Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: опальный Дед Мороз, Пушкин и мандарины по 65 копеек

28 декабря в эфире радио «Городская волна» (101,4 FM) прозвучал очередной, последний в 2018-м году, выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии — сотрудник музея города Новосибирска, краевед Константин Голодяев. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
08:15, 02 января 2019

Взгляд назад. Исторический календарь

26 декабря 1937 года в адрес секретаря обкома ВКП(б) Алексеева была направлена спецсводка УНКВД по Новосибирской области. В ней сообщалось, что органами милиции на Северном, Чановском, Коченёвском, Купинском и Чистоозерном пунктах «Заготзерно» «вскрыты контрреволюционные вредительские диверсионные группы, состоящие из активных контрреволюционеров, белогвардейцев, бывших кулаков, антисоветского и уголовного элемента. Контрреволюционные подрывные действия указанных групп на пунктах „Заготзерно“ были направлены на порчу зерна и семенных ресурсов». Всего было арестовано 33 человека. Аресты проводили в соответствии с полученной в августе 1937 года телеграммой Сталина «о вредительстве в системе Комитета заготовок и заготзерно». В ней было требование применять репрессии в отношении работников заготовительных пунктов на местах.

26 декабря 1991 года Указом Президента Российской Федерации Ельцина главой администрации Новосибирска назначен Иван Иванович Индинок.

28 декабря 1978 года Совет Министров СССР утвердил проект строительства Новосибирского метрополитена и разрешил приступить к его строительству в 1979 году.

29 декабря 1899 года состоялось освящение собора Александра Невского. Собравшиеся послали телеграмму царю с выражением благодарности и преданности. В соборе было богатое оснащение, его пожаловала императрица Мария Фёдоровна.

31 декабря 1897 года департамент полиции Томской губернии учредил орган полицейской службы посёлка Ново-Николаевский в составе полицейского пристава с окладом в 1500 рублей в год, его помощника, который получал 1000 рублей в год, и десяти стражников, которым платили по 300 рублей в год.

Однажды в Новосибирске. Город на упрощёнке

28 декабря 1903 года в рескрипте N 747-47 государь император Николай Второй издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города Томского уезда с упрощённым городским управлением. Кривощёковская слобода, которая располагалась на противоположном, левом берегу Оби, в его состав не вошла. Подлинник документа подписал исполняющим должность управляющего кабинетом Его императорского величества генерал-майор Рыдзевский.

Земли общего пользования передавались в безвозмездную собственность города, а усадебных участков — за выкуп в собственность жителям. Земель общего пользования — это площади, улицы и загородный выгон для скота — Ново-Николаевску досталось 53 квадратных километра. Шесть квадратных километров горожане смогли выкупить под частное жилое строительство.

Земли Алтайского горного округа, на которых обосновался Ново-Николаевск, ещё со времён императрицы Елизаветы Петровны находились в личной собственности царствующих особ и передавались по наследству, ведал ими Кабинет Его императорского величества.

И борьба за городскую землю шла практически с самого начала формирования посёлка. Вопрос преобразования посёлка в посад жители впервые подняли на сходе ещё в декабре 1895 года. А через год они направили государю императору телеграмму, просили снизать арендную плату за землю и «уступить в вечность», а также «учредить общество в посёлке Ново-Николаевском посадское или городское».

Земельный вопрос решался постепенно, землю отдавали на выкуп частями. Окончательно вопрос решился в декабре 1907 года, когда был подписан Акт о передаче земель на выкуп. А 11 декабря 1908 года пришло известие о том, что государь император высочайше соизволил согласиться на применение к Ново-Николаевску городового положения в полном объёме.

Было — не было. Не трогай, это на Новый год!

Гость в студии — сотрудник музея города Новосибирска, краевед Константин Голодяев.

Евгений Ларин: То, что я сейчас скажу, может показаться довольно странным, но на самом деле это так и есть. Дело в том, что Новый год, такой, как мы его знаем и любим, — праздник относительно новый. И 1 января его праздновали не всегда. В Древней Руси его отмечали 1 марта, в Древнем Риме тоже. Там вообще не было января и февраля. Первым месяцем был март, а последним, десятым, — декабрь. Он так и назывался — «десятый». Потом на Руси Новый год стали праздновать 1 сентября, и только Пётр Великий перенёс его на 1 января.

