Новосибирские
новости
Все материалы
Подписывайтесь:

Правда, которую мы не знаем об Оперном

Игорь Смольников
Игорь Смольников
15:49, 12 августа 2014

Мы, новосибирцы, даже не догадываемся, как много из того, что с детства слышали об Оперном театре, на самом деле – миф! И не подозреваем, какая невероятная правда скрыта в прошлом удивительного архитектурного шедевра. Отделить мифы, утвердившиеся в сознании горожан, от реальной истории символа Новосибирска призваны публикации на сайте «Новосибирские новости».

Часть 1. «Цепочка» ДНК. Каким должен был стать Оперный

Наш Оперный – он Новосибирску и Нотр-Дам, и пирамида Хеопса, и Колизей, и замок с привидениями. Он вообще «наше всё». Ну да, почти как Пушкин… Привычный и хрестоматийный.  5 загадок Оперного

Проверь свои знания, ответь, правда или миф, что:

 1. У купола театра толщина оболочки по отношению к диаметру тоньше, чем у скорлупы куриного яйца?
 2. В подвале Оперного располагался секретный бункер Сталина?
 3. Оперный строили пленные немцы во время войны?
 4. В 1945 или в 1941 году прозвучала в театре первая опера?
 5. Только воздух внутри театра весит 35 тонн?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВЫДЕЛЕНЫ В ТЕКСТЕ

Но если бы в 1920-е у города было больше денег, и если бы проект воплощали быстрее, то сейчас на площади Ленина стояла бы живая декорация к фантастическому фильму – огромная серебристая полусфера, погруженная наполовину в такую же огромную хрустальную чернильницу. И был бы это не Оперный. И вообще не театр. А здание с кучей ролей – цирк, планетарий, стереоскопический кинотеатр и даже институт пролетарской культуры. Передняя часть зрительного зала должна была выдвигаться на сцену, а сама сцена впускать кавалькады настоящих тракторов и танков, ликующие толпы революционных пантомим. Гигантскому комплексу предназначались движущиеся круговые платформы, а зал должен был по ходу действия превращаться в бассейн.

Спектакли тут тоже могли бы устраивать. Причем, циклопические – хоть сценическую версию «Аэлиты», хоть битву с Мордором, боевые слоны орков туда легко бы вместились. Эта сумасшедшая шоу-махина должна была называться Дворцом Науки и Культуры (ДНК).

Сибирский Трансформер

Если бы голливудская война роботов-трансформеров была бы оперой или балетом, ее нужно было бы ставить только тут, на сцене Новосибирского Дома Науки и Культуры. Это было бы идеальное здание для такого сюжета, оно само – трансформер. Да преогромный! Концепцию создавали многолюдно. И проектировщиков выбирали долго, чтобы и бассейн не забыли, и купол со звездами-планетами-кометами, и въездные пандусы для танков. Раз уж решили, что танкам быть…

Передняя часть зрительного зала должна была выдвигаться на сцену, а сама сцена впускать кавалькады настоящих тракторов и танков, а зал должен был по ходу действия превращаться в бассейн.

o4.jpg
Один из непринятых проектов Дворца Науки и Культуры

Впрочем, слова «трансформер» тогда не существовало, взамен него было понятие «театр-машина». В этой громоздкой доктрине есть что-то иллюзорно-устрашающее, в духе киноэпоса о боевых роботах.  Но в начале 30-х годов ХХ века идею рассматривали всерьез, тогда любили всё техническое и гигантское. И стремились аннулировать пространственную иерархию «старорежимного» театра с ложами, партером и галеркой - только кратер амфитеатра, где каждый зритель на равных в общей массе зрителей-товарищей. Нет рампы, нет фронтального зрелища. Действие идет тотально, вокруг, каждый в нем участник. Свет, звук, сценическое действие и кино смешиваются в одну феерию, купол уподобляется звездному небу.

Революционный замысел

Купол – самое заметное чудо из того, что осталось театру от первого проекта московского архитектора Алексея Зиновьевича Гринберга. Диаметр купола около 60 метров, толщина — 8 сантиметров (имеется в виду сама бетонная оболочка, без учета изолирующего слоя, обрешетки и знаменитой чешуи). Отношение толщины купола к его диаметру составляет 1/750 (у скорлупы куриного яйца эта пропорция - 1/250). (ответ на вопрос №1) Конструкция поддерживает сама себя – без всяких контрфорсов, ферм или колонн. Это был самый крупный купол подобного типа в мире. Только 1984 году рекорд побил купол испытательного центра Всесоюзного электротехнического института на подмосковной станции Иерусалимская. Его диаметр составлял 236,5 метров. Правда, рекорд продержался недолго. Зимой 1985 г.  чудо-купол обрушился под тяжестью снега.

Эта сумасшедшая шоу-махина должна была называться Дворцом Науки и Культуры (ДНК)

Сейчас самым большим (320 м в диаметре) считается британский Купол тысячелетия. Но он сделан  из фиберглассового полотна, держится на системе тросовых контрфорсов, поэтому на соперничество с новосибирским может претендовать лишь с оговорками.  

