«Новосибирские новости» спрашивали у 16-ти лучших фотографов Новосибирска, интервью с которыми опубликовали за год, кто, по их мнению, самый лучший. Почти все назвали одно имя – Андрей Шапран. Почему Шапран хочет уехать из Новосибирска, но все время возвращается? Почему снимая людей и природу Севера, он не считает себя экстремалом? И почему стремится сокращать дистанцию при съемке, самый титулованный фотограф рассказал «Новосибирским новостям».
- Андрей, вы много снимаете в суровых местах страны. Почему вас не привлекает Новосибирск?
- Я вырос как фотограф в этом городе, но он меня совершенно не вдохновляет. Особого стимула творить здесь нет. Это вам скажет любой из местных фотографов, которых «НН» условно пометили звездочкой как лучших. Возможно, сейчас что-то изменилось, но, опять же, все хорошее в городе происходит благодаря усилиям от силы 5-10 фотографов. Творческий поиск - личная инициатива каждого фотографа, а не общая тенденция для Новосибирска.
Как таковой фотографической культуры в Новосибирске нет, на мой взгляд. Есть фотографическая культура отдельных личностей — фотографов с большой или небольшой буквы. Для меня Владимир Дубровский и Евгений Иванов являются эталонами в фотографии. Эти двое давно уже Новосибирск переросли. Есть несколько молодых талантов, за которыми будущее, как мне кажется.
Я достаточно долго работал в Новосибирске, а потом придумал проект и начал работать над ним, а все сопутствующие съемки проводил параллельно. Проект назывался «Крайние земли», его можно увидеть на моем личном сайте. Он был представлен в России и частично выставлялся за рубежом. Но постоянно на Севере находиться невозможно.
Фото Андрея Шапрана
- Чем вас привлекает северная тематика?
- Джека Лондона читали? Все то же самое. Это чувство сложно передать словами, когда выходишь на берег моря или поднимаешься на вершину горы на Алтае. Я предпочитаю воду. Для меня стихия, представленная в той или иной форме, - источник творческих идей. Испытываю огромное удовольствие, когда нахожусь один на один с природой. Съемки — только сопутствующий элемент взаимодействия с ней.
Впервые я попал на Север в середине 80-х годов. В середине 90-х стал заниматься фотографией, которую принято называть экстремальной в широких кругах, хотя она не совсем экстремальная. Если ты пережил эти суровые условия, не потерял камеру и ничего с тобой не произошло, это не экстремально. Можно ведь и под машину попасть точно с таким же успехом. В целом, экстремалом себя не считаю.
Фото Андрея Шапрана
- Вы сотрудничаете с НатГео, насколько я поняла?
- В ГЕО прошло всего две публикации – в российском и за рубежом. Такой результат сотрудничеством назвать сложно. В моей практике нет каких-то особых ориентиров в прессе, очень сложные взаимоотношения с рядом изданий, потому что когда ты выступаешь в роли исполнителя, и после 2-3 месяцев поездки печатают всего 4-5 фотографий, это, конечно, вообще не результат.
Крайне редко публикуюсь в Новосибирске: здесь платят смешные гонорары, которые не могут компенсировать затраты на поездки. Поэтому материал публиковали в основном в Москве, в разных изданиях - ГЕО, National Geographic, «Русский репортер», «Огонек», русское издание Newsweek, в Новосибирске это были «Российская газета» и журнал «Неизвестная Сибирь».
Люблю больше печатные издания и книги. Если удается печататься в книгах, для меня это многое значит.
Есть выставочная деятельность, есть конкурсная деятельность. И каждый фотограф, поднявшись на определенный уровень, никогда не зацикливается на чем-то одном. В мире фотографии нужно быть разносторонним. Ты всегда должен стараться понимать, что делают другие, и где находишься ты сам. Конкурсы в этом смысле дают определенное понимание состояния дел в фотомире.
Фото Андрея Шапрана
- Существует ли в фотографии явная грань между профессионалом и любителем?
- Есть общий критерий. Если человек зарабатывает на фотографии деньги, он профессионал. Можно с этим соглашаться, можно не соглашаться. Другой вопрос в том, что профессионалы тоже разные бывают. Есть те, которые снимают в детских садиках и школах, на свадьбах, рекламные фотосессии, а есть те, которые являются фотографами высочайшего уровня в мире фоторепортажа и их на самом деле немного.
