Новосибирские
новости
Все материалы
Подписывайтесь:

Владимир Пискус: «Архитекторы в градостроительном совете не должны прогибаться»

Дмитрий Тростников
Дмитрий Тростников
10:15, 05 сентября 2014

Почему генплан Новосибирска «сырой» и выполнен, «чтобы никого не обидеть». Зачем Союз архитекторов возглавил борьбу против строительства небоскреба «Мария-Ра» на ул.Ленина. Какой высоты здания можно строить в Новосибирске, и где «очередной кол высотки вбивается в тело города», а также почему он не в восторге от Эйфелевой башни в интервью «НН» рассказал председатель правления Новосибирского Союза архитекторов России Владимир Пискус.

«Градостроительство у нас в городе пошло по анархическому пути»

– Владимир Иванович, новосибирский Союз архитекторов обратил на себя внимание инициативой создания компьютерной визуализации проекта отеля «Мария-Ра». Когда изображение небоскреба посреди улицы Ленина попало в СМИ, начался скандал. Почему вы не пожалели сил на изготовление визуализации?

– В документации, выполненной «Марией-Ра», тоже было представлено визуальное решение. В цвете, красиво все раскрашено… Но они нарисовали «визуалку» вне окружающей среды. И говорят: «Гостиница не будет давить на застройку существующую. Потому что будет небесного цвета»… Какого небесного цвета она должна быть, чтобы человеческий глаз не заметил 86-метрового здания?  Невозможно не заметить такую огромную доминанту в этом месте.

Да, мы взяли рабочие чертежи гостиницы «Марии-Ра» и по ним подготовили визуализацию. Рабочие чертежи нам представил НПЦ «Охраны памятников архитектуры». И по этим чертежам была выполнена «визуалка». Она была выполнена так, как здание будет восприниматься в реальности.

media145048.jpg
Визуализация проекта гостиницы «Марии-Ра»

– Но вброс в СМИ этой визуализации торпедировал проект. Поговаривают, что инвестор после этого ушел. Строительство не началось, город не получил инвестиции. На своем месте остается старая гостиница «Центральная», которая тоже не украшает центр Новосибирска. Не означает ли такой поворот событий, что Союз архитекторов нанес ущерб городу?

– А вы о комфорте жителей подумали? Для архитектора работа в городе – это, прежде всего, создание комфортных условий для проживания жителей этого города. 

Мы и без того задыхаемся от автотранспорта, заполонившего улицы. И представьте: появляется такой мастодонт – гостиница на ул.Ленина? Инвесторы обещали, что под площадью Ленина сделают парковку. И на эту парковку будут въезжать все автомобили, причастные к этой гостинице. Ерунда это все – блеф! Не убедительно.

Мы не против того, чтобы здесь была гостиница, только другая. Даже если там появляется высотный элемент, по нормам НПЦ допустимая высота 30 м максимум, а не 86 м!

Можно было элементарно решить эту ситуацию, построив здание уступом, сдвинув в сторону парка.

Но ведь у нас сегодня инвестор считает, что если он зашел на пятачок, и на этом пятачке возможно строительство 10-этажного здания – он сделает его 24-этажным. Ему важно сорвать деньги.

Градостроительство у нас в городе пошло по анархическому пути. Люди не пытаются проникнуться эстетическими чувствами в решении той или иной площадки, земельного участка.

Загнали концертный зал филармонии за здание Правительства области. Там подъехать теперь нельзя совсем. Как будто у нас нет свободной территории, где можно было бы построить прекрасный зал Арнольда Каца?

«Вбивается очередной кол высотки в тело города»

– А где в Новосибирске свободные площади для таких зданий?

– Давайте посмотрим участки по Каменской магистрали. Зачем туда напихали высотных домов? На ул. Кирова со стороны ГПНТБ – там всегда подразумевался второй центр города.

IMG_7565.jpg
Дом с «Бахетле». Фото Марии Козловой

А появляются неожиданные высотки. Дом, где магазин «Бахетле». Зачем этот объем поставили? Там идет прекрасный подъем Октябрьской магистрали, можно было врезаться в грунт, в рельеф. Спроектировать несколько ярусов подземных объектов. И организовать урбанизированную ситуацию. А сейчас мы просто-напросто поставили «Бахетле», напротив – другие высотки.

