320 лет назад в наши края — на территорию современной Новосибирской области — пришло русское государство. Умревинский острог, который стал его первым оплотом в Верхнем Приобье, в этом месяце отметил юбилей с года своего основания. Тему подхватил музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН, где 19 августа прошёл фестиваль «Сибирский оплот». И, наконец, 20 августа в регионе незаметно состоялся ещё один примечательный юбилей — 425-летие со дня сражения на реке Ирмени, в ходе которого русские воины открыли дорогу в Сибирь русским землепашцам. Знаменательную дату отметили только крестным ходом до поклонного креста, установленного на берегу Обского моря неподалёку от села Новопичугово. Мероприятие прошло без какой-либо огласки.
Первый русский острог
В 1702 году вверх по Оби до реки Умревы поднялся отряд служилых людей во главе с томским сыном боярским (было на Руси такое сословие — дети боярские) Алексеем Кругликовым и нашёл подходящее место для строительства нового острога. И через год, в 1703 году, несколько выше устья (ныне это Мошковский район Новосибирской области), появилась крепость для защиты русских поселений на южной границе Томского уезда от набегов калмыков.
«Казачьи караулы Умревинского острога выставлялись не только по засечной черте с Телеутской землёй на Салаире, но и вверх по берегам Оби. Здесь, напротив устья речки Каменки, между старицей речки Тулы и кромкой берега Оби разместилось поселье Кривощёковское», — писал архитектор и краевед прошлого Кузьма Петрович Зайцев.
Умревинский острог был основан как административный центр освоения новой территории обского правобережья до устья реки Ини на юге. Этот объект нужен был прежде всего для того, чтобы усилить контроль над чатскими татарами — они жили в обширной пойме Оби как раз напротив впадения в неё рек Ояш, Умрева и Порос. И очень скоро в остроге появились хлебопашцы — сюда переселяли лично не закрепощённых государственных крестьян, за ними потянулись ремесленники и торговцы.
Но Умревинский острог не стал городом, как это произошло со многими сибирскими острогами, которые со временем превратились в Тюмень, Сургут, Томск, Красноярк, Кузнецк (современный Новокузнецк). Этот объект вообще довольно быстро потерял своё значение в качестве крепости, и население её покинуло. Но именно поэтому она прекрасно сохранилась.
Конечно, от того самого острога в обычном понимании давным-давно ничего не осталось, речь идёт об археологической сохранности. И вот её степень — удивительна.
За 20 лет доктор исторических наук, археолог Андрей Павлович Бородовский раскопал в этом месте практически все оборонительные сооружения и извлёк из земли множество предметов. То, что мы видим там сейчас, — юго-западную угловую башню острога и фрагмент южной тыновой стены — это реконструкция, сделанная точно на месте раскопок 2002–2004 годов. Так что башня и тын стоят ровно на своих исконных местах, там, где и были обнаружены. Точнее, обнаружены, конечно, были следы этих объектов, но тем не менее.
Новосибирск своим появлением во многом обязан в том числе и Умревинскому острогу, поскольку Кривощёково, ставшее предчетей нашего города, возникло прежде всего благодаря появлению здесь укреплённого государственного пункта.
Но коль скоро Умревинский острог не вырос в город Умревинск, а области уготовано было стать не Умревинской, а Новосибирской, то изображение крепости красуется сегодня лишь на гербе Мошковского района. Стало быть, и организацией праздника по случаю 320-летия острога история повелела заниматься Мошковской районной администрации. И нужно отметить, что праздник удался на славу — с местными и приглашёнными артистами, певцами, музыкантами, танцорами, с ярмаркой и угощениями.
Жаль только, что получился он не совсем про острог. Но местные КДО — культурно-досуговые организации — постарались раскрыть не менее важную тему. Это тема пёстрой многонациональной Сибири — земли, которая стала своей для представителей десятков разных народов, населяющих нашу огромную страну. Что ж, пусть так!
