Специальная дорожка для незрячих пешеходов появилась в частном секторе Кировского района Новосибирска. Там каждый день, рискуя попасть под машину, ходила местная жительница Елизавета Охотникова, которая не видит с детства. Её соседи-активисты получили грант при поддержке министерства региональной политики, проконсультировались с областной библиотекой для незрячих и главное — объединились, чтобы обустроить тротуар, удобный для всех. Его, кстати, так и назвали — «дорога Лизы». Как помощь для одной жительницы сделала удобнее жизнь целого микрорайона — об этом «Новосибирские новости» расспросили председателя совета ТОС «Телевизионный» Дмитрия Филиппова.
— Знаете, большая редкость в городе — увидеть на некоторых улицах такую дорожку. А у вас в частном секторе есть специальная дорожка, по которой могут ходить незрячие люди. Как так получилось?
— Нас жизнь заставила так сделать. Ответ на проблему, с которой наши жители сталкивались долгие годы. На улице Серафимовича в частном секторе нет пешеходных дорожек. Люди идут по проезжей части.
Вы видите — перед нами хорошо заасфальтированная дорога, на ней автомобили не соблюдают скоростной режим. И в то же время по ней ходят местные, а также жители соседних улиц, прихожане местной церкви и много кто ещё.
— Дорога жизни практически.
— Да, это транзитная дорога. И здесь автомобилисты ещё объезжают главные пробки нашего города. Поэтому тут очень интенсивный трафик движения, а пешеходной дорожки не было. Сколько бы мы ни обращались в органы местного самоуправления — регулярно получаем от них ответ, что бюджет у нас напряжённый, как только появятся деньги — сразу же помогут.
Почему Лизы? У нас живёт соседка Елизавета Охотникова. Она с особенностями здоровья, ей нужна тактильная плитка.
— Как же она тут раньше ходила? Говорят, что тут вообще даже тропинки не было — только проезжая часть.
— Вы можете видеть, что многие люди даже сейчас по старой привычке идут по автомобильной дороге. Хотя уже есть пешеходная дорожка.
При этом ресурсы гранта ограничены. И мы не сможем заменить муниципальные службы по обустройству пешеходных зон в Новосибирске. Поэтому наш проект был ориентирован только на социальную проблему. Это был своего рода импульс. Соответственно, цель нашего проекта — не создать квадратные метры, а объединить жителей вокруг проблемы. Нам это удалось.
Если вернуться к проектной заявке — у нас там стояло 20 волонтёров. А в настоящий момент уже более 65 участников проекта, это жители, которые участвуют по-разному. Кто-то материалами помог, кто-то приходил и сам участвовал. Очень сильно помогали молодые ребята, 15-17 лет, которые занимаются у нас на спортивной поляне.
Мы провели тут уже шесть субботников. И, видимо, ещё будем работать по этой площадке.
— А здесь мусор был, кусты?
— Тут были земля, камни... Мы же изымали грунт — оставался мусор, да. Ребята пришли и помогли.
— Много КамАЗов вывезли?
— Мы его не вывозили, а распределяли по территории. Где дорожка граничит с проезжей частью — тут была низина. Мы сделали вровень.
Кто-то письма поддержки писал, когда мы подавали грант в министерство региональной политики. Надо сказать, что тут два гранта: областной и муниципальный.
— Какой финансовый расклад?
— Две трети затрат на текущий момент — это средства города Новосибирска: 216 000 рублей за минусом НДФЛ. 42 000 с копейками — средства министерства региональной политики в рамках проектов общественных стартапов «Со мной регион успешнее».
И порядка 37 000 — это средства населения, которые люди уже аккумулировали на бетон, приобретение мешков для мусора. На обеспечивающие расходы, которые не были изначально заложены в смете грантов.
Около 30 000 — труд волонтёров. Мы оценивали их по МРОТ, установленному в нашей области. И считали, сколько часов и людей работали.
— А вы не считали, сколько таким образом удалось сэкономить бюджету Новосибирска —сли бы всё делали в рамках депутатских наказов?
— Практика показывает, что цифры уходят за миллионы. Сейчас стоимость нашего проекта — 311-320 тысяч. И он не закончен, будет продолжаться. Мы будем искать дополнительные источники финансирования. Потому что наша цель — сделать пешеходную зону не только для Лизы, но и до улицы Немировича-Данченко. Вы можете обратить внимание — люди идут сейчас по дорожке. А как только она заканчивается — они снова выходят на проезжую часть. А мы хотим, чтобы они шли в безопасности.
Волонтёры автотранспортного колледжа по обращению Кировской администрации сразу же отреагировали — помогли благоустроить территорию уже непосредственно перед домом Елизаветы Охотниковой. Покрасили забор, попили вместе с ней чай, пообщались.
Глава района помог нам положить лежачие полицейские, которые здесь очень нужны. Спасибо ему огромное за это. Но прошло два месяца — их сняли. По каким причинам? По жалобам, или были сделаны не по ГОСТам — этого не знаем.
Жители заинтересованы в том, чтобы лежачие полицейские вернулись на это место. Это очень важно с точки зрения безопасности пешеходов, детей, родителей и самих водителей.
— Как дорожка самой Лизе — главному пользователю, с которого всё началось?
— С Лизой я познакомился год назад. К своему стыду, я не знал о том, что рядом живёт герой нашего двора, который висит на баннерах в Новосибирске. Она же у нас спортсменка. Девушка, которая вообще не привыкла жаловаться на жизнь.
Сейчас Лиза пользуется дорожкой каждый день. И, насколько я понял, мы попали в точку. Более того — ведь по этой дорожке ходят и зрячие люди. «Дорожка Лизы» — тот старт, который позволяет решать проблемы.
— Видно, что ваш проект ещё продолжается.
— Грант формально закончился, но население приняло решение тянуть дорожку дальше. И вечерами, когда жители приходят с работы, они продолжают делать тут работы.
Самое интересное — у людей появились дальнейшие проекты по развитию территории. Кто-то предлагает велосипедную дорожку сделать, другие говорят, что нужен кустарник — чтобы пыль не летела.
Часто, когда идут такие гранты, люди узнают друг друга и начинают больше коммуницировать, взаимодействовать. И становятся более сплочённым населением. Нам, ТОСам, нужен отдельный конкурс проектов ТОС. У нас же в Новосибирске ТОСы — это общественные объединения без образования юридического лица. Соответственно, мы не можем иметь расчётных счетов, мы не можем брать кредиты. У нас нет возможности арендовать какие-либо помещения. Это просто группы энтузиастов с председателями, на которых приходят субсидии — как на физических лиц.
Мы из потребительского отношения переходим в активную фазу, когда люди сами помогают, выступают субъектами деятельности. И это очень важно.
Полную запись интервью смотрите в этом видео:
#Наш Новосибирск #Доступный город #Город в движении #Дороги #Благоустройство #Соцзащита #Общество #Город безграничных возможностей #ТОС