В Новосибирске, стоя на площади Ленина, можно увидеть огромную копию великой фрески Микеланджело «Сотворение Адама». Она находится на самом верху непарадной южной лестницы Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова. Когда на улице темно, а в помещении горит свет, полотно хорошо заметно. Кроме этой монументальной работы, северная и южная лестницы здания, отданные в качестве творческого полигона художникам-монументалистам, уже много лет хранят сотни фресок и мозаик. «Новосибирские новости» побывали в секретных галереях. Подробнее — в нашем фоторепортаже.
Экспозиции двух лестниц периодически обновляют. На некоторых стенах живописные работы выполнены в несколько слоёв. Никто эти слои, разумеется, не считал. В пресс-службе НГУАДИ рассказали, что Музей истории архитектуры имени С. Баландина водит на непарадные лестницы экскурсии. Бывали случаи, когда в вуз приезжали иностранные туристы и просили показать им секретные экспозиции.
![IMG_7849.jpg](/upload/medialibrary/9b6/1ez5vzw3zimv56klcqr0ybq25rmo5bz9/IMG_7849.jpg)
Уже много лет студенты направления «Монументальное искусство» выполняют на стенах боковых лестниц свои дипломные работы. Там можно увидеть самые разные техники и сюжеты — от классических античных до современного арта. Это такой тренировочный полигон для художников-монументалистов. Не все полотна на момент нашего визита были завершены авторами.
![IMG_7865.jpg](/upload/medialibrary/705/2fn1jh4wzpatcizrajk741dhjlc4g50n/IMG_7865.jpg)
В экспозиции есть как учебные копии известных шедевров, так и оригинальные авторские работы. Пожалуй, самой впечатляющей стал список фрески Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Она находится на пятом этаже южной лестницы, под самым потолком. Если повезёт, то полотно можно увидеть с улицы.
![IMG_7885.jpg](/upload/medialibrary/9ee/fpr0cejb4ro80z9t8l8g60q7hos4q66b/IMG_7885.jpg)
Довольно много экспонатов выполнено в технике сграффито. Это что-то среднее между росписью и рельефом. Автор сначала наносит на стену несколько слоёв грунта, а затем процарапывает изображение. Эта техника появилась в средние века в Италии. Второе рождение пережила на рубеже 19-20 веков, в эпоху ар-нуво. В СССР пользовалась популярность для декора.
![IMG_7765.jpg](/upload/medialibrary/9bc/9s0galh1qw0i30b4p03woye5j39fl6gj/IMG_7765.jpg)
Много среди работ византийских мозаик. Художники собирают из кусочков разноцветной смальты как копии известных полотен, так и авторские сюжеты — натюрморты, пейзажи, портреты. Здесь же можно увидеть и произведения из более крупных элементов — кусочков керамической плитки и кермогранита.
![](/upload/resize_cache/iblock/a9f/wi9q3il6x8wtwvfu3ty2c71xlhfgkeyx/835_557_0/IMG_7967.jpg)