Городская волна
Новосибирские
новости
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Планировка квартир бывает азиатская, европейская, американская - архитектор Лотарев

Какого размера должна быть кухня? Какие желания современных потребителей приходится реализовывать архитекторам? Имеют ли планировки квартир национальные признаки? Как архитектору не сломать ногу на стройплощадке? На эти и другие вопросы корреспондента «Новосибирских новостей» ответил главный архитектор компании «АкадемСтройПроект» Артур Лотарев. Интервью публикуется повторно в цикле «Лучшие материалы «Новосибирских новостей» за 2013 год».

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
12:03, 05 января 2014

- Артур, какие планировочные решения сегодня предлагают современные архитекторы?

- Создание комфортной среды обитания – вопрос по большей части физиологический. Все зависит от внутренних потребностей человека. Существуют разные планировки квартир, и архитектору гораздо проще, если он четко знает потребителя, для которого проектирует. Он может подстраиваться под конкретный запрос. Сегодня мы стараемся делать такие планировки, чтобы их легко было перепланировать, чтобы перегородки были не несущими. Делаем максимально большой шаг колонн несущего каркаса, чтобы они (колонны), как можно меньше присутствовали в квартире. Стараемся все инженерные коммуникации разместить по углам, это позволяет по желанию переносить санузлы и кухни в другое место.

Однако такие опции закладывают на стадии  проектирования. Если это пытаться делать потом, то может возникнуть куча проблем, в том числе ограничения юридического и нормативного характера. Кроме того, все вышеперечисленное относится к сегменту квартир среднего или бизнес-класса. Планировки эконом-класса подразумевают четкое зонирование, минимальные размеры, возможность разместить в одном помещении несколько разных зон, что, естественно, усложняет какие-либо дальнейшие перепланировки.

02_01.jpg

- Кто и когда в проектной команде решает, какими будут планировки?

- Архитектор совместно с заказчиком учитывают все возможные пожелания и потребности каждой социальной группы. Здесь архитектор работает как социолог, как юрист, экономист и психолог. Например, существуют определенные стандарты кухонь. Чтобы было удобно для человека. Путь движения хозяйки на кухне не должен превышать 5 метров, иначе она быстро устанет. 

Но один из новых жилых комплексов на левом берегу позиционирует себя, как жилье с большими кухнями, т.е. делает акцент на размере кухонного пространства. Происходит подмена понятий.

У нас в России кухня – это место, где можно посидеть и поговорить по душам про политику.  Но сама кухонная зона должна занимать не больше 6-7 кв. метров. Если больше, то это будет либо многодетная семья, в которой надо много готовить, либо семья, где еда возведена в культ. Либо просто у человека денег, как у дурака махорки, и ему нужно купить кухонную мебель за миллион и куда-то ее поставить.

Были времена, когда мы проектировали интерьеры квартир с двумя-тремя холодильниками. У заказчика была такая потребность сделать запасы на «случай ядерной войны». Сейчас же до такого маразма уже никто не доходит. Рабочая зона, плита, посудомоечная машина, духовка, холодильник – все это вполне может поместиться на 6-8 кв.м.

А вот дальше можно говорить об удобстве приема пищи – организации столовой зоны. Ведь иногда хочется и при свечах поужинать вечером с супругой. Для этого понадобится 12-14 кв.м. А если делать столовую на 10 человек, тогда это уже 20 кв.м.

Все зависит от требований потребителя. Они формируют набор помещений и площадь. Если это бизнес-класс, то это, конечно, кухни-столовые по 40 кв.м. Если эконом-класс, то 10 кв.м, где можно и стол поставить на четверых человек, и кухню разместить на пяти метрах. 

За последние 100 лет человечество выросло на 15-20 см и ему стало требоваться на 20% больше пространства. Шаг стал шире. А все остальное то же самое. Как раньше в русских избах вся жизнь крутилась вокруг печи, так и сейчас вокруг кухонной плиты все крутится. 

- Насколько развитие технологий отразилось на планировочной структуре?

- Развитие технологий влияет на функциональное зонирование жилья.

Раньше вместо телевизора была каминная зона. Живой огонь и тепло. Рыбками в аквариуме никто не задурялся в те времена. Максимум попугайчики.

Появились в 20-м веке телевизоры – это вообще перевернуло планировочную структуру и подходы к проектированию во всем мире. Появилась диванная зона с телевизором напротив.  Если большой телевизор, то для него необходимо расстояние в несколько метров, чтобы видеть всю картинку целиком.  

- Перемены коснулись и общественных интерьеров?

- В этой сфере все активнее входят в употребление трансформируемые пространства.  Я видел за границей несколько офисных зданий, где с помощью нажатия одной кнопки пространство за пять секунд трансформируется из четырех небольших помещений в огромный конференц-зал для 200 человек. Это добавляет общественным пространствам многофункциональности.

- Одно время были популярны разноуровневые планировки. А сейчас насколько востребован такой подход к организации жилого пространства?

4434828849_db5c2de00b.jpg

- Да, это было популярно, потому что мы вырвались из маленьких квартир и одного уровня. Сейчас у двух-, трехуровневых квартир поклонников не так уж много, потому что это опасно для детей, неудобно для пожилых людей, и вообще иногда «ломает» человека, уставшего за день, лишний раз подниматься наверх. Но опять же, каждому свое – меня не напрягает несколько уровней, а мою жену напрягает. Тут либо разводиться, либо находить консенсус.

Иногда второй уровень – это мера вынужденная, когда заказчику нужно выжать по максимуму, а у нас ограничение по пожарным нормам, то мы можем сделать антресольный уровень. Если с нее открывается хороший вид, то почему бы и нет? Залезть на антресоль и спрятаться там от детей. Хотя дети тоже любят такие места, чтобы там спрятаться от родителей.  

