Новосибирец Денис Потеряев – известный в городе бутафор и гример. Мало кто знает, что реквизит модных нынче жутковатых квестов – отрезанные пальцы и оторванные головы – его рук дело. На праздник Хеллоуин к нему выстраиваются очереди желающих себя «обезобразить». «Новосибирские новости» побывали в мастерской «ужастиков» и выяснили у мастера театральных подделок, зачем его приглашают на свадьбы.
Страшно интересная профессия
Изменить человека до неузнаваемости за несколько часов может гример Денис Потеряев. Из стройной модели может сделать толстуху, а из подростка – дряхлого старика. Мастерская Дениса завалена бутафорными оторванными головами, отрубленными пальцами и прочими страшилками. На них сейчас особый спрос, утверждает мастер. Кровавый реквизит просят сделать создатели популярных нынче квестов и реалити-шоу.
- Где этому научиться?
- В детстве у меня здорово получалось лепить из пластилина разноцветных монстриков и динозавриков, и их тут же забирали на выставку в райсовет. А потом лет в 16, насмотревшись ужастиков про Фредди Крюгера, я увлекся гримом. Поначалу всё делал на себе. Я находил старые книжки по театральному гриму в местных библиотеках. Старые, даже дореволюционные. Там, например, были такие дикие рецепты: «Чтобы сделать краски для грима, растопите свиное сало, добавьте туда газовую сажу…».
«Люблю я постоянное разнообразие в работе, но у меня лучше всего получаются зомби, старики, увечья».
Или как сделать «морилку» (жидкий коричневый грим) для негра: «Возьмите жжёную пробку и смешайте её с пивом и одеколоном…». И я это повторял, а потом мазал на себя!
Я растирал косметические карандаши, дешевые китайские тени для век, мазал лицо тональным кремом, смешанным с гуашью, использовал коричневую строительную «липучку», чтобы лепить носы. И даже жвачку жёванную.
Любимые зомби
- Люблю я постоянное разнообразие в работе, но у меня лучше всего получаются зомби, старики, увечья. Я не считаю себя психопатом и маньяком. Это скорее подростково-мальчишеское любопытство. Вдохновение черпаю из атласов по судебной медицине.
Мне очень нравится старческий грим, потому что это технически сложно – сделать реалистичного старика или старуху из молодого актера. Люблю в общественном транспорте разглядывать людей – их лица и руки. Порой даже пытаюсь украдкой сфотографировать интересный типаж.
«Все мои силиконовые руки, глаза, носы – бутафория для кино, а не медицинские изделия».
Инвалидам вход воспрещен!
- Я становлюсь фантастически востребован на Хэллоуин, но уже который год попасть ко мне на грим в конце октября почти невозможно – все расписано с начала лета. Иногда выезжаю на свадьбы – замазать жениху синяк после мальчишника или замаскировать невесте татуировку.
Визажисты с этим плохо справляются, а у меня в арсенале – тяжелая гримерная «артиллерия». Вот сейчас модная тенденция пошла – реалити- квесты. Им требуется бутафория весьма специфичная: оторванные руки, ноги, глаза, кровища. Недавно я сделал им целую партию пальцев, поэтому сейчас моя театральная мастерская больше похожа на морг.
- Может, пора начать делать протезы инвалидам? Дело полезное и эстетичное.
Инвалиды иногда обращаются, но я категорически отказываю. У меня театральная мастерская, а не протезно-ортопедическое предприятие. Я могу сделать реалистичный и практичный протез, но когда он станет натирать и вызовет аллергию или экзему, то, несмотря на все благие намерения, на меня подадут в суд и заведут уголовное дело. Все мои силиконовые руки, глаза, носы – бутафория для кино, а не медицинские изделия.
- Почему не уедешь в Москву, поближе к киностудиям?
- К сожалению, в Новосибирске не снимают настоящее кино, а уезжать в Москву я не хочу. Суетная столица не располагает к кропотливой работе, а я черпаю силы именно в такой. Я могу часами выцарапывать морщинки на куске пластилина, или малюсеньким крючком завязывать волоски на накладных усах. Меня это умиротворяет.
У меня есть опыт работы над рекламными роликами и несколькими никому не известными короткометражками. Но основной источник заработка – бутафория и реквизит.
«Мы учились на ваших усах»
- В интернете сейчас много видеоуроков, где люди прямо на себе демонстрируют, как делать макияж и грим.
- Такие домашние видеоролики, снятые вебкамерой, называют «говорящие головы на ютубе», и их действительно очень много. Стать очередной «говорящей головой» мне не хочется. Да и гримировать самого себя — неудобно. Еще десять лет назад я создал специализированный сайт grim.com.ru, чтобы профессионалы могли обмениваться своим опытом. Я там много чего рассказываю о своих «секретиках». Например, написал про изготовление накладных усов и бород. Это кропотливая ручная работа: крохотным крючком волоски завязываются на тончайшем полупрозрачном тюле, и вот так, волосок за волоском, получается борода. Статья написана очень давно, и вот несколько лет спустя я оказываюсь в постижерном цехе Мосфильма. Девушка, которая там в тот момент делала усики крючком, вдруг сказала: «А вы знаете, Денис, многие наши молодые мастера учились по вашей статье». Я был очень приятно удивлен этим признанием!
Фигура пещерного человека.
- К тебе можно напроситься в подмастерья?
- В моей мастерской можно хулиганить сколько угодно. Иногда я набираю мини-группы, обучаю их. Едут из Москвы, Питера, Украины, Беларуси. Из Казахстана народ просто толпами валит! Но все иногородние уезжают потом обратно, а из Новосибирска почти никого не бывает. На том, чем я занимаюсь, в Новосибирске денег много не заработать. Это такая деятельность, которую нужно любить настолько, чтобы на всю зарплату покупать неизвестные материалы. Профессиональная косметика, краски, смолы, волосы – это всё недёшево. Мастерская при киностудии – был бы идеальный для меня вариант. Пусть даже если не каждый день там ужасы всякие снимаются. Я мечтаю поработать над хорошей красивой сказкой.