Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

«Без искусства нет смысла»: история загадочных барельефов Академгородка

Этим летом на фасадах зданий Академгородка начали появляться необычные барельефы в виде человеческих лиц, и некоторых новосибирцев это настолько заинтриговало, что они начали специально искать загадочные арт-объекты, чтобы собрать всю коллекцию. «Новосибирские новости» разыскали автора барельефов. Им оказалась местная жительница Александра Литская, которая позиционирует себя как современный художник. Она создаёт керамику «с характером», музыкальные шкатулки, занимается графикой и росписью стен. Автор рассказала, что локации для арт-объектов выбрала неслучайно. Всё это эмоционально важные для неё места, и размещённые там работы отражают её связь с территорией и воспоминания.

Марьяна Пустовалова
Марьяна Пустовалова
13:31, 09 августа 2021

— О чём ты говоришь через барельефы?

— О том, что люди, находясь в каком-то месте, так или иначе оставляют эмоциональный след.

Бывает же чувство, когда заходишь в помещение, а оно на тебя как-то влияет: визуалом, запахами. Энергетика очень сильно ощущается. Везде есть эмоциональные следы. У всех они свои, вот и у меня по Академу можно выделить такие. Хотя их, очевидно, больше, чем развешанных барельефов.

— Какие места вызывают у тебя самые сильные эмоции?

— Сложно сравнивать. Есть барельеф на роддоме. Мне всегда было интересно, почему многие подруги, когда их спрашивают «Как оно?», они такие: «Нормально». Их спрашиваешь: «Больно было?» Они отвечают: «Ну так». В смысле «ну так»? Как можно не помнить?

И у меня был момент, в самом конце, что все ощущения, которые я испытывала до, куда-то исчезают. Вот я родила, лежу, жду и чувствую, что воспоминания о самих ощущениях ускользают, как сон. Такое чувство, что мозг такой: «Так, быстро всё зачищаем, иначе второй раз она вообще не пойдёт рожать никогда».

И я подумала: «Так вот почему все подруги говорят, что не помнят». Ты чётко помнишь ощущение разбитой коленки, синяка, пореза от бумаги, мозоли. Ты помнишь ту боль. А эту боль, если её не описывать, вообще невозможно воспроизвести и вспомнить.

Но тут не о боли, тут больше о том, что здесь в моей жизни появился очень значимый человек. Без него я сейчас не сидела бы в своей мастерской и не занималась бы любимым делом. Вместе с ним каким-то образом заново родилась я.

photo_2021-07-23_13-47-30_cr.jpg
Александра Литская. Фото: Татьяна Крылова

Есть барельеф здесь, на Жемчужной. Про это место мне сложнее подобрать слова, чтобы было понятно, о чём речь. Для меня это и мастерская, и много чего здесь хорошего было и есть.

Тот барельеф, который висит на будке около СТЦ, — о том, как я приехала в Академ и все эти люди мне здесь встретились, это просто вау! О кампусе, нетворкинге. Очень клёво, что Академ такое место. НГУ — клёвый универ.

У меня до сих пор вызывает восхищение, что есть такое место на Земле, что я в это место попала, совершенно случайно. Так отпиралась сюда ехать, но нет, приехала и ни разу не пожалела, что здесь оказалась. 

Ещё один барельеф я разместила там, где был кабинет моего психолога. У меня было немного консультаций, но психолог каждый раз задавала такие вопросы, что я потом месяц ещё ходила и отвечала на них, потом задавала себе новые. Отсюда и вид барельефа: одно лицо отмято просто в штамп, разрезано и раскрыто, и второе лицо отмято в штамп, но переделано потом в удивлённое. Этот барельеф — о том, сколько в нас установок, о том, что они бывают как слои чего-то необработанного, чужого. Ты работаешь над собой, оно с тебя физически спадает, и ты обнаруживаешь себя вообще не таким, каким себя знал.

Барельефы расположены в определённой последовательности. Рядом с каждым есть цифра и значок — квадрат, овал или треугольник. Они нужны, чтобы собрать подпись на карте.

Мне нравится, что есть такие штуки, которые ты можешь собирать, как квест. И я подумала: «Окей, если я делаю про свои эмоциональные штуки, почему не сделать большую подпись на Академе?»

— Есть люди, которые собрали все барельефы?

— Да, их пока немного — человека четыре.

photo_2021-07-23_13-47-35_cr.jpg
Александра Литская. Фото: личный архив Александры Литской

— Чем ты занимаешься помимо творчества?

— Я сейчас в академическом отпуске, а так учусь на ФЕНе в НГУ. Вышла в академ, потому что надо было работать. Я тогда как раз увлеклась керамикой, решила дать себе год отдыха от учёбы и заодно попробовать организовать свою деятельность в бизнес.

Спустя полгода поняла, что стандартного метода для создания бизнеса, который бы меня устраивал, не существует. Чисто керамикой я не хочу заниматься. Только шкатулками — тоже. Рисунком или росписью стен — тоже. Долго думала, чего вообще хочу, и буквально недавно поняла, что из меня может выйти неплохой современный художник, который не ограничен форматами, жанрами, материалом и средствами выражения.

photo_2021-07-23_13-47-20.jpg
Фото: Татьяна Крылова

— Ты хотела бы получить художественное образование?