А вот знаменитой чешуи у нашего театра могло бы и не быть. По замыслу Гринберга, купол был сам себе украшение. Идеально гладкий, покрытый специальной светоотражающей эмалью, он должен был сиять в лучах потайных прожекторов, завораживая зрителя намерением взлететь. Наверное, это было бы очень красиво – словно какая-то загадочная планета лежит в хрустальной вазе и намеревается воспарить назад, на небо. А отражать это пиршество света и геометрии должен был огромный партерный фонтан - плоский, без всяких ваз и финтифлюшек – фонтан-зеркало.   

ДНК в проекте 1929 г.  - огромный комплекс с театральным залом на 2800 человек (реальный большой зал театра вмещает 1774 зрителя), с концертным залом на 1135 человек, библиотекой на 400 тыс. томов, радиостудией, картинной галереей, музеем и научно-исследовательским институтом. Точный профиль института неизвестен, но есть основания полагать, что учреждение должно было заниматься проблемами марксизма-ленинизма. Тогда этот расплывчатый предмет считался главной наукой.

Начало легенды

o6.jpg
На площади Ленина могла бы стоять огромная серебристая полусфера, погруженная наполовину в такую же огромную хрустальную «чернильницу»

«Самый-самый» дом мечтали возвести еще первостроители Новониколаевска. Отчаянно плоскому городу требовалось что-то доминирующее, способное воспарить над серой шелухой избушек и бараков. Собор Александра Невского с ролью зрительного «градодержателя» перестал справляться уже к 1910 г.: Новониколаевск слишком быстро расползался по обскому берегу, по взгоркам Каменки, этакий бурый «солярис», обитаемый хаос.

Но здание в проекте ДНК выглядело циклопическим: объём его составлял 220 тысяч кубических метров, высота в высшей точке достигала 40 метров (построенный театр чуть ниже – 35 метров).

Купол – самое заметное чудо из того, что осталось театру от первого проекта.

o7.jpgСтройка началась с сооружения гигантского, глубокого «ноль-уровня», призванного гарантировать надежность всей хитроумной машинерии. Бетонирование отлично видят любопытные дети из окрестных домов. Когда они вырастут, в их памяти этот технологический цикл превратится в сооружение «бункера Сталина». Хотя на деле, это не более чем цветистый конспирологический бред во вкусе позднесоветской мифологии. (ответ на вопрос №2)

Правда в том, что в начале 30-х концепция гражданской обороны была «заточена» под фобии, доставшиеся от Первой мировой войны. Самым модным сооружением были газоубежища в подвалах домов. Власти боялись газовых атак на города.

5 загадок ОперногоО том, как сложились судьбы создателей архитектурного шедевра, и когда  Оперный приобрел свой современный облик, а также ответы на вопросы, правда ли что:
Оперный строили пленные немцы во время войны?
В 1945-м, или в 1941-м прозвучала в театре первая опера?
Только воздух внутри театра весит 35 тонн?
Читайте во второй части материала «Правда, которую мы не знаем об Оперном» - «Призраки Оперного». 
О новосибирском ДНК в 1933 г. говорили как о готовой достопримечательности. Предполагалось, что к осени 1934 г. театр примет делегатов Съезда Советов Западной Сибири. Это вообще было во вкусе тех лет, говорить о строящемся объекте как об уже существующем здании. И уже к 1933 г. ДНК обрел свое конструктивистское тело, прописался на открытках.

Великие здания прошлого – пирамиды, соборы, замки – часто строились, забирая жизни своих создателей. Или мистически, или по воле банальных несчастных случаев, или по прихоти царственных заказчиков. Гигантские здания почему-то жутко хищные. Но создатели ДНК верили, что живут в просвещенное время, в самой лучшей стране и точно знали, что с ними-то ничего мрачного не случится. Мол, мечту же светлую строим, а не пирамиду для Хеопса-батюшки. Но мечта уже разомкнула каменные уста и плотоядно облизывалась…  

Продолжение следует 

Читайте материал «Правда, которую мы не знаем об Оперном» - 2  

Фотографии статьи


Что происходит

Если вы пропустили: карусель для коровы, арки для гномов и победный борщ

«Увидим отголоски»: мороз −25 проскользнёт мимо Новосибирска

На берегу озера у «Локомотив-Арены» создадут пляж и спортивный кластер

Первые в этом сезоне катки заработали в Новосибирске

Библиотечный вагон с автографом Горького запустили в метро Новосибирска

Протекающую крышу на проспекте Дзержинского заменят к середине зимы

Музей истории улицы Чаплыгина хотят создать в Новосибирске

«Весёлые старты» открыли декаду инвалидов в Калининском районе

Пять миллионов рублей вложили в проекты ТОСов в Советском районе

Тротуары на Октябрьском мосту открыли для пешеходов спустя два года

Ключи от новых школьных автобусов раздали в Новосибирской области

Показать ещё