Как вовремя нажать на спуск и в нужное время оказаться в нужном месте. Как женщине правильно держать большой объектив, чтобы быть настоящим фотографом. Мастер политического репортажа Михаил Периков делится профессиональными секретами и рассказывает, почему всегда мечтал работать в «Коммерсанте» и не любит снимать кошек, моду и пейзажи.
- Миша, ты уже 20 лет работаешь фотографом, а есть ли у тебя любимые темы для съемки? А что категорически не любишь фотографировать?
- Я люблю снимать политический репортаж. Кошки и мода – это не мои темы. Считаю, что они у меня плохо получаются. Я знаю людей, у которых это получается намного лучше меня. Не умею пейзажи снимать. Когда еще на пленку снимали, вижу закат красивый, снимаю, печатаю – получилось полное … ну, вы понимаете. Не дано, что поделаешь.
Но репортажи я снимаю неплохо. А что такое репортаж? Это портреты. Ведь в репортаже, как правило, участвуют люди, а не собаки, не кошки и не кони. А что я еще люблю снимать, так это, наверное, все-таки всевозможные массовые политические акции. Хотя сейчас их количество снизилось, к сожалению.
Русский марш-2011. Фото Михаила Перикова
Бывает, что надоедает снимать праздники, которые проходят по выходным, – День России, День города, 9 мая, Интерра, в конце концов. Зачем все это, не понимаю. Нет, понимаю, конечно, но это совсем другая история.
Фотография в СМИ - на первой полосе газеты или на интернет-сайте - должна быть интересной и необычной. Не знаешь, как снять интересно, возьми «рыбий глаз» и сними им (специальный широкоугольный объектив делает изображение таким, как будто человек смотрит через стеклянный шар – прим. «НН»). Снимок должен быть таким, какие еще никто раньше не видел. Его задача - привлекать внимание читателя к материалу. Если человек смотрит на работы фотографа и говорит – я тоже так могу, - это плохая оценка. Мне бы не хотелось, чтобы так говорили про мои фотки.
- Ты когда-нибудь чувствовал себя в роли папарацци?
- Смысл папарацци – снять человека в такой ситуации, которая его дискредитирует. У нас никто так не работает, потому что на это нет спроса. А если нюсмейкерам не нравится, как они получаются на фотографиях, я могу сказать – не надо попадать в такие ситуации. И я не виноват в этом.
Конкурс красоты "Новые лица"-2012. В центре Эдуард Таран, президент "РАТМ Холдинга". Фото Михаила Перикова
- Есть у тебя такой кадр, которым ты можешь гордиться, о котором можешь сказать, что жизнь удалась, карьера сложилась?
- Есть и, наверное, не один (скромно ответил фотограф).
- Что самое сложное в работе фоторепортера? Локтями расталкивать коллег часто приходится?
- Самое главное и сложное – в нужное время оказаться в нужном месте. К сожалению, иногда приходится расталкивать локтями. Но если ты поймешь, как будут развиваться события, то сможешь заранее пролезть и встать в точку.
Как сказал Анри Картье-Брессон, хороший кадр от плохого отделяют доли секунды. Важно, насколько вовремя ты нажал на спуск. По-моему, очень справедливое высказывание. Хотя было бы странно, если бы я сказал, что Брессон был не прав.
Все быстро изменяется. Выражения лиц и композиция могут измениться за доли секунды. Поэтому все фотографы мечтают о камерах «Leica», потому что эта камера срабатывает гораздо быстрее. Правда, она в разы дороже более распространенных марок. На эти деньги можно купить хороший «Кэнон» с кучей объективов.
Крестный ход-2012. Фото Михаила Перикова
- Среди девушек-фотографов можешь кого-нибудь назвать?
- Сейчас вообще в фотографию пришло очень много женщин. И среди них есть очень хорошие фотографы. Хотя считается, что репортажная съемка – это область исключительно мужская. Но, например, Татьяна Кравченко и Оксана Мамлина тоже очень хорошо снимают репортаж.
У меня есть безошибочная примета, как определить, настоящий женщина фотограф или так - прикалывается. Надо посмотреть, как она держит объектив. Если она его нормально держит – вот так снизу, то это фотограф. А если сбоку и двумя пальцами, то сами понимаете… Это шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля шутки. Если я вижу женщину с фотоаппаратом, то я обязательно посмотрю, как она держит объектив.
- Какие перспективы у профессии фоторепортера?
- Эта профессия становится все менее престижной, потому что спрос снижается, а предложение растет. Но я считаю, что фоторепортаж не умрет никогда, несмотря на то, что мои коллеги иногда делают такие заявления. Пока есть политические выборы, будет жива и профессия фотокорра.
Фото Михаила Перикова
- А тебе не надоедает все время нажимать на кнопку. Устаешь?