- Ваш самый большой гонорар?
- Немецкий GEO - 1800 евро за историю про китобоев - шесть фотографий и очерк.
Фото Андрея Шапрана
- Коммерция и творческий поиск - вообще пересекаются?
- Крайне редко. Я отношу себя к репортерам, и людей моего круга на самом деле не так уж и много в Новосибирске. Это объясняется отсутствием востребованности качественной хорошей фотографии в современных СМИ. Если в советское время достаточно было сделать 2-3 отличных снимка для издания, и этого было действительно достаточно, то сегодня речь идет уже немного о другой фотографии. Запросы времени формируют совершенно других фотографов. Съемка одного кадра может занять 5-10 минут, бывает по-разному. Фотоистории в моем понимании занимают совершенно другие временные промежутки и несут иную смысловую нагрузку. Время для фотоисторий сегодня прошло, к сожалению.
- Что за время сейчас наступило для фотографии?
- Смутное. Не вижу смысла рассказывать о современной фотографии, потому что скорей всего не вписываюсь в него. Я чувствую себя дискомфортно и в этом времени, и в этом городе. В 2012 году более восьми месяцев провел в поездках. Однажды вечером оказался в районе новосибирского крематория и возникло желание определить, в каком же городе я нахожусь, но не смог. Просто махнул на это рукой и понял окончательно, что не смогу никогда ассоциировать себя с Новосибирском.
Фото Андрея Шапрана
- Это проблема ваша или нашего общего места проживания?
- Эта проблема общая для большинства российских городов. Недавно я побывал в Рязани и затем Челябинске, скажу честно, не увидел, что там ситуация в корне отличается от нашей.
Всегда фотография держалась на ограниченном круге лиц, которых условно можно назвать лучшими. И они очень разрознены. В новосибирской фотографии практически ничего не происходит. Фотографы вынуждены в прямом смысле выживать. Министерство культуры никогда не обращало внимания на людей нашей профессии. К нам всегда относились, как к тем, кто зарабатывает только деньги и все. Новосибирских фотографов никогда не собирали вместе и не спрашивали, что можно хорошего сделать для общества и культуры сообща. В то же время в качестве примера можно привести Литву, где фотография долгое время имела государственную поддержку – проводились выставки, издавались фотоальбомы.
На самом деле фотографы, как олимпийские чемпионы, приносят имя не только стране, но и конкретному городу. Для меня один взгляд на фотографию заменяет все разговоры о ней. Сразу понятно, что происходит в городе, и на каком уровне.
Фото Андрея Шапрана
Сегодня я все больше склоняюсь к тому, чтобы поменять Новосибирск на что-то другое. У меня нет российского гражданства до сих пор, и то, что большинство людей, которые приносят признание в той или иной профессии, но определенному месту, как правило, эмигранты, как-то забывается. Понимание властями ситуации происходит очень медленно или не происходит совсем. Но это понимание должно появиться.
- Отношение к папарацци? Эпитет «папарацци» для фотографа комплимент или оскорбление?
- Негативное. Иногда приходится слышать в свой адрес, но культура у людей разная и преимущественно «телевизионная». Как правило, сокращаю дистанцию при съемке - это единственный личный аргумент против восприятия в роли папарацци. Но он понятен единицам.
Фото Андрея Шапрана
- Самый дорогой вам снимок?
- Я не выделяю какие-то фотографии. Есть снимок 2001 года, сделанный в доме для престарелых в Новосибирской области. Почти случайный кадр. По личному ощущению за прошедшие 11 лет более сильной работы не получилось.
- Ваш самый трудный снимок?
- Есть сложные серии, но отдельную работу не назову навскидку. Есть фотографии, которые могли сравняться по стоимости с камерой, но к счастью, пока все обходилось разбитыми защитными стеклами, битыми объективами и утопленными камерами… потери были всегда. Проблема в том, что ни одной редакцией или издательством в Новосибирске компенсация за подобного издержки в работе фрилансера не предусмотрена. В такой ситуации человеку сразу найдут замену. Рисковать или нет – это личное дело фотографа. Иногда рискованность каких-то действий объясняется простым отсутствием опыта. Если мы говорим о технической и материальной стороне этой профессии.