Город от этого только проигрывает, потому что не получает комплексных решений. А принимаются единичные решения. Вбивается очередной кол высотки в тело города.

Яркий пример – «Гринвич». Была парковая зона. Бульвар по улице Красноярской. Поставили «Гринвич». Зачем он там? Жилая застройка. Рядом две школы, детсады, жилой массив Челюскинцев. И сегодня этот «Гринвич» застопорил там движение. «Гринвич» все перекрыл, весь сквер заполнил, всю улицу Красноярскую. Ради чего – непонятно? Нельзя с городом обращаться так варварски. Улицу 1905 года и микрорайон превратили в сплошную автостоянку.

IMG_6503.jpg
Бизнес-центр «Гринвич». Фото Марии Козловой

Жители соседних с «Гринвичем» домов №34, 36, 38 собирают подписи – они спать не могут – кондиционеры гудят, шум, как будто находится дом рядом с железной дорогой. Само здание красивое и хорошее – вопросов нет, оно могло бы украсить Новосибирск, но не там.

Точно такая же ситуация с гостиницей «Мария-Ра» – нельзя принимать такое решение. Проектировщик этой гостиницы говорит: «Сегодня Новосибирск не вошел в Книгу рекордов Гиннесса по высотному строительству». При чем тут Книга Гиннесса? Вы о чем думаете?

«Генеральный план города выполнен так, чтобы никого не обидеть»

– Но если обратиться к истории, в 30-х годах в самом центре одноэтажного деревянного Новосибирска начали строить огромного монстра – Оперный театр. Несоразмерную доминанту… Через 80 лет Оперный – символ Новосибирска, которым мы гордимся. И про то, как здание разрушило гармонию и удобство рыночной площади Новосибирска, которую оно заняло, никто не вспоминает… Почему сегодня в Новосибирске не строят выдающиеся здания, которые способны привлечь внимание к городу?

– Оперный строили во время Великой Отечественной войны. Все прекрасно понимали, что город, который родился на берегу Оби, будет расти. Люди думали о перспективе. А сегодня мы не думаем о долгосрочной перспективе развития города.

Даже генеральный план города выполнен так, чтобы никого не обидеть. Он не прописывает всех этапов градостроительства нашего города на 30 лет вперед. Мы не знаем, куда мы идем. Сделали довольно сырой план. Но теперь, по этому генплану мы пытаемся земли нарезать. Отдавать в частную собственность или аренду. Такого не должно быть!

7 августа мы встречались с новым мэром Анатолием Локтем, он приходил к нам в Союз. Собрали правление и всех желающих. Встреча прошла великолепно. Каждый получил возможность высказать свое мнение – что нужно делать.

Например, я бы хотел, чтобы главный архитектор города по рангу был на уровне вице-мэра. Чтобы он имел власть. Чтобы над ним не стоял директор департамента строительства и архитектуры, который его вызывает на ковер – цыкнул, он побежал выполнять. Этот участок такому-то отдали, ты ему подпиши… Так нельзя.

Должен быть отдел стратегического развития города при мэрии. Должно быть комплексное решение по каждому земельному участку. И когда инвестор приходит за землей, он должен получать четкие условия, здесь должно быть то-то и то-то, а не то, что вздумается.

Чтобы не было такого, что инвестор приобретает участок под определенную функцию, затем он этот участок перепродает, и у следующего инвестора появляется объект совершенно иного назначения, чем планировавшийся изначально. Зачастую идет натуральный обман. Инвестор обещает строить спортивно-оздоровительную зону, а в итоге возводятся коттеджи. Примеров предостаточно. Поищите в Заельцовском парке или в районе Мочище.

– Помню, сколько критиковали Валерия Арбатского – в тот момент главного архитектора Новосибирска. Арбатский ушел, самой критикуемой фигурой стал Сергей Боярский, начальник департамента строительства и архитектуры мэрии. И непонятно: то ли действительно к управлению строительной отраслью в городе приходят всякий раз не те люди, то ли место такое, что кто бы его ни занял, его будут ругать?

