Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Этот День Победы. Оружие искусства

22 декабря 1941 года, Новосибирск, остановочная платформа Центр. На путях стоит эшелон с музейными предметами из ленинградских пригородных дворцов. Сокровища Петергофа, Царского села и Павловска эвакуировали в Новосибирск. Всего 17 вагонов. В отдельном вагоне — экспонаты Смоленского, Горьковского музеев и музея города Сумы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
18:00, 08 мая 2022

Поздний вечер, на улице — минус 44. На разгрузку — несколько часов. Вдоль вагонов на снегу лежат брезент, старые театральные декорации и всё, что буквально за час успели собрать по театрам и домам культуры. Деревянные ящики аккуратно ставят на укрытый перрон — следят, чтобы снег не набился в щели. А дальше бесценные реликвии под усиленной охраной на конных возах — машины уже на фронте — по Красному проспекту перевозят в оперный театр.

Город спал, а по главной улице везли уникальные ценности: мемориальные предметы Петра I, сокровища из янтарной комнаты, экспонаты из драгоценных металлов, картины, мебель... Настоящим ковчегом для сокровищ мирового и национального искусства в годы войны стал Новосибирск, город, который в июле 2020 года назвали Городом трудовой доблести.


Музейная спецоперация

Места эвакуации культурных ценностей определили ещё до начала Великой Отечественной войны — в 1938 году, когда до предела обострилась ситуация в Европе. Искусствоведы, историки и специалисты по музейному делу составили список экспонатов для вывоза и перечень городов в тылу, за Уралом, которые станут местами назначения ценных предметов. Одной из таких точек стал Новосибирск. Эвакуировать музеи западной части Советского Союза начали в первый же день войны — 22 июня 1941 года.

Первым в Новосибирск пришёл эшелон с экспонатами Третьяковской галереи. Потом — музей нового западного искусства, музей изобразительных искусств имени Пушкина, музей восточных культур, музей-панорама «Оборона Севастополя». Всего в здании театра оперы и балеты разместили фонды двух десятков государственных музеев. 

Полного перечня предметов у нас нет даже сегодня — там были сотни тысяч. Их перевозка более чем за 3000 километров была поистине грандиозным действием. В мировой истории музейного дела ничего подобного не было — ни до, ни после. 

«Сложно было не столько перевезти предметы, сколько их упаковать. Ведь это предметы самой разнообразной формы. Как можно перевезти хрустальную люстру или подсвечники? Достаточно сложно.

В 1938 году было определено, сколько предметов можно вывезти. Например, из Петергофа по этому распоряжению предстояло вывезти всего 3000 предметов. А там фонды — 300 000. Конечно, под 3000 предметов были сделаны ящики, подготовлена упаковочная бумага, чтобы в случае чего аккуратно положить. Но великое спасибо тем людям, которые, как только немцы подошли близко к пригороду Ленинграда, поняли, что нужно эвакуировать максимально возможное количество экспонатов.

Естественно, закончились ящики, опилки и сухая бумага. В одном из воспоминаний говорится, что тогда брали, например, хрустальный подсвечник и заворачивали его в платье императрицы Елизаветы Петровны — само по себе уникальное. Музейные работники руководствовались тем, что в тылу они это развернут и сохранят и тот, и другой предмет. То, с чем пришлось сталкиваться людям, — абсолютно уникальная ситуация», — говорит директор Музея Новосибирска Елена Щукина.

Кстати, то, что среди эвакуированных в Новосибирск музеев был ленинградский Эрмитаж, — это не более чем легенда. Во всяком случае, по словам Елены Щукиной, в инвентарных книгах Эрмитажа Новосибирска нет. Этот музей был эвакуирован в Свердловск.


Вагон угля и мокрые простыни

Здание новосибирского театра оперы и балета абсолютно не было предназначено для хранения музейных ценностей. Оно не было ещё даже отделано, а об отоплении не могло быть и речи. 

Stroitelstvo-Teatra-operyi-i-baleta.-1941.jpg
Строительство театра оперы и балета, 1941 год. Фото: Музей Новосибирска

Зимой для обогрева к оперному каждые сутки подвозили вагон угля. Летом в театре нужно было поддерживать влажность. Для этого ставили вёдра с водой, смачивали простыни и тут же их развешивали. И это делали постоянно: и днем, и ночью. На балконах театра развешивали для проветривания гобелены. Зимой их чистили вениками на свежем снегу.