Но до революции 1917 года Новый год был в тени Рождества, отмечали его после этого главного праздника и значительно скромнее. И вот давайте представим себе посёлок или уже молодой небольшой городок Ново-Николаевск где-нибудь в районе устья Каменки или у станции Обь накануне Рождества и Нового года. Как он мог выглядеть? Были ли какие-то праздничные украшения?

1.jpg
Константин Голодяев. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Константин Голодяев: Ничего не было. Город не сиял разноцветными огнями и гирляндами, и ёлочек там не устанавливали. Но есть самая старая зимняя фотография 1895 года, подписанная «Каток в Кривощёково». И там на этом катке стоит наша петербургская интеллигенция, люди, которые были инженерами нашего железнодорожного моста, которые его строили. Там подписаны фамилии, это знаменитые, известные нам фамилии: Горловы, Чепурновы, Линк, Ауэрбахи.

А первая общегородская ёлка в Ново-Николаевске появилась уже в 1898 году, в самом конце века. И она появилась не на улице, как ставят ёлки сейчас, а на территории училища. До этого ёлку священник Посельский поставил на территории Александро-Невской церкви, и там прошёл первый праздник, а потом ёлку регулярно ставили в городском реальном училище.

Евгений Ларин: Это училище имени Дома Романовых на Красном проспекте?

Константин Голодяев: Сначала оно было на Советской, в потом, когда на Красном проспекте построили новое здание в 1912 году, оно переехало. Там же в училище для учащихся проводили рождественские утренники. По городу заливались катки. Особенно известен был каток, который после 1907 года и вплоть до революции заливался у городской электростанции, это за нынешним зданием мэрии, там находился городской каток.

Евгений Ларин: Там был пустырь?

Константин Голодяев: Да, это же была часть базарной площади, которую отвели как раз под каток. Там катались все — и взрослые, и дети. Кто на конёчках, кто на салазочках. Бывало, что к валенкам подвязывали не просто полозья, а даже привязывали металлические стержни, чтобы какое-то скольжение было. Даже на деревянных стержнях катались.

Евгений Ларин: Когда появилась традиция наряжать ёлки?

Константин Голодяев: Если мы говорим про рождественскую ёлку, а не еловые ветви, которые появились ещё при Петре Первом, то рождественская ёлка появилась только в 19 веке. 

Первая ёлка была установлена в 1817 году, уже после Отечественной войны, в покоях супруги императора — Александры Фёдоровны, которая была уроженкой Прусии, прусской принцессой. Традицию рождественских ёлок она принесла из Прусии. Сначала у себя в покоях, потом в столицах. К нам ёлка пришла в конце века.

Евгений Ларин: Традиция ставить ёлки на улицах появилась примерно в то же время или позже?

Константин Голодяев: Если говорить про наш город, то в Новосибирске первую ёлку на улице установили в 1937 году, после того, как Новый год был разрешён.

Евгений Ларин: После революции, когда отменили Рождество, я так понимаю, начались гонения уже и на Новый год, как на праздник, который перенял рождественские традиции.

Константин Голодяев: До конца 1920-х годов всё было как обычно. Отмечали и Новый год, и Рождество. Может быть, не так празднично. Газеты, кстати, скромно хранили молчание по этим праздникам. С 1929 года приказом 1 января стал простым рабочим днём, не выходным. Причём в календарях на 1929 год, которые немножко раньше напечатали, 1 января ещё было помечено красным цветом, как праздничный день. Более того, там и Рождество даже помечено красным цветом — 25 и 26 декабря.

Потом, на фоне антирелигиозной пропаганды и антирелигиозных гонений отменили Рождество, и заодно отменили празднование Нового года. Причём это было не одномоментно. Население заранее подготавливали к этому решению. В Сочельник проводились Вечера безбожника, вводилось «комсомольское Рождество».

Фото: cdn.fishki.net

А в канун запрета Рождества Маяковский даже написал такое стихотворение:

Праздники

на носу.

Люди

жаждут праздновать.

Эти дни

понанесут

безобразия разного.

