Кому выгодна истерия вокруг Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро? Как можно оценить текущие результаты новосибирских спортсменов на Олимпиаде? Что нужно предпринять для развития спорта в стране? С какими проблемами сталкивается спортивная подготовка в Новосибирске? На эти и другие вопросы ответил директор Регионального центра спортивной подготовки сборных команд и спортивного резерва Новосибирской области Александр Веселов. Интервью проходило в рамках программы Артема Роговского «Вечерний разговор» на радио «Городская волна» 11 августа.
Артем Роговский: Пришла пора поговорить на самые важные и актуальные темы в жизни нашего города. А в контексте сегодняшнего разговора – и нашей страны. Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро.
Продолжается главное спортивное событие четырехлетия. Но и до, и во время Олимпийских игр - я предполагаю, и после них - все вокруг обсуждают околоспортивные события. К сожалению, главные пострадавшие – российские спортсмены.
Не допущены до соревнований команды наших легкоатлетов и тяжелоатлетов. Не выступят наши спортсмены в паралимпийских играх, да и вообще долгое время ходили разговоры, что вся сборная России не будет допущена до Олимпиады. На этом в частности, настаивала Всемирная антидопинговая комиссия, выпустившая доклад о допинге в России.
В докладе утверждается, что в нашей стране несколько лет скрывали положительные допинг-пробы своих спортсменов. Этот метод применялся в 643 случаях. А задействованы в столь неприглядном занятии были атлеты из 30 видов спорта. Отмечу, что 100-страничный документ был подготовлен при активной помощи сбежавшего в США бывшего главы московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова.
В итоге российские легкоатлеты и тяжелоатлеты остались за бортом Олимпиады. Что думаете об этом вы, уважаемые радиослушатели? Есть ли, на ваш взгляд, заговор против России со стороны мирового спортивного сообщества? Чего сегодня в Бразилии больше – спорта или политики?
Сейчас у нас на связи человек, который знаком с олимпийскими видами спорта не понаслышке. Чемпион России по толканию ядра, некогда член сборной России, Дмитрий Лобыня. Дмитрий, как думаете, почему наши спортсмены пролетели мимо Олимпиады?
Артем Роговский: А проблема допинга? Она была актуальна в ваше время? Вы употребляли этот мельдоний или что либо еще?
Но я точно знаю, что, несмотря на то, что его запретили на 1 сентября, пришла информация, что его нельзя уже ставить и с 1 января 2016 года. Пройдет 30 дней, и он уже будет в списке запрещенных. Хотя милдронат обнаруживается в течение 120-150 дней с момента приема и выявляется на допинг-пробе. Уже тогда знали, что спортсменов будут ловить на этих тестах. Это была одна из уловок по недопущению к Олимпийским играм спортсменов нашей сборной.
Артем Роговский: Продолжаем разговор об Олимпиаде с экспертом в студии. У нас в гостях - директор Регионального центра спортивной подготовки сборных команд и спортивного резерва Новосибирской области Александр Веселов. Спортсмен Дмитрий Лобыня вам знаком?
Александр Веселов: Конечно, видел его в деле. Видел, как он выступал.
Артем Роговский: Александр Михайлович, была ли на вашей памяти более политизированная Олимпиада? Конечно, всякое было, и бойкоты Олимпийских игр, и многое другое. Но сейчас это - масштаб всемирной истерии.
Александр Веселов: Трудно найти более политизированную Олимпиаду. Если вернуться к 1980-му году, Играм XXII Олимпиады в Москве - это первая Олимпиада, которая прошла на территории Восточной Европы. Игры закончились тем, что более 50-ти стран бойкотировали Олимпиаду.
Предыдущий бойкот был в 1976-м году в Монреале, когда 29 африканских стран также бойкотировали участие в Олимпиаде. Ну а следующим бойкотом стал бойкот Советским Союзом и еще 13-ю странами летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984-м году. Конечно же, это не пошло на пользу ни развитию международного спорта в целом, ни на успехи спортивной науки.
Артем Роговский: А можно ли было избежать дисквалификации наших ребят?
Александр Веселов: Я думаю, что было упущено время, причем профильными всероссийскими федерациями. Никто не ожидал, что будет такая буча вокруг Олимпиады.
Артем Роговский: А взять этот доклад - меня поразило, как он быстро был подготовлен. Всего 57 дней проводилось расследование. Результатом расследования Всемирной антидопинговой комиссии стало 103 страницы отчета, опубликованного огромным шрифтом и с большими междустрочными интервалами.
Даже сам профессор Макларен, который стоял во главе этого отчета, несколько раз сетовал на то, что времени для нормальной работы ему не хватило. Почему так произошло? И делается вывод, что им надо было побыстрее.