— Академическое, скорее всего, нет. Академизм и его строгие правила — не то, что мне нужно.

По музыкальному колледжу знаю, что люди, которые занимаются академическим искусством, довольно часто имеют чёткое и непоколебимое мнение, которое, безусловно, бесценно: они всю жизнь потратили, чтобы у них в голове были эти мысли. Но иногда это мнение оказывает губительное влияние на осознание своего пути в искусстве. Именно поэтому я побаиваюсь получать классическое академическое образование.

Но всё же без базы никуда. Сейчас хочу заниматься скульптурой, крупной формой, и очень чётко ощущаю недостаток базы.

— Какой смысл ты вкладываешь в свои работы?

— В посуду чаще всего эстетику. Тут никакой глубокой философии нет. Просто чашечка из глины, которая мне очень нравится, с тонким, нежным рисунком. К лицам на каждом горшке, каждой чашке у меня есть какая-то история. Почти к каждому. Иногда я леплю и думаю: «Это точно кто-нибудь».

Например, вот эти чуваки точно мерзавцы. Когда я лепила их, мне хотелось передать образ такого человека пресыщенного, что ли, жизнью, обрюзгшего, ну вот такого прям мерзкого. Я делала парочку таких чашек. И так мне эта идея понравилась, что я решила сделать ещё и горшки. У них есть кодовое название «Семейство мерзавцев».

photo_2021-07-23_13-47-11_cr.jpg
Фото: Татьяна Крылова

Просто хочется дополнять работы историей, и всё. Ты же создаёшь как бы человека. История придаёт ему жизни. Когда ставлю себя на место людей, которые будут приобретать эти чашки, думаю: мне было бы приятно знать, что у меня не безымянная чашка, а с какой-то историей.

— Не возникает конфликтов из-за размещения барельефов на зданиях?

— Пока нет, но ещё не вечер. Вот насчёт одного барельефа непонятно: то ли он упал, то ли его сняли. Пришлось переделывать.

Если будут срывать, я готова переклеивать. Посмотрим.

Вообще из «опасных» мест — только на роддоме и здесь. Остальные в таких местах, где, по идее, и не должны срывать.

— Почему, на твой взгляд, нужно участвовать в этом квесте?

— Не все будут участвовать. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Тут так же: скажи мне, кто твоя целевая аудитория, и я скажу, кто ты.

В Екатеринбурге я видела, как девушка прикрепляла керамические цветы на разрушенные стены зданий. Это было очень красиво. Когда ты один раз такое встретил, посмотрел — красиво, потом в другом месте увидел нечто похожее, подумал: «Так это, наверное, целая серия». И хочется искать дальше.

Если бы я на месте проходящего человека увидела два барельефа, то обязательно заметила бы повторяемость и стала бы искать ещё. Мне было бы прикольно ходить и собирать. Это сделано для таких людей, которым интересно ходить и собирать, искать, смотреть и думать, что это может быть такое. Кому неинтересно, просто пройдут мимо.

Мне недавно близкий друг предложил: «А давай мы твои лица оживим? Кажется, это не сильно сложно». Такой формат придумали: повесить рядом с барельефами QR-коды, по которым можно перейти в инстаграм, там открывается маска, которая рассказывает, какая история стоит за этим барельефом.

С этой мыслью у меня попёрло, что было бы классно сделать композицию из скульптур, некий иммерсивный театр: стоят скульптуры, наводишь на одну, а она что-то говорит, на другую — она противоречит первой. И ты видишь этот мир через телефон. Это звучит невероятно сложно. Как это сделать, я не знаю. Надеюсь, найдутся люди, у которых откликнется эта идея, и они помогут с технической частью.

— Что для тебя искусство?

— Точно какая-то неотъемлемая часть. Что-то, без чего жить-то особо и незачем.

Мне кажется, что выбирать работу нужно исходя из того, чем ты не можешь не заниматься. Везде найдётся своя рутина, даже в самой творческой профессии. И вот если ты не можешь этим не заниматься, то, наверное, это твоё дело. То же самое и с искусством. Это что-то, без чего всё становится бессмысленным.

Не упускайте важное — подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Что происходит

Если вы пропустили: новый мэр, испытания самолёта и официант-робот

«Вещдок: папка с эскизами»: выставка узника ГУЛАГа в краеведческом музее

День комфортного голосования: волонтёры помогли выбрать парки в офлайне

Театр «Красный факел» смешал все жанры музыки в «Ромео и Джульетте»

Автобус для раненых передал на СВО новосибирский муниципальный перевозчик

Новосибирец требует полмиллиона за ожоги в аварии на Петропавловской

Парк для всех возрастов: как может преобразиться Сосновый бор

30 лет заксобранию: депутаты приняли поздравления от губернатора

Заезд для семей участников СВО стартовал в центре «Морской залив»

Фантастические инсталляции создал в стенах музея скульптор Сафардиар

Маршруты транспорта изменятся в Академгородке из-за полумарафона

Показать ещё