Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

«Дом Менахема»: фоторепортаж из единственной в Новосибирске синагоги

Еврейский общинный культурный центр «Бейт Менахем» (Дом Менахема) с синагогой, детским образовательным центром и библиотекой, спортзалом и рестораном открыли в 2013 году. Здание общинного центра оригинальной архитектуры с огромным куполом над синагогой со Звездой Давида строили на пожертвования примерно десять лет. Как это было, «Новосибирским новостям» рассказал главный раввин города Шнеур-Залмен Заклос.

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
10:00, 03 июня 2024

Общинный культурный центр «Бейт Менахем», куда приходят религиозные и нерелигиозные евреи, расположен на пересечении улиц Щетинкина и Каменской, в самом центре Новосибирска. Здание имеет необычное архитектурное решение и состоит из двух объёмов: восточный, четырехэтажный, выполнен в виде нераспустившегося цветка, роль лепестков которого играют лучи Звезды Давида.

NET_1978.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Большую часть западного объёма занимают застеклёные площади высотой в два этажа. На фасаде со стороны улицы Щетинкина, 68 название центра выполнено на иврите. «Бейт Менахем» с иврита переводится как «Дом Менахема». Общинный культурный центр в целом и еврейская религиозная община города носят имя Любавического ребе Менахема-Мендла Шнеерсона (1902 — 1994) — одного из самых влиятельных религиозных деятелей нашего времени, всемирно известного как РЕБЕ.

NET_1649.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Раввин Шнеур-Залмен Заклос приехал в Новосибирск в 1999 году. Первый в истории нашего города дипломированный раввин родился в Израиле, работал и учился в Италии, Бразилии и США. По его инициативе уже в 2000 году в Новосибирске удалось открыть специализированный еврейский лицей. В то время еврейская община собиралась в небольшом арендуемом помещении на Коммунистической, 14.

NET_1824.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Это старое аварийное здание однажды пережило настоящий погром. После этого, в июне 1999 года, власти города выделили под строительство нового здания синагоги участок земли. В ходе строительства общине пришлось решить немало юридических, инженерно-технических и финансовых проблем. Поскольку здание возводили на пожертвования, процесс шёл медленно. Открыли синагогу в августе 2013 года, ровно за месяц до праздника РОШ АШАНА — Нового года по еврейскому календарю. 

NET_1610.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Сердце «Бейт Менахем» — это синагога. Она занимает треть всего здания общинного центра. Раввин Шнеур Залмен подчёркивает, что это основа, поскольку это единственная в Новосибирске синагога. «В еврейской традиции синагогу называют „бейт кнессет“ (дом собраний), здесь мы молимся, учимся, общаемся», — добавляет раввин.

NET_1598.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Перекрытия на уровне кровли синагоги выполнены в форме Звезды Давида. Это хорошо видно на фото с высоты. Над молельным залом возвышается купол, который, по словам Залмана Заклоса, напоминает кипу — еврейский мужской головной убор. Огромное помещение, расположенное непосредственно под куполом, планируется отремонтировать и открыть праздничный зал на 500 человек. 

NET_1745.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Для всех синагог есть общее правило — все они сориентированы в сторону Иерусалима, но решение о внешнем виде здания и дизайне каждой конкретной синагоги принимает раввин. У каждого своё видение. «Для меня — рассуждает раввин Шнеур Залмен — было важно, чтобы здание выглядело современным. Изначально архитектор хотел сделать большой зал синагоги без окон. Он был уверен, что так надо строить храм. Он поставил условие: если в проекте будут окна, то он уходит. И он ушёл. В нашей синагоге есть большие окна, мы хотим, чтоб нас все видели, чтобы наш свет распространялся везде, и чтобы свет от всего города заходил к нам».

NET_1965.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

«Правда, — добавляет раввин, — окно со следами от выстрела мы решили оставить на память. Это говорит о том, что предстоит ещё много работы, чтобы сделать нашу жизнь добрее, лучше. Если честно, я не могу понять религиозные конфликты. Понятно, что религии разные, но, несмотря на это, мы должны жить вместе в мире и согласии». 

NET_1593.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Главное в молельном зале — это ковчег («арон кодеш»), где хранятся свитки Торы, святое достояние еврейского народа во всех поколениях. В каждой синагоге они должны быть обязательно. 

Во всех синагогах «арон кодеш» помещается в ориентированной на Иерусалим стене. В нашей он обрамлен витражами, созданными известным новосибирским художником Александром Шурицем. «Это его работа, это благодарная память о нём. Под витражами мы поместили табличку с его именем», — поясняет раввин. 

Свитки Торы хранят под сейфовым замком, поскольку изготовить новый свиток очень дорого. По словам раввина, это стоит от пяти миллионов рублей. 