Артем Роговский. Фото Ростислава Нетисова
Александр Веселов: Складывается впечатление, что этот доклад готовился гораздо раньше, а не за такое короткое время. Тема была, скорее всего, закрыта.
Артем Роговский: А могло ли быть такое, что спортсмены скрывали прием допинга в 643-х случаях в 30-ти видах спорта? Могло ли быть такое массовое укрывательство допинга в России, как утверждается в этом докладе?
Александр Веселов: Я думаю, что это достаточно сложно сделать. Тренеры-практики понимают, что это нереально.
Артем Роговский: Вот Григорий Родченков, который сбежал в США, сейчас рассказывает, как он менял мочу с допингом на чистую. И более того, делал это чуть ли не под прикрытием сотрудников ФСБ. И обо всем этом знал глава Министерства спорта Виталий Мутко.
Александр Веселов: Изготовители разовых пробирок уже сказали, что невозможно второй раз использовать данную пробирку. Там какие-то остаются царапины. Так что все это исключается.
Артем Роговский: Получается, что имел место какой-то заказ. Потому что с 2014 года все мы знаем, что у нас происходит в мировой политике. Был, значит, своего рода заказ.
Александр Веселов: Заказ был. Но я помню, как раньше у нас был тезис: «Спорт - посол мира». Его можно, наверное, и сегодня применять. Потому что смотришь Олимпиаду, и видишь, как тот же американец проигрывает российскому спортсмену. А потом они обнимаются, говорят друг другу какие-то дружественные слова.
Артем Роговский: Я так понимаю, сейчас вы завели речь о дзюдо. Когда в финале американец проиграл нашему Хасану Халмурзаеву.
А насколько сегодня серьезна проблема допинга в спорте? Ведь именно от допинга и пострадали формально наши спортсмены.
Александр Веселов: Проблема стоит остро. После Олимпиады состоится серьезный разговор. И он будет проходить, как минимум, на уровне совета по спорту при президенте РФ. Тем более что в сентябре запланирован во Владимирской области международный форум «Россия - спортивная держава».
Там будет много гостей, и мы уже будем знать итоги Олимпиады. На форуме будет подниматься вопрос по допингу. Тем более Виталий Георгиевич Смирнов, который будет возглавлять утвержденную комиссию, обозначил такую проблему, что нужно эту работу передать от Минспорта Минздраву. Поэтому специалисты здесь должны четко понимать, как это будет происходить.
Артем Роговский: Как можно сегодня оценить представительство новосибирцев на Олимпиаде? Мы ведь тоже пострадали от доклада.
Александр Веселов: Да, мы тоже пострадали от этого доклада. Та же Виталина Симонова, пловчиха… Наталья Ловцова прибыла на Олимпиаду и после этих стрессовых ситуаций результат, который она показала, никого не устраивает. Не доехало у нас пять спортсменов.
Артем Роговский: А вот семь спортсменов, которые участвуют в Олимпиаде, далеко не все они уроженцы Новосибирска. В связи с этим возникает вопрос, и не только у меня. Как вообще определяется, что спортсмен представляет ту или иную область? Например, Наталья Ловцова родилась в Тольятти, тренировалась в Самарской области, а вот в Новосибирске она с 2015 года.
Александр Веселов: Все эти вопросы перехода спортсменов из одной федерации в другую согласовываются с Всероссийскими федерациями по виду спорта. Поэтому здесь делается все, чтобы содействовать самому спортсмену в подготовке к основным стартам. Потому что когда он в составе сборной страны, территория уже не обозначается.
Александр Веселов. Фото Ростислава Нетисова
Артем Роговский: Давайте перечислим, кто поехал от нас на Олимпиаду. Это семь человек. Миша Алоян, бокс, 28 лет. Роман Власов, греко-римская борьба, 25 лет. Артем Вольвич, волейбол, 26 лет. Юлия Гаврилова, фехтование на саблях, 27 лет. Любовь Шутова, фехтование на шпагах, 33 года и Иван Стретович, ему 20 лет еще не исполнилось. Самый юный спортсмен.
Наталья Ловцова, которая была уже нами сегодня упомянута, ей 28 лет. Давайте пройдемся по их выступлениям. Наталья Ловцова уже выступила, и сделала это неудачно, к сожалению.
Александр Веселов: Иван Стретович поехал с задачей выступить в команде, и он свою задачу выполнил на пять с минусом. Его оценки в итоге позволили команде выйти на призовое второе место.
Артем Роговский: Вас удивил такой взлет Стретовича?
