с точки зрения благоустройства, архитектуры, градостроительства, урбанистики, то хочется вернуть Академгородку больше пешеходных зон, велодорожки, которые были утрачены.
— Маргарита, вы за интервью несколько раз упомянули слово «бренды». Но, как известно, бренд — это ещё и восприятие. Насколько я понимаю, коренные жители верхней зоны Академгородка очень ревностно относятся к тому, чтобы меняли среду вокруг них.
И если вдруг им предлагают поменять даже те вывески, которые им не нравятся — они сразу воспринимают это в штыки. Как вы готовитесь к тому, чтобы разговаривать с общественностью и искать среди них помощников проекта? Ведь тот же «Графит науки» не сразу всем понравился. Сказали: «Что за муралы на зданиях?»
— Что нужно этим людям? Как они представляют себе этот район? Академгородок — это музей имени Лаврентьева, «Академгородок 2.0», технологии, НГУ, всё меняется, бурлит и живёт? Или Академгородок — это такое приятное туристическое место? И когда я задала себе этот вопрос, то поняла, что на него нет ответа. Все эти движения достаточно хаотичные.
— Фактически вы будете искать компромисс между тремя крайностями.
— Да. Именно поэтому, когда вы меня спрашиваете о том, как реагируют местные жители... Конечно же, они реагируют плохо. Потому что это нормально — проходить через отрицание. Но мы приветствуем любые идеи и предложения от горожан. Если у вас есть свободное время — приходите.
— Как говорится, в споре рождается истина.
Я вам искренне желаю удачи в этой непростой работе. Спасибо большое за это интервью!
Полную запись интервью смотрите в этом видео:
#Дом в городе #Архитектура #Городская история #Проекты планировки #Дом #Общество #Красота