– Само место коварное. Валерий Арбатский умница, хороший, воспитанный человек. Но он подневольный. И это самое коварное, что может быть для главного архитектора города. Поэтому я хочу, чтобы главный архитектор имел статус зама мэра.

Например, нынешний главный архитектор Владимир Фефелов – член правления Союза архитекторов. Мы просили его, предоставлять в Союз архитекторов документацию, которая поступает в мэрию, если она довольно спорная. Для обсуждения. Он говорит: «Я не могу вам документацию выдать. Она конфиденциальна». Заказчик в договоре указывает, что проектная документация никому не передается.

Интересно получается! Союз архитекторов хотел бы посмотреть документацию, а заказчик прописал – никому не передавать.

«Что великого в Эйфелевой башне»?

– Но если Фефелов начнет вам передавать проекты, вы же их все забракуете? Мы с вами обсуждали большой проект перестройки театра Музкомедии – вы его не одобряете, был большой проект отеля «Марии-Ра», говорите – нельзя. «Гринвич» тоже не должен быть построен на своем месте… Получается кругом нельзя?

– Не совсем так. Мы же не говорим: не трогайте гостиницу «Центральная». Мы говорим: возможны строительство и реконструкция данного объекта. Но в каком объеме? Это самое главное. Здесь мы будем настаивать. Представьте варианты.

А ведь зачастую как делается: на градостроительный совет вытаскивается объект, и говорят, что провели общественные слушания. Пригласили несколько человек, которые поддакнули вовремя. То, как сейчас организуются такие слушания – фикция.

Говорить, что Союз архитекторов обязательно забракует документацию любого проекта – неправильно. Мы понимаем, что город должен развиваться и строиться. Но город должен строиться по каким-то перспективным комплексным решениям. Пусть будет видно соподчиненность объемов, транспортные решения должны быть выполнены, озеленение, благоустройство.

Почему Союз архитекторов так жестко относится к градостроительному совету при мэрии? Все, что строится в городе, проходит через градостроительный совет. И почему после рассмотрения советом появляются объекты, которые не удовлетворяют по качеству архитектуры наш город?

Есть такой момент нехороший, каждому архитектору нужна работа. И если он на совете скажет что-то против, ему завтра прилетит (или не прилетит?). Все плохие дела делаются за счет молчаливого согласия. И появляются плохие объекты. Это заискивание – худшее, что есть в работе таких общественных организаций. Важно, чтобы в градостроительном совете сидели архитекторы, которые не будут прогибаться.

Вспомните музыку. Всего семь нот, а сколько великолепных произведений создано. А у нас повсюду появляются случайные объекты, которые выбиваются из гармонии общей застройки. Мы любим говорить: «Архитектура – застывшая музыка». Взгляните на рогатый дом на ул. Коммунистической. С чего он там вылез?

На Красном проспекте клуб «Энергия» – бывший клуб Жданова. За ним построили высотку. В клубе Жданова я в молодости занимался велоспортом, и это был чудный дворец. Для меня клуб Жданова всегда был изюминкой застройки этого участка Красного проспекта. И вот эту изюминку задавили высоткой, стоящей прямо за ним. А стоит она на бывшем земельном участке, предназначенном под каток. Я там тоже на коньках катался. И вот в такие места надо загнать огромный шпиль и продать хорошо.

– Восприятие гармонии часто зависит от времени и стандартов эпохи. Например, Эйфелева башня. Против нее яростно протестовали парижане, но сейчас именно эта башня – символ Парижа и самая известная туристическая достопримечательность в мире… Если бы послушали тех, кто считал, что она негармонично вписывается, Париж бы кое-что потерял? Может быть, без выступающих объектов не обойтись?

– Нет, не думаю. На меня Эйфелева башня не производит большого впечатления. Металлическая конструкция. Что в ней такого великого? Просто доминанта, которая стала символом Парижа. Тоже спорная штука.