- Иногда, конечно, все надоедает. Но стоит уйти в отпуск, как дня через три уже появляется мысль – надо что-то поснимать.
- Я тоже хочу снимать портреты так, как ты. Как этому научиться? Что для этого нужно?
- Давайте попробуем. Сначала вы много-много снимаете. Потом присылаете мне фотографии. Я их всячески лажаю. Вы еще идете и снимаете много-много фотографий. Еще лучше и больше. И так много раз. (смеется)
Но, по-моему, в портретной съемке ничего особо хитрого нет. Один из моих любимых фотографов – это Хельмут Ньютон. Очень интересна книга его мемуаров. Так вот про фотографию там очень мало написано, в основном это рассказы про женщин: кого он хотел, кого получилось, а кого не получилось.
Что касается фотографии, то он не сильно заморачивался со светом. У него была не вспышка, а один большой осветитель с лампой накаливания, и он им пользовался. По крайней мере, так написано. Но зато он работал с интерьером. И опять же он делал акценты на модель. Ведь известная женщина гораздо интереснее читателю, чем красивая модель Маша или Таня.
Фото Михаила Перикова
Представьте, например, журнал «Плейбой» и на обложке Ксения Собчак без бюстгальтера, которую все знают. И все купят этот журнал. А с той же неизвестной, но красивой Машей его никто не купит. И Ньютон очень быстро почуял тему, что на знаменитостях можно гораздо быстрее сделать деньги. В Новосибирске это, конечно, не так-то просто, потому что у нас знаменитости только местного розлива, но это не в упрек кому бы то ни было.
Чтобы получить хороший портрет, надо работать с человеком. Чтобы ему было удобно, чтобы он мог раскрепоститься. Вот здесь, наверное, и психологическое образование не повредило, хотя бы на уровне книг Дейла Карнеги. Ведь люди все очень разные. Одни очень живые, а другие – совершенно «мертвые». И вот самая интересная задача – раскачать «мертвых». Анализируя Ньютона, я согласен, что дело не в том, сколько ты выставишь источников света. Свет нужен, но не это главное. Контакт с человеком – вот задача фотографа.
Но с другой стороны, хороший портрет – штука индивидуальная. Мы с Андреем Копаловым как-то друг друга фотографировали. Он меня снял – приятно посмотреть – и зубы все на месте, и вообще – прямо картинка. Я его сфотографировал, он даже брать эти фотки не хотел. Возможно, потому что у меня манера фотографирования скорее сатирическая?
Фото Михаила Перикова
- Скажи, пожалуйста, ты любишь свою работу?
- Люблю, конечно, другого-то ничего делать все равно не умею.
- Ты сменил не так уж много мест работы. А где тебе работалось лучше всего?
- Я всегда хотел работать в газете «Коммерсант». Мне очень нравится их стиль фотографий. Это единственная газета в России, у которой есть свое фотографическое лицо. Оно может нравиться или не нравиться, но оно есть только у «Коммерсанта», ни у одного другого издания такого нет.
Как-то в газете «Деловая Сибирь» появилось объявление: требуется фотограф на бизнес тематику. А я работал тогда в газете «Аэросити» города Обь. Я им позвонил, и они мне задают вопрос: как вы себе представляете бизнес тематику? Я ответил, что я это вижу через портреты, ну и, возможно, еще производство. В итоге меня не взяли в «Деловую Сибирь». В «Коммерсант» мне тоже не удалось тогда устроиться, устроился в «Наблюдатель». Зато в газете «Континент Сибирь», где проработал 11 лет, я был на своем месте.
Будущий губернатор Василий Юрченко в фойе Дома политпросвещения осматривает выставку достижений народного хозяйства. Фото Михаила Перикова
- А когда ты соберешься писать мемуары, о чем напишешь?
- С мемуарами есть одна проблема – я не умею писать. Я это понял, когда ходил в школу журналистики «Репортер» Лидии Живлюк при газете «Молодость Сибири». К любому делу надо иметь талант. Таланта писать у меня нет, поэтому вряд ли я когда-нибудь этим займусь.
- Как началась твоя фотографическая жизнь?
- Подростком я занимался в фотокружке Валерия Дьячкова. Он, кстати, потом стал священником. Но это его выбор. Возможно, было бы лучше, если бы он оставался фотографом, потому что он обладал педагогическим даром и многому нас научил. Когда я немного подрос, то он меня включил в жюри детского фотоконкурса, и тогда я понял, что хороших фотографий гораздо больше, чем призовых мест. Поэтому если твоя фотография не занимает никакого места в конкурсе – это ничего не значит. Интернета тогда не было и бывало, получаешь каталог фотовыставки, и это для тебя как священная книга, упавшая с неба. Из журналов было только «Советское фото», а чешское «Фото ревю» вообще купить было невозможно.