Общий стаж семьи Сорокиных на заводе им.Чкалова уже превысил 100 лет. Среди заводских семейных кланов они лидируют с большим отрывом. Сегодня старшее поколение династии уже на пенсии, но уходить с производства пока не собирается, поскольку не представляет себя без любимого дела и коллег, с которыми проработали уже не один десяток лет. В будущем же они ждут, что их внучка, которая сейчас учится в инженерном классе гимназии, продолжит семейную традицию. В канун 85-летия предприятия «Новосибирские новости» встретились с семьей Сорокиных и попросили рассказать, как их судьбы переплелись с судьбой старейшего завода.
Фото Ростислава Нетисова
Глава семьи Николай Леонидович Сорокин на заводе им.Чкалова работает уже 42 года, другими словами – всю свою жизнь от отдал самолетам. В 1972 году он закончил индустриальный техникум в Иванове и по распределению приехал в Новосибирск. Работал авиатехником по радиолокационному оборудованию. Через год съездил в отпуск в Иваново и привез жену, которая к тому времени тоже закончила техникум. Валентина подобно жене декабриста отправилась за мужем в Сибирь. Сегодня Николай Леонидович и Валентина Владимировна работают в одном цехе – он руководит летно-экспериментальной службой, а она – испытывает агрегаты, приборы и чувствительные элементы.
Фото Ростислава Нетисова
Дочь Валентины Владимировны и Николая Леонидовича Светлана пришла работать в отдел кадров завода 15 лет назад после окончания Университета путей сообщения. Сейчас она ведущий специалист по нормативной документации. Муж Светланы Виктор Дементьев пришел на завод самым последним в семье – в 2008 году. И с тех пор он работает сборщиком-клепальщиком на производстве гражданских самолетов. Светлана и Виктор рассказали, что их дочь в этом году перешла в 7-ой «инженерный» класс гимназии. В будущем родители и бабушка с дедушкой надеются, что и она, получив высшее образование, продолжит семейную традицию. Виктор добавил, что девочка уже планирует следующим летом проходить практику на заводе.
Фото Ростислава Нетисова
Советское время Валентина Владимировна и Николай Леонидович вспоминают как стабильное и счастливое – работы было много, семье выделили комнату как молодым специалистам, затем появилась двухкомнатная квартира. Были и заграничные командировки – Николай Леонидович побывал в Германии, в Индии, в Алжире. «Два года жили с женой в Сирии, год в Ливии, где занимались гарантийным обслуживанием самолетов», - вспоминает он, добавляя, что сейчас со слезами смотрит новости из Сирии, когда-то цветущей красивейшей страны. «В Ливии еще лучше было – вообще коммунизм, все бесплатно», - добавляет он.
Фото Ростислава Нетисова
Когда развалился Советский Союз, и производство практически остановилось, многие сотрудники, оставшиеся без зарплаты, чтобы как-то выжить, начали искать другие возможности заработка. Но при этом большинство все-таки не увольнялось с завода и не уходило в бизнес, торговлю, надеясь, что завод возродится. Так и семья Сорокиных не ушла, хотя, по словам Валентины Владимировны, было очень тяжело, поскольку дочь тогда училась в институте, и приходилось искать дополнительную работу.
Фото Михаила Перикова
«Работы на заводе в то время было мало. В год выпускали одну военную машину. Потом началось небольшое движение, запустили в производство гражданский самолет Ан-38, затем начали выпускать истребители-бомбардировщики Су-34, но в то же время денег не платили. Продолжалось это 2-3 года. Только в 2000-м году мы начали ощущать позитивные сдвиги, началось реальное возрождение предприятия», - вспоминает Николай Сорокин.
Фото Ростислава Нетисова
По словам Николая Леонидовича, даже в самые трудные моменты у него была надежда, и уходить совсем с завода он не планировал, поскольку ни в какой другой сфере себя не представлял. «У меня был карьерный рост – я работал начальником участка, замом начальника цена, замом главного инженера, сейчас начальник летно-экспериментальной службы», - добавляет он.
Фото Ростислава Нетисова
Когда в 2008 году Виктор Дементьев пришел на завод, в производство как раз запустили гражданские самолеты Суперджет-100. Был большой набор линейного персонала – рабочих основных специальностей и технологов. «Когда я пришел, собирали четвертую машину, сейчас собираем 142-ую. Прогресс есть. Темпы производства наращиваются. Текучки на заводе нет», - рассказывает Виктор. Валентина Владимировна добавляет к словам зятя, что завод делает все, чтобы удержать людей. «Самое главное – это дружба в коллективе», - подчеркивает она, поясняя, что все идут по жизни друг с другом уже много лет.
Фото Михаила Перикова