Музейные ценности охраняли круглосуточно. По всему зданию были распределены места, где дежурили пожарные и милиция. Сотрудники музеев жили в подвале оперного театра — там была большая коммунальная квартира. За сохранность реликвий первый секретарь новосибирского обкома партии Михаил Кулагин перед руководством страны нёс персональную ответственность.


Воспитание вкуса

Елена Щукина подчёркивает, что новосибирцы не просто сумели сохранить величайшие культурные ценности, но и получили возможность — впервые! — прикоснуться к этому достоянию.

«Важны даже не те предметы, которые у нас хранились, а выставки, которые работали во время войны. В Новосибирске было организовано около 20 выставок из эвакуированных предметов. Их люди увидели, смогли оценить, прикоснуться к тем ценностям, которые были им просто неведомы.

То же самое касается концертов и театральных постановок, на которые ходили новосибирцы. Накануне войны Новосибирск был провинциальным городом. И тут прибыл мощнейший культурный десант. 

Когда симфонический оркестр Мравинского давал концерты, то в первые два месяца они набирали от силы треть зала. Люди не знали, как эту музыку слушать, они её не понимали, им вообще это было не нужно. Но спустя два-три месяца билеты было купить невозможно.

Это в том числе благодаря таланту музыковеда Ивана Ивановича Соллертинского, который перед каждым концертом выступал и очень доходчиво, популярно объяснял, что люди будут слушать и что они услышат. Воспитывал публику. Когда уезжали театры, музыканты, музеи, то город уже не мог жить по-другому», — говорит директор Музея Новосибирска.

9 июля 1942 года симфонический оркестр Ленинградской филармонии исполнил в Новосибирске Ленинградскую симфонию Шостаковича. За пультом стоял главный дирижёр оркестра Евгений Мравинский, а в зале клуба имени Сталина (ныне ДК Октябрьской революции) сидел автор произведения Дмитрий Шостакович. Говорят, что именно ленинградцы привили сибирской столице чувство прекрасного и любовь к искусству. Но, конечно, не только они.

5_09_07_1942_invitation_1 (1).jpg
Фото: Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича

«Культура города колоссально обогатилась. Несмотря на тяжёлую обстановку, когда нужно было прежде всего искать ресурсы для того, чтобы просто прожить, работая параллельно на нужды фронта, тема культуры не исчезала. Это мы видим из документов того времени. Чего стоит только решение о создании условий для работы Союза писателей, когда им специально выделялись письменные столы, а художникам выделяли необходимые материалы для творчества. 

Это в то время, когда, чтобы поддерживать нормальную для жизни температуру, печи топили заборами.

Были и лекции. Сотрудники музеев Ленинграда, приехавшие в Новосибирск вместе с эвакуированными экспонатами, читали лекции, например, на платформе эвакогоспиталей. Есть списки этих лекций, и рядом с ними зачастую можно увидеть пометки, что, например, лекция не состоялась, потому что не было света. Раненым бойцам преподавали, к примеру, искусство периода первой мировой войны, обогащали их культурно. Перед ними выступали и сценические коллективы, хотели поднять боевой дух, не дать в это тяжёлое время угаснуть чувству патриотизма», — рассказывает главный хранитель фондов Новосибирского городского архива Екатерина Шарухина.

Новосибирцам показывали слайды картин художников России и Европы, рассказывали об архитектуре, музыке. А радиопрограмма «Огонь по врагу» с участием артистов Ленинградского театра имени Пушкина Александра Борисова и Константина Адашевского в образах весёлых бойцов-разведчиков Ветеркова и Шмелькова, а также легендарного новосибирского баяниста Ивана Маланина, слепого от рождения, стала настоящим оружием. Оружием искусства. Каждый понедельник передачу из Новосибирска транслировали на весь Советский Союз.

Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.

Что происходит

С песней по жизни: Сибирский русский народный хор отмечает 80-летие

Улицу Ленина в Новосибирске не планируют перекрывать этим летом

Трёхтысячелетний пояс колесничего нашли археологи из Новосибирска

Испытания самолёта SJ-100 в СибНИА завершат к 2025 году

Для многодетных семей в Новосибирске закупили пожарные извещатели

Православный участок выделили на Заельцовском кладбище в Новосибирске

Электросамокаты Яндекса появились на улицах Новосибирска

На месте дилерского центра рядом с «Сибирским моллом» построят высотку

В Академгородке ограничат движение из-за полумарафона 21 апреля

Парад судов пройдёт у Михайловской набережной в честь открытия навигации

Соединяющий Новолуговое с Первомайкой мост отремонтируют к 2026 году

Показать ещё