Какие виды подсчета потерь в Великой Отечественной войне (ВОВ) дают наиболее объективную оценку? Почему принято считать, что фашистами были только немцы? Действительно ли была «одна винтовка на троих»? Чем был хорош танк Т-34? Что оставил Сталин после себя? Эти и многие другие вопросы обсудили в программе «День Победы с Андреем Жирновым» на радио «Городская волна», гостем которой стал депутат горсовета Новосибирска Валерий Науменко.
Андрей Жирнов: Добрый день, дорогие друзья! В эфире программа «День Победы c Андреем Жирновым». На «Городской волне» мы продолжаем цикл передач, посвященных Великой Отечественной войне. Мы рассказываем о событиях этой величайшей битвы добра со злом, сражении советского народа с фашистскими агрессорами. Приближается 22 июня - самая трагическая дата в истории нашей Родины.
Известно, что каждая война порождает определенные исторические мифы, и очень часто это пропаганда - собственная или вражеская, или продукт народного творчества - когда одна бабка сказала. Сегодня мы продолжим начатый неделю назад разговор о мифах, порожденных за океаном во время холодной войны.
В 1990-е годы некоторые мифы приобрели черты официальной точки зрения ельцинской власти. В прошлой программе «День победы с Андреем Жирновым» гость в студии, большой фанат военной истории, депутат горсовета Валерий Науменко, разбирал два очень живучих мифа.читайте такжеМифы о Великой Отечественной войне: репрессии в Красной армии и почему Сталин не послушал ЗоргеСогласно распространенному мнению, Сталин знал о предстоящем нападении фашистской Германии, его не раз предупреждали, разведка называла даже конкретную дату, но «вождь народов» не доверял никому и ничего не предпринял. При всем уважении к подвигу нашей разведки, дать исчерпывающий ответ о дате начала противостояния она не могла. Постоянно шли противоречивые сообщения.
Другой миф. Тяжелые поражения 1941 года - это следствие репрессий в отношении комсостава Красной армии накануне войны. Наш гость опроверг этот миф и даже привел неожиданные аргументы - чем был опасен для Красной армии маршал Тухаческий. Особенно, как это не удивительно, для перевооружения Рабоче-крестьянской Красной армии.
Сегодня с Валерием Науменко мы разберем еще два очень живучих мифа. Насчет того, что во время войны мы завалили противника трупами и потому победили. Другой миф - СССР победил Германию вопреки тогдашнему руководству.
История знает немало примеров, когда хорошо обученная и оснащенная армия проигрывала сражения из-за бездарных полководцев. Но чтобы страна победила в глобальной войне «на истощение» вопреки государственному руководству – это невероятно. Так не бывает. Итак, слово предоставляется Валерию Науменко.
Валерий Науменко: Есть мощные подсчеты потерь, единственные в своем роде. То есть не подсчеты потерь а-ля Александр Александрович Солженицын. Есть исследователи, которые хорошо подошли к этому вопросу. Я не могу их считать сталинистами, абсолютно. Это Замулин и Кривошеев. Они блестяще провели работу, высчитали конкретно потери, которые долгое время не учитывались. Это очень сложная система подсчета.
Долго не учитывались военнопленные. Но теперь считаются безвозвратные потери Красной армии, которые включают в себя погибших от ран, погибших в бою, угнанных в плен и там погибших, пропавших без вести. По итогам войны, с другой стороны должны быть потери врага. Мы долго считали, что это потери только Германии. Но это не так.
До конца апреля 1945 года велись бои в Будапеште. Это Венгерская республика была нам друг, товарищ и брат. А с германским рейхом мы воевали. А ведь на самом деле даже финны были союзниками Гитлера, они воевали с нами до 1944 года. В 1945 году они уже воевали на нашей стороне, а венгры дрались на нашей стороне до последнего момента. И им не вломили репарации за то, что они снабжали фашистов своими первоклассными солдатами. Они бы очень бледно выглядели. Тем не менее они же были наши друзья, мы им помогали.читайте также«Все для фронта, все для победы!» - как новосибирцы приближали великий деньТак вот, были венгерские, словацкие, румынские и хорватские фашисты. И были фашисты из Франции. Самое интересное, что во Франции погибло на стороне фашистов приблизительно 40 тысяч человек. И на стороне союзников было 40 тысяч человек. Поэтому немцы очень сильно удивились, когда увидели французов при подписании мира в Потсдаме. Там был французский военачальник, де Латр де Тассиньи. Это было, конечно, смешно.