Нынче лозунг:

«Водкой вылей

все свои получки».

Из кулёчков

от бутылей

засияют лучики.

Поплывёт

из церкви

гул —

развесёлый оченно.

Будет

сотня с лишним скул

в драке разворочена. 

Будут

месть

ступени лестниц

бородьём лохматым.

Поплывут

обрывки песен

вперемежку...

с матом.

Целоваться

спьяну

лезть

к дочкам 

и к жёнам!

Перекинется

болезнь 

к свежезараженным.

Будут

пятна

винных брызг

стлаться

по обоям.

Будут

семьи

драться вдрызг

пьяным мордобоем.

По деньгам

и даром —

только б угостили —

будут пить

по старым

и по новым стилям.

Упадёт

и пьян,

и лих...

«Жалко,

што ли,

рожи нам?!»

Сколько их

на мостовых

будет заморожено!

В самогон

вгоняя рожь,

сёла

хлещут зелие.

Не опишешь!

Словом,

сплошь

радость и веселие.

Смотрю я

на радостное торжество,

глаз

оторвать

не смея...

Но почему оно

зовётся

«христово рождество»,

а не

«рождество

зелёного змея»?!

Вот такая едкая сатира. Были и для ребятишек стихи, попроще, чтобы они легче воспринимались, проникали в душу:

«Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов.

Мы с тобой — враги попам. Рождества не надо нам!»

Практически шесть лет в стране не было ни Нового года, ни Рождества. Некоторые пытались дома справлять, ставить ёлочки, очень тихо — не дай бог, кто проговорится. Как подпольщики. Всё это было за плотно задёрнутыми шторами, потому что по улицам ходили комсомольские патрули и смотрели в окна, — не горит ли там какой-нибудь рождественский огонёк, не видно ли где ёлочки? Так продолжалось до 1935 года.

21.JPG
Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Когда же Новый год стал легальным?

Константин Голодяев: В конце 1935 года в Москву приезжала делегация из Украины во главе с первым секретарём киевского обкома Постышевым. Они решали проехаться на машинах по вечерней зимней Москве. Постышев сидел со Сталиным в машине, и вдруг Постышев предложил Сталину вернуть людям Новый год. Она начали вспоминать детство, как они праздновали этот праздник. Рождество всё равно не уходило из семей, а если и уходило, то очень тяжело. И чтобы совсем задвинуть Рождество, было предложено праздновать Новый год как главный праздник. Раньше Рождество было главным праздником, а Новый год был вторичен. Теперь их решили поменять местами.

Сталин согласился и велел Постышеву проявить инициативу. И тот написал в газету «Правду» статью, она вышла на первой полосе: вернём детям Новый год. В ней уже директивно было сказано: комсомольцы и пионерработники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. Именно должны. А люди как будто ждали, потому что праздник не задушишь, не убьёшь. Люди ждали. И тут же, буквально в течение нескольких дней появились первые новогодние ёлки, утренники для детей.

И в Новосибирске в зиму в 1935-36 годов в школах города также прошли новогодние ёлки и утренники с песнями, стихами, хороводами, подарками. И в магазинах уже появились распродажи новогодних атрибутов. Одними из первых в Новосибирске ёлку увидели дети работников треста «Кузбассуголь» в школе №50, которая находится на Советской, 38, это памятник конструктивизма. Туда на праздник были приглашены не только учащиеся школы, но и дошколята, и взрослые почётные гости пришли. Деда Мороза тогда ещё не было, его не успели ввести в обиход праздника.

Евгений Ларин: Не успели вернуть, наверное? Или его до этого не было?

Константин Голодяев: Дед Мороз как новогодний атрибут у нас был где-то с середины 19 века, не говоря уже о его языческих корнях. На утренник были приглашены почётные гости, руководители «Кузбассугля». Дети, когда ходили вокруг ёлочки, кричали этим людям здравницы. «Привет товарищу Гайлиту! — встречают комкора (командира корпуса — прим. автора) звонкие детские голоса», — писали в газете.

