13 ноября во всём мире отмечают День доброты. Отпраздновать его просто ― нужно всего лишь подарить другим как можно больше добра, улыбок и комплиментов. А ещё не забывать: быть добрым важно каждый день. В преддверии праздника корреспондент «Новосибирских новостей» поговорила с профессором, доктором биологических наук Павлом Бородиным и узнала, почему в человеке на генетическом уровне заложено милосердие к ближнему, и правда ли, что со временем люди становятся гуманнее.
— Павел Михайлович, и всё-таки, человек больше добрый или злой? Что об этом говорит эволюционная биология?
— Доброта — вещь очень хитрая. В принципе, человек, безусловно, и врождённо добр по отношению к своим друзьям и родным, к тем, кого он знает с детства. К ближним, одним словом. К этому есть вполне понятные эволюционные предпосылки. Совершенно очевидно, что добрые люди (не только люди, любые социальные организмы) живут и размножаются лучше злых. Если ты начинаешь делать зло своим родственникам, то шансов, что ты доживёшь до половой зрелости, мало.
То есть во все времена, среди всех наших предков в течение миллионов лет действовал и сейчас продолжается естественный отбор по принципу родственного альтруизма. Если ты делаешь добро своим родственникам, то повышаешь их шансы на выживание. А значит, размножаются твои гены, в том числе гены добра и заботы.
Ещё один вариант альтруизма — это реципрокный (взаимный) альтруизм. Человек (как и многие другие социальные виды животных) склонен помогать тем, кто ему помогал раньше или сможет помочь в будущем. То есть людям, с которыми он часто встречается в жизни. Люди миллионы лет жили небольшими изолированными племенами, и чужак автоматически считался врагом, пока не доказано обратное. Поэтому мы, как правило, добры к родным, и, к сожалению, подозрительны к чужакам. Такое вот амбивалентное наследие наших предков.
— Тогда откуда берутся злые люди, если в нас генетически заложено быть добрыми к близким?
— Любая система даёт сбои. Иногда рождаются психопаты. Или нормальные люди ими становятся из-за тех или иных травм в ходе развития. Они ловко умеют манипулировать другими людьми, но им абсолютно плевать на их чувства. Вот говорят, что у психопатов нет эмпатии, что они не понимают чувств других людей. Но нет, у многих из них эмпатия как раз хорошо развита, а вот совести нет.
Теперь вы меня спросите, что такое совесть и какие у неё эволюционные истоки. Не знаю, но думаю, что это впечатанные в наш мозг правила реципрокного альтруизма: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой внутри вашего небольшого племени.
— Правда ли, что чем меньше город, тем более добрые люди там живут?
— Как я уже говорил, наши предки жили небольшими родственными группами.
Именно поэтому мегаполисы более опасны, чем небольшие города. Я жил в Рио-де-Жанейро несколько лет. Там обычное дело, когда тебя грабят в автобусе средь бела дня. Один бандит приставляет пистолет к голове водителя, другой с ножом собирает ценности у пассажиров. Причём эти преступники никогда не шарят по карманам — люди сами отдают свои кошельки. Я даже завёл себе специальный, чтобы его отдавать. А вот за все годы в жизни Академгородке меня не грабили ни разу.
— Как вы думаете, глобально, со временем человечество становится гуманнее и добрее?
— В среднем люди, конечно, становятся добрее. Но я не уверен, что это генетические эффекты, эффекты позитивного отбора, они проявляются очень медленно. Важнее социальные эффекты. Благодаря науке, медицине, технологиям улучшаются условия жизни людей. Чем выше уровень благосостояния, тем люди добрее к другим, просто потому что они могут себе это позволить. Им не надо конкурировать за последний кусок хлеба для себя или для своего ребёнка.
Культура тоже эволюционирует, делаясь всё более и более гуманной. В долговременной перспективе. Но кратковременные культурные эпизоды могут быть разными. Людьми легко манипулировать с помощью пропаганды, умело нажимая на врождённые кнопки альтруизма и ксенофобии.
Можно и нужно говорить, а главное — показывать, что все люди братья. Где бы они ни жили, какое бы у них ни было правительство, они все на нас похожи, так же страдают, так же радуются как мы, и обижать ни ближнего ни дальнего не нужно. Это увеличит массу добра в мире. А можно действовать по-другому. Говорить, что кругом одни враги, которые покушаются на тебя и твоих детей. И это, к сожалению, тоже работает, увеличивая массу ненависти и зла в нашем мире.
50 лет назад детей в семьях лупили поголовно, это считалось обязательным условием воспитания. Супругам тоже перепадало. Сейчас насилия стало меньше. Конечно, уроды существуют и сегодня, но отношение в обществе к подобным проявлениям уже другое.
Бытовое насилие перестало быть нормой, в общественном сознании оно стало патологией. Насилие в семье не заложено в нас генетически, а сформировано глупыми традициями. Хорошо, что эти традиции уходят в прошлое.
Альтруизм имеет тенденцию к расширению. Гены требуют от нас быть добрыми к родственникам, и они же задают простое правило опознания родственников — это те, с кем ты вырос и с кем ты живёшь рядом. Родители, братья, сёстры — это понятно. Но ведь это ещё и друзья, одноклассники, кошки, собаки, коллеги, дворники и так далее, далее, далее. И на них на всех тоже распространяются правила альтруизма, расширяя круги добра.
Я глубоко убеждён, что человечество с каждым поколением становится лучше, умнее и добрее. И своим студентам я всегда говорю, что они на одно поколение дальше от обезьяны, а значит, на одно поколение лучше.
Материал впервые был опубликован на сайте «Новосибирские новости» 13 ноября 2019 года.
#Наука #Интервью #Город знаний #Город в лицах #Общество #Культура #История