Каждую весну на улицах Новосибирска высаживают миллионы петуний, роз и бархатцев. За красоту в городе отвечает муниципальное предприятие «Горзеленхоз». Оно же следит и за состоянием деревьев, спиливает аварийные, утилизирует поваленные сильным ветром. Какие цветы появятся в нашем городе следующим летом, по какому алгоритму можно убрать старое дерево, грозящее придавить прохожих или автомобили, куда уходит основная часть бюджета предприятия — на эти и другие вопросы «Новосибирских новостей» ответила директор «Горзеленхоза» Екатерина Пойкина, отработавшая ровно 100 дней на этой должности после назначения.
— Екатерина Андреевна, вы руководите МКУ «Горзеленхоз» 100 дней. Можете уже подвести какие-то итоги? К чему пришли, и что уже удалось сделать?
— Я возглавляю Горзеленхоз с 1 августа. Вступив в должность, мне пришлось подхватить проекты, которые Горзеленхоз уже вёл, это реконструкции Монумента Славы и Сквера Героев революции.
Первое, что я постаралась сделать — это улучшить Горзхелехоз кадрами. Когда я пришла, здесь не был укомплектован отдел закупок, были вопросы по бухгалтерии. Все эти моменты мы закрыли, и сейчас у нас отдел закупок полностью укомплектован, мы готовы работать в полный рост. Если летом мы не иногда успевали отторговывать по 44-му закону, то сейчас это исключено. Мы взялись за исполнение наказов депутатов. Нам удалось заключить контракт с Седьмой концессионной компанией, которая будет строить в городе сеть поликлиник. Цена этого контракта около миллиона рублей. Мы помогли им расчистить площадки для инженерных изысканий.
— На каких объектах работает Горзеленхоз?
— Горзеленхоз занимается содержанием скверов и озеленённых территорий в Новосибирске. Это Сквер Авиаторов в Дзержинском районе, Нарымский сквер, Бульвар Комсомольский в Железнодорожном районе, цветник на Челюскинцев, 2, Сквер им. Чаплыгина в Центральном, Скверы Павловский и Учительский в Калининском районе, бульвар по ул. Петухова и на ул. Вертковской, Троицкий сквер, Монумент Славы на левом берегу и другие. Парки — это не наша ответственность, они сами себя обслуживают.
— Сколько персонала в вашем подчинении? Кто эти люди? Нужно ли какое-то профильное образование для работы в Горзеленхозе?
— У нас работает 326 человек. Кроме административного персонала очень важны профильные работники — это агрономы. У них обязательно профильное образование. За каждым районом города закреплён агроном, у которого есть участок и бригада. Они знают все свои деревья, газоны, цветники. Каждый кустик. Они смотрят, заболело ли дерево, пришло в негодность, требует ли замены. За всеми деревьями, которые находятся на балансе Горзелнхоза, наблюдение ведут постоянно.
— Зимой и летом равное у вас количество работников, или в сезон всё-таки привлекаете дополнительные силы?
— Весной нам необходимы дополнительные силы — мы нанимаем работников или привлекаем подрядчиков для высадки цветов. Ведь нам надо за достаточно короткий промежуток времени охватить весь город — буквально за сутки высадить цветы на всех клумбах, всех транспортных развязках. Это первый весенний «сенокос», требующий ударного подхода. А потом начинается летний период, когда мы косим траву. Это мы уже делаем своими силами. Нас легко отличить по форме — она зелёная с жёлтым.
— В сезон с объёмом и характером работы всё понятно, а чем Горзеленхоз занимается зимой?
— Конечно, сезонность нашей работы прослеживается, но всё же скверы требуют круглогодичного содержания. Это не только поддержание в нормальном состоянии изгороди, лавочек, но и уборка случайного мусора, текущий ремонт. Очень серьёзная проблема на Монументе Славы — это порча поверхностей велосипедистами и скейтерами. Это же всё происходит перед нашими глазами. Если вы не видите работника Горзеленхоза, то это не означает, что его там нет. Бросать монеты в Вечный огонь — тоже не очень хорошая традиция. Чаша не предусмотрена для этого, а люди стараются не просто в чашу кинуть, а прямо в сам огонь. В итоге форсунки забиваются монетами.