Но, тем не менее, праздник прошёл на «ура». Дети уходили домой с подарками — настольными играми, барабанами, куклами, мячами. И для взрослых устраивался карнавал с литературными и сказочными героями. Там был Пушкин, Тарас Бульба, Дон Кихот, Мойдодыр, обязательно — герои-челюскинцы, лётчики, парашютисты, кавалеристы, артиллеристы.

Евгений Ларин: Новые сказочные персонажи.

Константин Голодяев: Да, героические! А в 1937 году и Деды Морозы зашли на праздники. Более того, у Деда Мороза появился личный эскорт — Снегурочка, внученька. Помните: дед да бабка из снега слепили, а она потом через костёр прыгала и растаяла. Языческий персонаж стал новогодним атрибутом.

Евгений Ларин: А ещё все думали и гадали, кто же мама снегурочки? Дедушка есть, а мамы с папой нет.

Константин Голодяев: Дух! В магазинах вместе с новогодними атрибутами появились совершенно неожиданные лакомства, которые тоже сразу стали новогодними символами — испанские апельсины, грузинские мандарины. Мы тогда в Испании воевали, и нам слали оттуда апельсины. «Грузите апельсины бочками!»

В магазинах мандарины можно было купить и поштучно. Стоили они больших денег и были разных размеров. Маленькие продавали за 25 копеек, средние — за 45, большие — за 65 копеек. То есть большая мандаринка для ребёнка уже была полноценным подарком. А её можно было на две части поделить, подарить двум детям.

Евгений Ларин: Как в мультике: мы делили апельсин, много нас, а он один.

Когда состоялась общегородская ёлка, когда все смогли прийти на общий праздник и вместе отметить Новый год?

Константин Голодяев: Уже буквально в следующем году, ещё более счастливым, чем 1936, — в 1937 году новогодние мероприятия стали массовыми, причём не только в городе, но и в сёлах. Первую большую общегородскую ёлку и первый ледовый городок устроили в декабре 1936 года в Первомайском сквере. Над ледовым городком работали профессиональные художники и скульпторы города.

По эскизам художников у Дома Ленина установили два ледяных панно, которые отражали жизнь детей. Были сделаны снежные фигуры медведя, лисицы, волка. По аллеям сквера расставили фигуры зверей, птиц, подключили разноцветные гирлянды, городок сиял огнями. В Саду Сталина открыли каток и зимний спортивный городок. Устроили пять районных ёлок.

2.jpg
Константин Голодяев. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Сад Сталина — это Центральный парк?

Константин Голодяев: Да. Там проводили карнавалы. Документы нам говорят: если в декабре 1936 года, когда ставили первые ёлки, было закуплено 1700 ёлочек, то уже через два года, в декабре 1938 года, купили 6500 ёлок. Вот так рос праздник.

Спортивные катки тоже стали украшать, на них стали проводить ледовые карнавалы. Новогодние праздники продолжались до конца зимних каникул, — в школе были зимние каникулы. На водно-лыжной станции, где сейчас набережная, был организован конкурс карнавальных костюмов. На льду играл духовой оркестр, были танцы, призы, фейерверки. В стране стали отмечать Новый год. Рождество действительно стали забывать.

Евгений Ларин: Но очень скоро Советский Союз да полмира было втянуто в войну и, надо полагать, в Новосибирске стало не до празднования Нового года? Либо что-то всё же делали в это время?

Константин Голодяев: Конечно, было не до празднования, но, тем не менее, Новый год отмечали, хотя и гораздо скромнее. Был вопрос — где взять нарядную одежду? Девушки надевали что-то прежнее или пытались сшить какую-то обновочку. Бывало, что шили из мешковины, это ткань, из которой мешки делают. Выдёргивали из подола нитки, и получалась бахрома. Парни пытались добыть немного спирта, чтобы приподнять градус закрашенной воды.

Были семьи, которые имели достаток и могли себе позволить более богатый новогодний стол. Тем более, что на рынке на самом деле были все продукты, просто стоили они очень дорого. Безусловно, Новый год отмечали и в детских учреждениях, там традиция не прерывалась. Там ставили и украшали ёлку, чем могли. Украшения заранее делали сами дети, из бумаги клеили разные гирлянды, вырезали фигурки животных, делали бумажные цепи, развешивали снежинки из ваты, блёстки.