NET_1626.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Чтение свитка Торы — один из центральных моментов синагогальной службы. «Каждую субботу, в каждой синагоге мира раввин достаёт свиток Торы и читает по одной главе. Всего глав в Торе 53. Если каждую субботу мы читаем по одной, то получается, что за год мы прочитываем свиток целиком. И заново начинаем цикл чтения священного текста.

NET_1616.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Для чтения свитка Торы, как и для общественной молитвы, необходим «миньян» — группа из десяти мужчин-евреев не моложе 13 лет. «Молитва — это когда мы говорим Всевышнему, чего хотим мы, а Тора же говорит, чего Он хочет от нас. Всё должно быть взаимно. Евреи молятся три раза в обычный день, в субботу и праздники больше. После субботней молитвы мы садимся за стол и обсуждаем текст Торы, потому что он сложный. Это кодекс еврейского народа, в законах Всевышнего надо хорошо разбираться. Еврейский молитвенник называется Сидур (в переводе с иврита „порядок“)», — объяснил раввин. 

NET_1908.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

В каждой синагоге есть разделение на мужскую и женскую территории. В большом зале сидят мужчины, на балконе и на антресолях располагаются женщины. 

«Главная причина такого разделения заключается в том, что во время молитвы нельзя развлекаться, знакомиться, общаться. Сложно молодому человеку молиться, когда рядом красивая незнакомая девушка», — улыбается раввин. 

В «Бейт Менахем» есть помещения с разным функционалом. Кроме религиозной функции, общинный культурный центр в целом выполняет и ряд других. Несколько лет в здании работал кошерный ресторан «Иерусалим». Сейчас он закрыт, но в планах после ремонта запустить заведение снова. 

NET_1841.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Этаж, где располагался детский образовательный центр, был приспособлен под школьную «продлёнку», пока не построили новое здание для еврейской школы. В настоящее время это пространство используют для воскресных занятий с детьми. В спортивном зале взрослые и дети играют в футбол, баскетбол, настольный теннис, Это помещение также используют для больших праздников. С 2000 года регулярно собирается женский клуб, который бессменно возглавляет супруга раввина Мириам Заклос. 

NET_1855.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

«Суть нашей работы в том, чтобы евреи знали свои традиции и культуру. Сегодня евреи Новосибирска имеют возможность жить по национальным традициям. Мы проводим много культурных и благотворительных мероприятий для всех возрастов, многолюдно и весело отмечаем праздники еврейского календаря. В „Бейт Менахем“ регулярно приходят на экскурсии школьники, двери общинного центра открыты для всех интересующихся еврейской историей и культурой», — поясняет раввин. 

NET_1820.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Новосибирский еврейский общинный культурный центр строили буквально «всем миром». Строительство финансировали различные благотворительные фонды, немалые средства вложили местные бизнесмены. Посильную финансовую помощь оказали многие жители нашего города. Фойе здания украшает «Дерево благодарности», на листьях которого значатся имена тех, кто помогал строить общий «Еврейский Дом». Большая часть из них — это представители новосибирской еврейской общины. К 20-летию возрождения еврейской жизни в нашем городе создали фотолетопись, которая рассказывает и показывает, какой путь пройден от погрома в помещении на Коммунистической, 14 до создания современного общинного культурного центра на Щетинкина, 68. 

NET_1877.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

По словам раввина, в праздники в «Бейт Менахем» приходит столько людей, что места всем не хватает. По субботам синагогу посещают несколько десятков прихожан. Центр даёт людям знания о национальной истории и культуре, живое общение, материальную и духовную поддержку. В минувшем году у общины дополнительно появился новый замечательный адрес — улица Шекспира, 9а: 4 сентября 2023 года состоялось торжественное открытие нового здания еврейского лицея «Ор Авнер» (Свет Авнера) и интеграционного центра для детей и молодёжи с ограниченными возможностями «ЛЕВ» («Сердце»). 

NET_1833.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Любавический ребе Менахем-Мендел Шнеерсон (1902 — 1994) родился в царской России, но в 1927 году он вынужден был покинуть советскую Россию из-за гонений на религию. Некоторое время жил в Европе, учился в Берлинском университете и французской Сорбонне, совершенствовал свои знания в области теологии и науки. Из оккупированной фашистами Франции Менахем-Мендл Шнеерсон эмигрировал в Америку и в 1951 году возглавил движение «Хабад- Любавич». После Холокоста он создал сообщество молодых мужчин и женщин, наделённое полномочиями действовать от его имени. Тысячи молодых семей разъехались по разным странам, чтобы вернуть евреев к своим корням, к традиционной религии и культуре. В числе посланников РЕБЕ и семья новосибирского раввина Шнеура Залмена и раббанит Мириам Заклос.


Что происходит

Показать ещё