Александр Веселов: Нет, он целенаправленно шел к этому результату. У меня у самого прошлое из спортивной гимнастики. Поэтому все последние чемпионаты России, кубок России, который был в Пензе, - я был там. Там уже окончательно формировалась команда. Поэтому мы четко понимали, что Иван в составе будет, но в качестве кого - до последнего момента мы не знали.
Артем Роговский: На выступлении Ловцовой сказалось то, что ее допустили до Олимпиады в последний момент? Она ведь не знала, - поплывет или нет.
Александр Веселов: Вместо того чтобы целенаправленно готовиться к старту, она действительно просто не знала.
Артем Роговский: Вот я смотрю олимпийский турнир по женскому волейболу, хотя редко это делаю. И вижу там Ирину Заряшко. Я знаю, что она родилась в Новосибирске, у нас есть с ней общие знакомые. Но я ее не вижу в списке спортсменов от Новосибирской области.
Или, например, есть Артем Вольвич, член мужской сборной России по волейболу. Он родился в Нижневартовске, поиграл за «Локомотив». Сейчас он здесь не играет, а уезжает из Новосибирска.
Александр Веселов: Скорее всего, здесь вступают в силу законы клубной подготовки спортсмена. Спортсмен приписан к клубу, а клуб приписан к территории.
Артем Роговский: Удивило ли вас выступление самой опытной нашей спортсменки из делегации, Любови Шутовой? Она сразу же вылетела из личного турнира по фехтованию.
Александр Веселов: На самом деле, все три наши спортсменки не вышли дальше 1/8 финала. Скорее всего, девчонки настроились на командную борьбу. Мы сможем еще в этом убедиться.
Артем Роговский: Как раз к этому и переходим. Каких-то из спортсменов мы уже обсудили, а вот про Юлию Гаврилову еще не поговорили. Ей 27 лет, фехтование на саблях. Какие у неё шансы, на ваш взгляд?
Александр Веселов: Я, как бывший спортсмен, суеверен, поэтому считаю, что делать прогноз – дело неблагодарное. Даже прогнозировать не буду. Просто пожелаю успешного выступления нашим спортсменам.
Артем Роговский и Александр Веселов. Фото Ростислава Нетисова
Артем Роговский: Переходим к нашей тяжелой артиллерии. Роман Власов, греко-римский борец. Весовая категория – до 75 килограммов, действующий олимпийский чемпион.
И Миша Алоян, наш боксер, весовая категория до 52 килограммов. Скандальное интервью Александра Лебзяка, главного тренера сборной России по боксу, облетело на днях все информационные ленты.
Главный тренер, перечислив некоторых боксеров и отдав им должное, заявил, что остальные приехали на Олимпийские игры туристами. По его словам, они не вышли биться, они не готовы к борьбе. И, к сожалению, в число «туристов», если судить по высказыванию Лебзяка, попал и Миша Алоян.
Александр Веселов: Я думаю, что это просто эмоциональное высказывание. И Саша Лебзяк не совсем прав в этом выражении. Что значит «туристы»? Я не совсем понимаю, почему он так сказал.
Артем Роговский: Вот, кстати, один из примеров, когда политика мешает спорту. Крупнейшее немецкое издание не включило Россию в общекомандный медальный зачет. Издание Bild сдержало обещание бойкотировать результаты сборной России на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.
В таблице неофициального общекомандного медального зачета - он размещен на сайте издания - Россия отсутствует. А внизу страницы содержится пояснение, что Bild не учитывает награды России в медальном зачете из-за масштабной государственной системы допинга.
Александр Веселов: Если Bild - это еще и частная газета, то все тут ясно и понятно.
Артем Роговский: «Российские медали будут исключены без влияния на результаты других спортсменов», заключает издание Bild. И оно же заявляет о бойкотировании результатов российских спортсменов до оглашения решения Международного олимпийского комитета.
Александр Веселов: Есть оргкомитет Олимпиады, который ведет неофициальный командный подсчет. Поэтому, я думаю, в итоге все будет ясно.
Александр Веселов: 14 августа будем болеть за Романа Власова. Он спортсмен Регионального центра спортивной подготовки сборных команд, который я сейчас возглавляю.
Артем Роговский. Фото Ростислава Нетисова
Артем Роговский: Какой он - этот скромный с виду юноша? Как он шел к своему успеху?
Александр Веселов: Настойчиво. Целеустремленно. Виктор Михайлович Кузнецов, который является его тренером, он по-другому спортсменов и не готовит.
Артем Роговский: Что Александра Александровича Карелина воспитал, что и Романа Власова…
Александр Михайлович, какие сегодня проблемы испытывает новосибирский спорт? Что нам до того, что семь спортсменов поехали? Ведь могло быть и больше?