И Дед Мороз приходил к детям в годы войны, правда он был очень похож на партизана, но это была хорошая, правильная политическая агитация. Находились у него и конфетки для подарков, пирожки с чем-то. По городу были расклеены новогодние плакаты где Дед Мороз в шубе и ушанке с красной звездой, с большим мешком, из которого он вываливает на фашистов бомбы и снаряды, — новогодние «подарочки».

Евгений Ларин: А в городе была иллюминация, какие-нибудь гирлянды? Или это всё пришло ещё не скоро?

Константин Голодяев: Первые гирлянды появились ещё на Новый год 1937 года, а после войны первую яркую ёлку установили в канун 1946 года. Это была общегородская ёлка, она стояла на площади Сталина, нынешней площади Ленина. По решению исполкома только на её сооружение ушло 2500 сосёнок, тогда как ранее 6500 деревьев использовали для всего города.

Ёлку эту организовали военные, рядом с ней был устроен зимний военный лагерь. Её торжественно открыли в семь часов вечера 31 декабря 1945 года. Несколько лет ёлку устанавливали там, потом она «гуляла». Её ставили на площадке перед оперным театром, она переезжала в парк имени Сталина. Потом, к 1955 году, ёлка вернулась обратно на главную площадь города.

Её всегда украшали достаточно богато — разноцветными игрушками, световыми гирляндами. Из картона вырезались большие объёмные фигуры сказочных и не сказочных персонажей. В зависимости от времени могли вырезать и космонавтов, и героев-кубинцев.

Евгений Ларин: А кто это делал?

Константин Голодяев: Это делали специальные мастерские, артели, которые работали при горисполкоме, у них был такой муниципальный заказ, как бы сейчас сказали. Электроэнергию для ёлок подавали от оперного театра, там были хорошие мощности. Обязательно строился детский городок. Очень популярны были сказочные персонажи, избушки на курьих ножках, с них можно было скатываться по ледяным горочкам. Обязательно был духовой оркестр, танцевальная площадка — холодно, что делать!? С детьми занимались, как сейчас их называют, аниматоры, тогда тоже всё это было. Детей хороводили артисты Театра юного зрителя, городского дома пионеров.

Потом ёлки стали ставить и в других местах, в районах. Например, в Ленинском районе ёлку очень долго ставили на Монументе славы, его ещё тогда не построили, там был пустырь. Там стояла ледяная горка, а над ней торчала большая ракета из фанеры. Эра космоса! Потом ёлка переехала на пересечение Ватутина и Блюхера. Мы туда бегали в ледовый городок, и большие горки, с которых мы скатывались стоя, — это был шик! Всегда можно было получить синяк.

Евгений Ларин: Я помню, на площади Ленина стояла большущая деревянная горка, покрытая льдом, с неё тоже скатывались стоя, но там можно было не только синяк получить. Там шею легко свернуть было.

Константин Голодяев: Да, это опасно. У меня в семье был случай, когда после полуночи, — а мороз был под 40 — мы пошли в Сад Кирова. Там тоже были горки, хотя и не такие большие. Папа решил на ногах скатиться, удаль показать. Упал головой и расшибся. Но быстренько вызвали скорую, всё хорошо обошлось. Да, это опасно. Но скатывание на ногах было особым шиком.

Евгений Ларин: Мы уже говорили о том, как украшали площади и улицы... А где брали игрушки для украшения ёлок в домах? Ведь надо полагать, что ничего такого не было? Всё тоже приходилось делать своими руками?

Константин Голодяев: На самом деле было! Ещё в 1936 году, когда стали продавать новогоднюю атрибутику, в витринах начали выставлять наряженные образцово-показательные ёлочки. Наряжали их, в первую очередь теми кондитерскими изделиями, которые продавались в этих магазинах. Ёлочных украшений было, конечно, немного.

Позже начались предлагать разные украшения — сказочные фигурки, стеклянные и картонные. Зачастую такие украшения продавали наборами, в которые включали совсем не праздничные предметы, книжку какую-нибудь совершенно не новогоднюю.

Евгений Ларин: Граф Монте-Кристо?