Это был «Европейский Союз», они воевали все вместе. И вот если вместе их всех подсчитать, то наши потери соотносятся с фашистскими так: наших 130 человек против их 100 человек. Грубо говоря, мы потеряли на 30% больше людей, но это потому, что в первые два года войны мы теряли в два раза больше солдат. В 1943-1944-х гг. позиция поменялась, и уже в 1944-1945-х гг. мы теряли гораздо меньше, чем они. Учитывая, что мы не готовы были к войне в начале. Мы готовились, мы безумно крепко спешили, но не успели.
Возьмем, допустим, производство танков Т-34, которых мы выпустили в несколько раз больше, чем немецких танков. Я знаю, какой был выпуск у немецких танков. Это пять тысяч «Пантер», меньше десяти тысяч PZ-IV (Т-4), «Тигров» 1400 штук и 300 «королевских тигров», самоходок было порядка шести тысяч. Вот против них только 34-ок было 80 тысяч выпущено.читайте такжеКак дети работали на заводах в годы ВОВТанк был сложный, у него была масса недостатков, но он был нормального уровня. На тот день он превосходил многие аналоги. В нашей стране, которая недоедала и недосыпала, когда у многих не было даже куска хлеба, тем не менее, мы вышли на достаточно высокий в военном отношении уровень и достойно снабжали нашу армию.
Как помните, сейчас говорят «у нас одна винтовка была на троих». Такая гнусная брехня. Когда в бой шли люди в царское время, тогда действительно не хватало винтовок. Для сравнения, у нас в начале войны самозарядных винтовок было выпущено больше, чем во всех странах мира, вместе взятых. Знаменитая СВТ-40, АВС-36 и так далее. И в бою за Тулу, где клепали знаменитые СВТ-шки, немцы вообще говорили: «да у каждого русского ручной пулемет».
Дело в том, что наши солдаты достаточно часто стреляли. АВС вообще имел автоматический режим стрельбы, а СВТ хоть и лупила одиночными, но достаточно быстро. А еще она имела мощный винтовочный патрон. Другое дело, что она была дорогая, стоила почти столько же, сколько ручной пулемет. Это для всех самозарядок было характерно. Поэтому мы тогда и перешли на ППШ и на пистолеты-пулеметы.
Андрей Жирнов: Ну и еще, Валерий Владимирович, один из мифов - главный, наверное. О том, что в войне победили вопреки.
Валерий Науменко: То есть, вопреки Сталину?
Андрей Жирнов: Вопреки Сталину и советскому государству.
Валерий Науменко: Тем людям, которые так говорят, рекомендую вспомнить Наполеона, его знают все. Назовите мне хоть одного бригадного генерала армии Наполеона. Андрей Геннадьевич, вы-то назовете, потому что вы настоящий историк. Я знаю вас как человека, который блестяще разбирается в истории.
А вот те кликуши, которые кричат что победа досталась вопреки Сталину, что народ самоорганизовался и попер... Назовите мне хоть одного монгола из великой армии Чингисхана, третьего с краю. Почему-то все знают одних только руководителей.
Они не просто так руководили своими гигантскими армиями, не только так они вписали свое имя в историю. И самое главное - чтобы была построена гигантская государственная машина. Мы не просто прославились, оставив после себя пепелище и пару юрт, как у Чингисхана. Или как у Наполеона - кодекс Наполеона остался, и всё. И разоренная осталась Франция, столицу которой захватили и сделали с ней, что хотели.