Есть, конечно, психологические и этические мотивы. Осенью, так получилось, достаточно много времени провел в якутском психинтернате. Снимать или нет - этот вопрос задавал себе практически до самого отъезда…Жизнь иногда сложнее нашего представления о ней.
Фото Андрея Шапрана
- Самая интересная история, связанная со снимком?
- Была история, связанная со съемкой – на севере Камчатки в одну из поездок мне в тундре подарили оленя. Бригадир по имени Танкай сказал, что это будет лучший олень из стада. Оленя забили и ободрали. Животное оказалось худым. Танкай сказал, что ему стыдно делать такой подарок, и мясо животного отдали молодому пастуху. Мне предложили взять столько, сколько надо, из общего котла для оленеводов… В тундре есть один единственный закон – закон гостеприимства. Его не нарушает никто. В этот раз закон был нарушен. Я уезжал из тундры с тяжелым сердцем: сделанный от чистого сердца подарок у меня же и забрали. Обратная дорога занимала около двух суток – на вездеход были загружены два десятка туш разделанных оленей. Через четыре часа в районе кульбазы оленеводы сделали остановку и решили проверить свою поклажу. Хватило минуты, чтобы определить – по дороге одну тушу оленя мы все-таки потеряли. Стали выяснять, чей это был олень. Оказалось, это был тот самый «подарок», который отдали другому человеку…Оленя, естественно, не нашли.
Фото Андрея Шапрана
- Можно ли развить у человека вкус и научить фотографировать?
- Большинство фотографов самоучки. Если бы меня учили в классическом смысле этого слова, мне было бы легче жить. Фотография — комплексное ощущение мира. Мало снимать хорошо технически. Нужно уметь увидеть кадр, снять и затем продать снимок. Нужно быть трудолюбивым и удачливым. Фотография – это лишь 3 или 10 процента таланта, остальное работа. Чем больше ты смотришь и анализируешь, тем больше приходится работать. Фотография — постоянный поиск форм самовыражения и тем. Считается, что сегодня все снято и удивить зрителя невозможно. Снимать научились многие, а рассказывать не о чем…
Фото Андрея Шапрана
- Фотография — это окно в мир?
- Это один из способов знакомства с миром. Древние греки говорили: плавать необходимо. Чем больше путешествуешь и знакомишься с миром, тем шире твой кругозор. А трудности дороги помогают тебе понять, кто ты есть на самом деле.
На сайте РИА Новости есть проект «Мой Тихий океан». Идея — собрать фотографов для съемки авторских историй на всем побережье Тихого океана, в 21-ой стране. Демонстрировался он во Владивостоке, Москве. Я участвовал и снимал совершенно незнакомые места - Сингапур. Интересный опыт. Собралась достаточно звездная тусовка фотографов со всего мира. В Новосибирск этот проект вряд ли приедет, в основном из-за финансовых соображений. В лучшем случае, сюда приезжает до 10 хороших выставок в год.
Фото Андрея Шапрана
- Новосибирск сильно обделен в плане фотовыставок?
- Думаю, что обделен. В Москве проходят сотни фотовыставок в год, у нас же нет и десятка хороших выставок. Площадки есть, но нет публики, нет смысла для устроителей привозить выставку для 10 или 200 человек.
В Новосибирске видеть процессы, происходящие в мире, можно только через интернет. К примеру, во всем мире черно-белая фотография сегодня очень востребована, но в Новосибирске ей занимаются немногие. Новосибирск, на мой взгляд, сегодня находится такой ступени развития, что неясно, поднимется он или нет в культурном плане. Сколько я здесь живу, столько лет он и находится на этой невысокой ступени, с редкими колебаниями в ту или иную сторону.
Не могу назвать себя новосибирским фотографом. Новосибирск живет своей жизнью, а я своей. Меня интересует другая фактура, другие люди и другие реалии. Каждый раз, когда сюда возвращаюсь, думаю снова и снова, зачем же я это сделал? Ответа нет, есть просто привычка возвращаться. Надеюсь, однажды я все-таки передумаю и уеду отсюда. Это нормальная ситуация для творческих людей – переезды.