Я убежден, что основное и самое главное – это организация пространства. Организация комфорта для людей. Архитектор, создавая объект должен ударить по некоторым внутренним струнам человека.КРАТКО

Владимир Иванович Пискус избран председателем Новосибирского Союза Архитекторов Общероссийской общественной организации Союз Архитекторов России на конференции 22 марта 2012 года. Читать дальше

Помните старый Красный проспект? Он стоит у меня в глазах. Какие красивые были магазинчики от старой «Орбиты» до кинотеатра Маяковского?... Город был, чистый, аккуратный, нежный.

– Провинциальный?

– Да в некотором роде провинциальный в тот момент был.

– А сейчас – столица Сибири…

– Сейчас это не столица, а какой-то бардак. Извините меня. Я не удовлетворен тем, что мы сегодня делаем. Та архитектура была для человека. А сегодня мы работаем не для человека. Площадь Карла Маркса – это пример выдающегося архитектурного решения?!

Я на встрече с Локтем привел пример застройки по берегу реки Ельцовка 1. Ельцовка всегда по генеральному плану, выполненному «Новосибгражданпроектом», была автомагистралью городского значения. Сегодня этого нет. Ельцовку испохабили. «Ройял Парк» поставили на Ельцовку. По берегу реки строят жилые дома. Посмотрите дом по адресу Кавалерийская, 9. Дом стоит на берегу, перед подъездом асфальтированная территория. Идет подпорная стенка высотой метров шесть. И внизу, ближе к реке, у основания подпорной стенки – детская площадка. То есть машины стоят у подъезда, а дети в яме играют! Возле грязной Ельцовки – это же дикость. Ну как можно такие вещи пропускать? И если бы мы в Союзе такой проект рассматривали, были бы возмущены.

На Красный проспект нельзя выйти по ул. Галущака. Я собрался пешком дойти до пл. Калинина – это что-то ужасное. Дурдом какой-то. Лабиринт, лезешь по ступеням… Получается, что в генплан никто не смотрит, когда работает. Они не видят, что люди в тупик приходят. Как можно так проектировать, как можно так строить. Дикость.

IMG_7548.jpg
«Новосибгражданпроект» располагается в здании на ул. Советская, 37. Фото Марии Козловой

– Почему «Новосибгражданпроект» – солидный, известный архитектурный институт – занимает здание, которое, на мой взгляд, сильнее всего уродует центр Новосибирска? Более уродливого здания, чем ул. Советская, 37 в центре нет. Почему у нас «сапожник без сапог»?

– Да, безобразное здание. Но сейчас в этом здании от «Новосибгражданпроекта» осталось мало. У них три верхних этажа. Не больше. С четвертого по седьмой этаж занимают. Там в лучшее время было 11 архитектурно-планировочных мастерских. Теперь небольшой институт.

– Есть какие-то новаторские архитектурные проекты, сделанные новосибирскими институтами за последнее время? Почему институты так сократили объемы?

– Сказался кризис, ударивший по строительству. Проектировщик ведь завязан на строительстве. Без строителя проектировщик – никто. Потому и развалилось все. Интересные проекты я могу вспомнить у проектного института СИАСК. Много проектов санаторно-курортного плана в районе Алтая. Генеральный план делали под эгидой СИАСКА. СИАСК сегодня более укомплектован сильными кадрами.

А вот уровень молодых архитекторов сегодня довольно слабый. В любой проектной мастерской опорой являются специалисты предпенсионного возраста и старше. Обидно, что за последние годы мы потеряли тот высокий уровень подготовки профессионалов-архитекторов.

Фотографии статьи

Что происходит

Молодым учёным вручат полумиллионные гранты в Новосибирске

Если вы пропустили: карусель для коровы, арки для гномов и победный борщ

«Увидим отголоски»: мороз −25 проскользнёт мимо Новосибирска

На берегу озера у «Локомотив-Арены» создадут пляж и спортивный кластер

Первые в этом сезоне катки заработали в Новосибирске

Библиотечный вагон с автографом Горького запустили в метро Новосибирска

Протекающую крышу на проспекте Дзержинского заменят к середине зимы

Музей истории улицы Чаплыгина хотят создать в Новосибирске

«Весёлые старты» открыли декаду инвалидов в Калининском районе

Пять миллионов рублей вложили в проекты ТОСов в Советском районе

Тротуары на Октябрьском мосту открыли для пешеходов спустя два года

Показать ещё