Как-то я делал интерьер пятиуровневой квартиры в жилом комплексе на Инской. От лифта хозяева отказались и сделали лестницу. Она заняла 100 кв. м (а это 20% от всей площади) и по цене обошлась очень дорого. Дороже, чем 5-комнатная квартира в соседнем доме. Но в итоге оказалось, что бегать по этажам неудобно, поэтому всё семейство потихоньку перебралось на два нижних этажа. Оставшиеся три пустовали. Но самое печальное – на той лестнице я сломал себе ногу во время авторского надзора и ходил на костылях два месяца.

Поэтому, как архитектор, испытавший все это на собственных костях, я не советую фанатеть по многоуровневым планировкам и связанным с ними лестницам. Максимум два уровня.

- Существуют какие-то национальные признаки планировок?

- Безусловно, да. Можно выделить три национальных вида планировки: азиатская, европейская и американская. Азиатская планировка – это большое общее пространство (гостиная), где могут поместиться все 50 членов семьи, и множество небольших каморок, где все могут поспать. Как правило, мало санузлов, они там не очень задуряются по санузлам. Общественные пространства могут быть сложными, с закуточками, неправильной формы и не так уж много окон. Вид из окна их не очень интересует.

Европейское жилье – это очень развитые приватные пространства. У каждого члена семьи должна быть своя комната, свой санузел и ванная, гардеробная. Общественное пространство не такое развитое, как в Азии. Это просто гостиная, иногда совмещенная с кухней. Как правило, это белые интерьеры.

Азиаты любят яркие интерьеры, иногда темные. Американцы предпочитают многоуровневые интерьеры. Все мы помним двухэтажную Америку. Большая роль отведена и подвалам, где обычно смотрят телевизор и пьют пиво. В американском доме в связи с климатом вход с улицы сразу в гостиную, без всяких тамбуров. Американцы – любители пустить пыль в глаза, показать свой статус. Несмотря на то, что гостиные большие, спальни и детские в таких домах, как правило, очень скромной квадратуры – может быть 8 кв. метров. Это совершенно не устроит россиян и европейцев. Российские планировки больше тяготеют к европейской схеме – нормальное вменяемое общественное пространство и индивидуальное у каждого члена семьи.  

Хороший архитектор, как минимум, на 99% выполнит условия заказчика. Пока в России среди заказчиков не принято выбирать архитектора как супруга. Это тот же брачный контракт. От этого зависит успех бизнес-проекта. 

4F2C0395.jpg

- Легендарный «Дом Наркомфина» архитектора Моисея Гинсбурга, построенный в Москве в 1930 году, с одной стороны,  отражение эпохи, а с другой, в то время воспринимался как футуристический проект. А у нас сейчас есть подобные объекты?

- Футуризма сейчас в Новосибирске нет. А вот на Западе футуризм присутствует. По сути, это движение вслепую. Поэтому много делается лишних движений. А такие объекты являются площадкой, на которой обкатываются новые решения – планировочные и технологические. В Бельгии раз в три года строят «дом будущего». Приглашают все инновационные компании (инженерные, строительные, компьютерные, проектные). Они проектируют и строят дом будущего, где внедряют самые новые технологии (солнечные батареи, новое утепление) и еще не обкатанные, например голосовое управление приборами.

Такой коттедж площадью 400 квадратов может стоить 10 млн евро. В течение двух лет он служит экспериментальной площадкой, затем его сносят, а технологии становятся стандартом для нового жилья. Например, 6 лет назад появились сенсорные панели управления климатом внутри помещения, сейчас их используют во многих системах. А что касается футуризма, то на самом деле все идет своим чередом. Перескочить невозможно. Невозможно построить дом, который будет держаться на одной колонне.

Посмотрите новый американский блок-бастер «Обливион», где дом висит на высоте 10 км на одной колонне. Для нас сейчас это невозможно, но когда-нибудь это станет реальностью. В этом направлении работают все, у кого голова варит. В том числе я знаю в Новосибирске заказчиков, которые интересуются футуризмом. Им скучно жить сегодняшним днем, особенно когда все есть.

Им интересно создавать что-то новое. А когда создаешь что-то новое, то приходится абстрагироваться от того, что есть сейчас. Перешагивать через это, иначе оно тебя утянет. И архитекторам везет, когда им попадаются такие заказчики. Главное, чтобы заказчику повезло с архитектором. А то все его мечты разобьются о фразы «мы этого никогда не делали», «это невозможно», «да где вы такое видели», «по нормам это нельзя делать» и т.д.

39.jpg

- Насколько оправданы купольные дома и круглые планировки?

- Прикольная тема, конечно. Но это формальная архитектура. Я видел здания в виде корзинки или в виде собачки. Это формализм. Можно сделать дом в виде вот этого чайника, и он привлечет всеобщее внимание, потому что таких домов в Новосибирске пока нет. И круглые дома привлекают к себе внимание. А на Чукотке это обычное дело – их там строят все. Для нас это экзотика – круто, прикольно. Но жить в нем неудобно. Особенно с точки зрения акустики.

К нам приезжал один японский архитектор, построивший жилой район, в центре которого расположилась общественная зона под куполом, где должны были проходить собрания ТСЖ. Первая проблема, с которой они столкнулись, – это акустика. Чтобы как-то приглушить ее, они натягивали ткани, засаживали внутри растениями-вьюнами и вроде как-то справились. Но архитектор говорит, что больше купольных пространств, если это не музыкальный зал, он строить не будет.

Что происходит

Показать ещё