Александр Веселов: Три кита, на которых стоит развитие любого вида спорта: это материальная база, тренерские кадры и сама система подготовки. Мы имеем великолепные тренерские кадры, у нас есть великолепная система подготовки. Ну и в последнее время - надо отдать должное целевой программе, которая помогает материальную базу подтягивать в нужном направлении.
Сегодня обзавелись своим центром фехтовальщики. У них появился областной центр фехтования. Со временем появится и центр борцов. В этом году уже начинается определенное строительство.
Осваиваются деньги на центр спортивной гимнастики, он тоже будет строиться. Материально-техническая база начинает подтягиваться на должный уровень. Но если посмотреть средний возраст ведущих тренеров Новосибирской области, то им уже далеко за 50 лет.
Я не могу забыть пример, который нам приводил Владимир Генрихович Бауэр, который стоял у истоков подготовки спортсменов спортивного резерва. Решили тогда определить, сколько получает наш средний тренер по Советскому Союзу. Вычислили, что пять копеек в час он получал. Тогда как за рубежом было 12 долларов. И тогда нашли такое сравнение, что на Санэпидемстанции замор одного таракана стоил также пять копеек.
Артем Роговский: А если сейчас произвести такие подсчеты?
Александр Веселов: Сейчас молодой начинающий тренер в любом из видов спорта получает не более 20 тысяч рублей.
Артем Роговский: Ну и материально-техническая база. Я не знаю, как у спортсменов-олимпийцев, но даже если взять других спортсменов... Стадион «Спартак» - старый и обветшалый. Хоккейный стадион – старый. Волейбольный стадион - играем где-то в лесу, и лигу Чемпионов - когда «Локомотив» заслужил волейбольное право сыграть там - проводим в Омске. И так по любому виду спорта.
Мини-футбол курирует Леша Толоконский, президент клуба. Он был у нас в этой студии. Хочу поздравить Алексея, кстати, и всех поклонников этого вида спорта. Они победили на выезде в первом матче Чемпионата России, победили чемпиона, московское «Динамо» со счетом 2:1. И играют они в студенческом зале, трижды бронзовые чемпионы подряд. В олимпийских видах спорта такая же ситуация с материально-технической базой?
Александр Веселов: Если говорить об олимпийских базах, которые появились в последнее время в России, то там все подтянулось на достаточно высоком уровне. И после олимпиады в Сочи остались достаточно серьезные сооружения. Например, тренировочный центр «Юг» в Краснодарском крае. Ну и ряд других.
Артем Роговский: А в Новосибирской области?
Александр Веселов: Смотрите, как все происходит. Как только спортсмен показывает приличные результаты, он попадает в списочный состав сборной страны и вызывается на сборы. При этом он после этого в Новосибирске бывает достаточно редко. Но, конечно же, хотелось бы иметь современную базу.
Артем Роговский: Показательно ли то, что мы пока добываем золотые медали только в дзюдо и фехтовании?
Александр Веселов: Это, скорее всего, объективно. Дальше вступят в борьбу художественная гимнастика, синхронное плавание, но в то же время и легкая атлетика, где разыграют 47 комплектов медалей. И мы ни в одной дисциплине, кроме прыжков в длину, иметь медали не будем. Почти такая же ситуация и с плаванием. Там разыгрывается 32 комплекта медалей. Поэтому если мы останемся в десятке, то это для нас будет определенная удача.
Александр Веселов. Фото Ростислава Нетисова
Артем Роговский: А если говорить о медальном зачете. Сегодня в лидерах те, от кого этого и ждали. США, Китай, Япония. О чем свидетельствует это? О государственной системе подготовки спортсменов?
Александр Веселов: Скорее всего, да. Система год от года совершенствуется, поэтому сбоев практически нет. Например, Олимпиада-2020 пройдет уже в Японии, и я думаю, что у них настрой будет самый серьезный.
Артем Роговский: Какими еще видами спорта, на ваш взгляд, можно разнообразить программу летних Олимпийских игр?
Александр Веселов: Этот вопрос олимпийский комитет будет разбирать.
Артем Роговский: Я предлагаю мини-футбол.
Александр Веселов: Все зависит от того, как будет вести в этом направлении работу Всероссийская федерация. И есть определенные требования к количеству стран, в которых данный вид спорта развивается.
Артем Роговский: До встречи в следующий четверг, 18 августа, в эфире радио «Городская волна».
Программа «Вечерний разговор» выходит в прямой эфир на радио «Городская волна» каждый четверг, сразу после выпуска вечерних новостей в 18-00. |