После Сталина осталась самая сильная армия мира. После Сталина осталось – ну не будем же мы говорить, что это сделал полуграмотный Хрущев – прорыв в космос, прорыв в ядерной технологии. И заметьте, на Западе взорвали первую атомную бомбу, а мы сделали первую ядерную электростанцию. Это очень характерно для нашего народа. Это как, знаете, против немытого тела французы и другие европейцы изобрели духи, а русские – баню. Вот в этом мы и отличаемся. Может у них это как-то более куртуазно. Но у нас, на мой взгляд, все как-то почище и более правильно.читайте такжеБилборды с портретом Сталина появились в Новосибирске ко Дню ПобедыМне кажется, что совершенно несправедливо говорить, что это было совершено вопреки. Нет! Безусловно, любой другой человек на месте Сталина мог привести нас к катастрофе. А тех людей, которые сейчас с пеной у рта плюют в сторону генералиссимуса, их бы превратили в абажуры при другом раскладе. Натянули бы их там на кресло или на лампу, и вот там бы они и служили безмолвно своим арийским господам. А вот сейчас они тявкают. Пусть поблагодарят Иосифа Виссарионовича, что имеют сегодня право голоса.
Андрей Жирнов: Это еще и связано с темой баннеров в Новосибирске перед 9 Мая.
Валерий Науменко: Ну это, конечно, ерунда. Самое главное – не может общество быть однородным. И люди, которым не нравится Сталин, такие конечно же есть. У нас есть разные люди. Есть и святые, есть и грешники. Есть люди законопослушные, есть и бандиты. Но мы же не можем сделать так, чтобы всем было одинаково хорошо. Но как говорится, «вечер в хату – порядочным арестантам привет». Мы же не можем так все время говорить. У каждого вида нашего населения есть разные интересы. Всех не удовлетворишь. Но плакаты со Сталиным, я считаю, это та небольшая дань, которую мы должны принести этому человеку.
Он и про винтики говорил, что много людей считаются винтиками, но он говорил об этом с пиететом. Он говорил, что без этого винтика никуда. И мы без него тоже ничто. Вы знаете, бывают разные поступки у людей. Был такой Владимир, креститель Руси, равноапостольный князь Рюрикович. Вы знаете, он столько страшного в жизни натворил, чудовищного. Но он равноапостольный князь.читайте такжеДень Победы в воспоминаниях воинов-сибиряковА прегрешения, наверное, у каждого есть. Без прегрешений на земле был только один человек. Один! И того гвоздями прибили к кресту и уморили его до смерти. Это был Иисус Христос. Но те, кто сейчас плюет слюнями на Сталина - ребята, вы посмотрите на себя. О вас ни хорошей памяти не останется, ни плохой. Не источайте вокруг себя злобу, лучше почитайте что-нибудь приличное про Сталина.
Не читайте вы подшивки «Огонька», не общайтесь вы с такими людьми, которым Сталин сделал все. Такими, как Николай Карлович Сванидзе. Начиная с имени, фамилии и отчества, это совершенно маргинальная фигура, которая Сталина сейчас поливает помоями. А ведь это ближайший родственник Сталина, который крепко спал и сладко жрал. А когда пришло время - а давай-ка обгадим моего пращура. И он стал всеми своими усилиями лить на него грязь. Ну разве это хорошо? Не надо вести себя, как Николай Карлович.
Андрей Жирнов: Спасибо, Валерий Владимирович, что пришли и развенчали мифы.
Валерий Науменко: Да, надо было согнать муху сомнения с тарелки нашего ума, как говорится.
Андрей Жирнов: В двух программах мы разобрали четыре самых распространенных мифа о войне, доказав их несостоятельность. Вернусь к последнему - победили вопреки. Вопреки государству, вопреки командованию. Возможно ли было выдержать убийственный удар врага и создать несокрушимую армию, если общество раздроблено, если живет в состоянии гражданской войны с властью, если не доверяет руководству? Ответ на самом деле очевиден. Советская страна, советский народ – каждый на своем месте, совместными усилиями, совершили невероятный, невиданный в истории подвиг. Мы об этом помним, мы этим гордимся. Вы слушали программу «День победы с Андреем Жирновым». Встретимся через неделю.