Константин Голодяев: Да какое там! Пособие по сельскому хозяйству! Газета «Советская Сибирь» в 1936 сообщала, что новосибирская фабрика «Красная Сибирь» оперативно начала выпускать ёлочные украшения из шоколада. Что это было? Бомбы, обтянутые фольгой. Бомбочка — это как сейчас «Киндер-сюрприз». Шоколадные рыбки, разные фигуры животных, они прекрасно украшали ёлочку.

Магазины сети «Гастроном» выпускали специальные пакеты с кондитерскими изделиями, наборы конфет. Больше всех отличился детский отдел универмага народного комиссариата внутренней торговли. У него в наличии ёлочных украшений было на сумму свыше 200 000 рублей, — это можно было городскую ёлку украсить!

3.jpg
Константин Голодяев. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Шоколадные украшение — это же очень недолговечные вещи.

Константин Голодяев: Ну и ладно! Ёлочки очень быстро оказывались во дворах, до 1 мая не ждали. Уже 1 января можно было видеть, как ребятишки во дворах снова украшают ёлки, чем могут. Это тоже давало ощущение праздника. А ещё два крупнейших магазина — «Союзкульторг» на Красном проспекте, 23, где сейчас Краеведческий музей и «Союзунивермаг», где гостиница «Центральная», в своих больших витринах выставляли сияющие ёлки, переливающиеся разными огнями, золотом и серебром. Перед ними люди стояли, как заворожённые, а купить не могли. Наборы ёлочных украшений стоили 100, 250 рублей и более. Конечно, большинство людей делали игрушки самостоятельно из картона, бумаги, ткани, шишек — прекрасный сибирский материал.

Евгений Ларин: Очень важный момент, без которого не обходится праздник, это новогодний стол. Наш город знал времена, когда с продуктами была напряжёнка, а потом ещё время тотального дефицита. Как умудрялись люди чем-то накрывать новогодний стол?

Константин Голодяев: Как обычно, к этому празднику готовились, забивали холодильники, у кого они были, балконы, за форточку вывешивали продукты.

Тогда же пошла фраза, которая сейчас уже является мемом: «Не трогай, это на Новый год!»

У меня мама работали в экскурсионном бюро, возила детей на каникулы по разным городам, проводила экскурсии. С осенних каникул она из Средней Азии привезла огромный арбуз, и мы поставили его рядом с балконом, где похолоднее, чтобы он там хранился до Нового года. «Нельзя трогать, на Новый год!» Я ещё маленький был, арбуз был с меня размером. Я решил его приподнять, но не удержал. Он бухнулся на пол и чуть раскололся, но до Нового года дотянул.

Привозили майонез из Минска, бананы из Москвы. Пельмени лепили всей семьёй за большим столом, пели песни. Обязательно тазик «Оливье». Это был самый любимый салат, там же и колбаса, и майонез, и огурчики! Холодец, селёдка под шубой. Всё, что накопили за предыдущие месяцы, выставляли и съедали. Стол всегда хорошо был накрыт. И шампанское обязательно было, покупали заранее, привозили откуда-то, и вино.

За столом, помню, пели после двенадцати русские народные песни и романсы. Первый присест делали в 11 часов вечера, провожали старый год, потом куранты по первому каналу, — а других не было, — выступление Брежнева, «Голубой огонёк». Можно было выбрать: продолжать смотреть «Голубой огонёк» или идти на улицу кататься с горок.

Из фейерверков были только бенгальские огни и хлопушки. У кого-то из военных были ракетницы, из них стреляли. После можно было вернуться с улицы, посмотреть конец новогоднего концерта, там в конце было самое вкусное: Пугачёва, Ротару, может, кто-то из дружеского социалистического лагеря попадётся, Карел Готт, например.

Потом, в четыре часа, Новый год по Москве отмечали, кто «дожил». Завершали праздник под телевизор, там шли «Мелодии и ритмы» зарубежной эстрады. Молодые их ждали, чтобы посмотреть Boney M., ABBA и Сьюзи Кватро, если она там появлялась. Потом отбой, а утром — доедать салаты.

22.JPG
Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Ещё один непременный атрибут приближения Нового года — на улицах появляются ёлочные базары. Сейчас их очень много повсюду, но, наверное, так было не всегда. Когда в Новосибирске появились первые ёлочные базары?