— Это что-то невероятное. А урны-то им зачем?
— С одной стороны мы говорим, что Новосибирск — это столица Сибири, и что наши жители лучше всех, однако, когда я пришла в Горзеленхоз, для меня было странно узнать, что жители столицы крадут лавочки и урны. И даже плитку. Почему? Непонятно. Мы же сами делаем пространство, в котором живём.
Раньше, когда я не работала в Горзеленхозе, я не замечала этого. Постоянно воруют ограждение на центральных улицах. Жителям города это в глаза не бросается, потому что это всё оперативно восстанавливают.
Мы все говорим, что надо экономнее и целесообразнее расходовать бюджетные средства, но как быть, если основная статья расходов — это постоянная замена украденных лавочек, урн и ограждения. А в соцсетях часто можно встретить отзывы, что наш город грязный, неуютный, серый. Я считаю, что прежде всего мы должны с себя начинать. Не позволять себе определённых вещей, следить за собой, не за другими. Тогда у нас станет гораздо чище.
— Сколько техники задействовано в городе для обслуживания скверов и зелёных зон?
— У нас работает около 30 единиц техники. Это в основном спецтехника для посадки и перевозки крупномеров. Мы обладаем редкой техникой для посадки деревьев. Она не единственная в городе, но, тем не менее, уникальная. Поскольку мы оказываем платные услуги, то с помощью такой техники мы готовы помогать в высадке крупномерных деревьев частным лицам или предприятиям. Кроме этого, мы предоставляем услуги по обрезке, сносу старых деревьев, по посадке цветов, кустарников.
В бригаде по обрезке деревьев у нас заняты профессионалы с необходимым образованием, обучением по охране труда, имеющие все необходимые допуски.
— Горожане порой очень болезненно реагируют на спиливание деревьев в городе. Каков алгоритм принятия решения о спиливании аварийных деревьев и их замены на новые?
— Не все деревья в городе закреплены за Горзеленхозом. Часть из них в ведении районных администраций и ДЭУ. Алгоритм следующий — сначала дерево осматривает агроном района, он делает заключение и направляет документы в ГУБО, а оно даёт разрешение на снос. Если дерево гнилое, то его утилизируют, если же его ещё можно использовать, то его отправляют на лесопилку, делают из него доски для ремонта лавочек. Из брёвен мы делаем коновязи вдоль лесов, чтобы автомобили не парковались в лесах.
Поскольку в городе очень агрессивная среда, качество деревьев у нас плохое. Многие требуют замены. Однако, если мы в один момент решим спилить все старые и аварийные деревья, то город останется вообще без зелени. Да, автомобилистам будет хорошо, а дышать мы с вами чем будем. Поэтому снос аварийных деревьев происходит поэтапно в зависимости от степени аварийности.
Об упавших деревьях мы узнаем от единой диспетчерской службы 051, куда звонят и горожане, и УК, и другие организации. В ЕДДС знают обо всём, что происходит в городе, и по зонам ответственности разносят информацию.
— Чем ещё занимается Гореленхоз, кроме обслуживания скверов и зелёных зон в городе?
— Мы информируем горожан о принадлежности различных участков к городским лесам. На балансе Горзеленхоза находятся городские леса. У нас есть два лесничества — Заельцовское и Первомайское. Там работают лесники, стоят видеокамеры, по которым мы мониторим пожарную обстановку.
Если возникают какие-то спорные вопросы при строительстве, то запросы идут в Горзеленхоз, и мы даём официальный ответ о том, является ли участок городским лесом или нет.
— Когда начинается планирование на следующий сезон? Как вы принимаете решение, какие цветы и на каких клумбах высадят весной?
— Всё зависит от финансирования. Если бы мы принимали решение без оглядки на финансирование, то превратили бы весь город в сад. Для нас же чем больше работы, тем лучше. Вопрос о том, что будет цвести в городе следующим летом, решается нынешним летом. Все цветники, где посадка уже сложилась, имеют проекты рассадок.
К сожалению, в недавнем прошлом на транспортных развязках были утрачены тюльпаны. Мы закупили летом новые луковицы и пытаемся их восстановить. Тюльпаны уже высадили, и они должны зацвести в следующем году.
#Благоустройство #Интервью #Зелёный город #Город в лицах #Экология