Оплот государства
Фестиваль археологии и исторической реконструкции «Сибирский оплот» в музее под открытом небом Института археологии и этнографии СО РАН начался с пушечной пальбы, реконструкции колокольного звона Зашиверской церкви начала XVIII века и выступления реконструкторов из Екатеринбурга — они представили собравшимся на поляне показательный поединок и фланкировку полуторакилограммовым мечом и саблей (она чуть полегче).
Чуть позже уже сборная команда реконструкторов с Урала, из Томска и Новосибирска разыграла историческое представление по вымышленному сюжету: оголодавшие служилые люди — казаки из сибирского острога, которым давно не платили жалование, — нападают на обоз с царским золотом, захватывают в плен купчину и требуют выкуп, но после нескольких боестолкновений с применением огнестрельного оружия выходят на мирное урегулирование конфликта с сопровождающими повозку русскими солдатами Преображенского полка и шведами. Кстати, шведы в Сибири в XVIII веке — это не фантастика. Царь Пётр после Полтавской битвы ссылал пленных офицеров в Тобольск.
В общем, возможностей максимально погрузиться во времена строительства первых русских острогов — сибирских оплотов — у всех желающих было достаточно: можно было подержать в руках холодное оружие, даром что не совсем настоящее, вступить в схватку на надувных мечах, включиться в средневековые забавы, подыграть гусляру на всевозможных трещотках, подсобить кузнецу у походного горна, позвонить в колокола.
Посетителей с более серьёзными запросами ждали лекции научных сотрудников Института археологии и этнографии, одна из которых — от кандидата исторических наук Андрея Новикова — была посвящена Казымскому острогу. Это ещё один из подлинных экспонатов музея под открытым небом, так что сразу после лекции можно было побродить по этой крепости. Её в 1974 году в разобранном виде (не всю, конечно, только две башни) перевезли в Академгородок с реки Казым в Ханты-Мансийском автономном округе.
Максимально любопытной оказалась лекция кандидата исторических наук Галины Любимовой о художественном образе Ермака, неизвестно как выглядевшего на самом деле, но превратившегося в народном творчестве в настоящего былинного богатыря, под стать Илье Муромцу, Добрыне и Алёше.
Решающее сражение
До решающего сражения с Кучумом былинный богатырь Ермак не дожил — сложил буйну голову на диком бреге Иртыша. Правда, легенда утверждает, что покоритель Сибири именно утонул, спасаюсь от вероломно, под покровом ночи, напавших воинов хана. Через 13 лет, в 1598 году, с сибирским правителем поквитался воевода Андрей Воейков — его отряд также внезапно, но только уже ранним утром, напал на ещё спокойно спавший стан хана Кучума.
20 августа 2023 года, через 425 лет после достопамятного сражения, от села Новопичугово к месту битвы прошёл крестный ход. Там неподалёку от устья Ирмени в честь победы русского оружия установлен поклонный крест. Однако справедливости ради нужно отметить, что это не место, где казаки Воейкова скрестили мечи с воинами Кучума. На другом берегу Ирмени есть памятный камень, призывающий склонить голову и почтить память предков, довершивших великое дело казачьего атамана Ермака. Но и это тоже не то место.
А то место, где с раннего утра до полудня русские рубились с татарами, уже более полувека укрыто на дне морском. Сегодня оно находится в акватории Обского водохранилища. Впрочем, сути дела это не меняет.
Сибирский хан Кучум, служивший своеобразным знаменем сопротивления кочевников, не был убит в той битве, но был окончательно повержен. Знамя было сбито, сопротивление степняков сломлено, и здесь берёт начало в целом мирное освоение Русским государством сибирских земель.
Что же касается Кучума, то ему удалось бежать в лодке с несколькими ближайшими соратниками. Дальше следы его теряются — по одной из версий, которую вряд ли когда-нибудь получится подтвердить или опровергнуть, последний сибирский хан некоторое время скрывался в чатской крепости, так называемом Чёртовом городище, что в районе современной станции метро «Октябрьская». О том, как Кучум окончил свои дни и где его похоронили, рассказывают только легенды.