Константин Голодяев: Опять же возвращаемся к 1936 году. Именно тогда и началась продажа ёлок населению. Их выращивали в питомниках в Мошковском, в Ояшинском районах. В первые годы ёлки продавались только в двух местах — там, где находилось садоводство городского треста зелёных насаждений около театра «Красный факел» и в загородном питомнике.

В 1960-70-е годы ёлочные базары устраивали на рынках, ну а, начиная с 1990-х, ёлки стали продавать по всему городу. Цена зависела от высоты: пониже — 3 рубля, повыше — 5 рублей. Ёлок, кстати, было немного. За ними не то, что надо было поохоться, но нужно было успеть. Некоторые умудрялись купить ёлку прямо 31 декабря.

Помню, как буквально в 10 вечера мы купили ёлку у каких-то пьянчужек за 10 рублей! Это большие деньги. Вообще ёлочки, как новогодний атрибут, в город входили самыми первыми. Их же заранее старались покупать, и именно они начинали создавать новогоднее настроение. Уже в ноябре, проезжая по улицам города, можно было увидеть их на балконах. Или вывешенные из форточки связанные ёлки.

Потом с середины декабря появлялись за окнами разноцветные гирлянды, кто-то уже наряжал ёлки, в магазинах начиналась предновогодняя суета, авоськи с мандаринами, новогодние фильмы и мультики по телевизору. Создавалось новогоднее настроение, это ведь самый любимый праздник нашего народа.

Евгений Ларин: Он даже дважды любимый! Когда появилась традиция отмечать старый Новый год?

Константин Голодяев: Он пришёл, конечно, после революции, после того, как разделился календарь. Стал светский календарь с западно-европейским григорианским исчислением, который церковь не признала и оставила старый юлианский календарь.

С 1918 года Новый год стали праздновать на 13 дней раньше. Церковь не поддержала решение Совета народных комиссаров о переносе. Таким образом, Рождество стало за Новым годом, хотя оно всегда должно было быть перед Новым годом, его всегда отмечали 25 декабря. А вот Крещение как раз отмечали 7 января, после Нового года.

Старый Новый год изначально был праздником истинно верующих православных, поскольку празднование 1 января обременено для них невозможностью накрыть скоромный стол с мясом и шампанским, потому что пост. Ими был востребован старый Новый год.

Традиции старого Нового года очень интересны. Сначала старый Новый год замечали только верующие, а после войны он начал становиться светским праздником. Он был даже вызовом тогдашнему обществу, противопоставлением. Он был завуалированным, праздновался скромно, за теми же задёрнутыми шторами. Гадание в темноте, вызывание духов на тарелочках и свечах. Такое волшебное, но осуждаемое в то же время, мещанство. Вот собрались интеллигенты!

Новая волна празднования старого Нового года пошла, когда во МХАТе поставили спектакль «Старый Новый год» с Невинным и Калягиным. Это был взлёт этого праздника. Потом ещё фильм в 1980 году сняли, который тут же растащили на цитаты. «Мы, старые работники культуры!». Старый Новый год действительно стал праздником работников культуры, интеллигентов. Пусть остаётся. Чем больше праздников, тем лучше!

Можно вспомнить и старый Новый год, который был ещё при Петре Первом — 1 сентября, можно вспомнить языческий Новый год — 22 марта, и китайский, да какой угодно, — лишь бы войны не было!

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

Музыку тувинских степей и гор привезли на фестиваль «Струны Сибири»

Огромную автомобильную эстакаду возвели на восточном въезде в Новосибирск

МЧС объявило экстренное предупреждение о подтоплении дач в Первомайке

35 умных камер установили для отслеживания пожаров в новосибирских лесах

В Новосибирске на соцподдержку и дороги выделят средства резервного фонда

Ускоренные электрички запустят из Новосибирска на майских праздниках

Полигоны будут бесплатно принимать мусор с субботника до 5 мая

С беглых преступников взыскали миллион рублей в Новосибирске

605 отцов в декрете насчитали в Новосибирской области

Глава городского департамента ЖКХ покидает свой пост

О рекордах в синхронном плавании слушайте в прямом эфире Горволны

Показать ещё