Ремонт тепловых сетей продолжают в Новосибирске — это обойдётся почти в 800 млн рублей. Сейчас работы идут на девяти участках. Крупные отключения горячей воды, связанные с гидравлическими испытаниями, уже закончились. Где в этом году проведут капитальный ремонт сетей, как работают с аварийными ситуациями и возможно ли отказаться от гидравлических испытаний или сократить срок их проведения — об этом «НН» поговорили с заместителем директора теплосетевого подразделения новосибирского филиала Сибирской генерирующей компании Романом Корниенко.
— Насколько масштабен в этом году ремонт теплосетей?
— В этом году предстоит сделать капремонт девяти участков тепловой сети на пяти объектах. Будет заменено почти два километра сетей в однотрубном исполнении. Кроме того, около 26-29 километров сетей ремонтируются аварийно, то есть мы выявляем дефекты при испытаниях и при текущей эксплуатации, и объём работ, помимо капремонта, меняем.
Если говорить про деньги, общий объём финансирования — 773 миллиона рублей. Из них на текущий ремонт, на эти 26-29 километров, уйдёт 262 миллиона рублей, и 229 миллионов направят на капитальный ремонт девяти участков, про которые я говорил выше. На благоустройство потратим 131 миллион рублей — это восстановление асфальтового покрытия или любого другого, которое мы нарушили при ремонте тепловых сетей. 118 миллионов уйдёт на ремонт ЦТП, котельных и другого оборудования тепловых сетей.
Аварийный ремонт до следующего лета точно протянет, потому что трубы мы кладём новые при любом ремонте — аварийном или капитальном. Поэтому свой срок — а это, как правило, 25 лет — трубы, конечно, пролежат.
— Есть аварийные работы — пришлось ли из-за них корректировать запланированную программу?
— В планы капитального ремонта мы коррективы не вносим, так как капремонт —это серьёзное мероприятие. Мы у проектной организации заказываем проект ремонта теплосетей с заменой железобетонных конструкций, оснований, способами компенсации и так далее.
Соответственно, если мы выявляем текущий дефект, мы проводим аварийный ремонт, который тоже может быть по объёму существенным, включая замену частей железобетонных конструкций теплосети и основного трубопровода.
— Ремонт и реконструкция — это часто длительный процесс. В это время потребители остаются всё время без воды?
— Конечно же, нет. С начала 2000-х годов, когда изменилось законодательство РФ, мы при любых долгосрочных ремонтах — капитальных, реконструкции — организуем схемы так называемой минимизации, чтобы снабжать потребителей по временной схеме горячей водой. Это затраты, и часто ремонт становится дороже из-за этих дополнительных мероприятий, тем не менее мы должны выполнять законы, также мы осуществляем отпуск тепловой энергии потребителям, соответственно, и нам хорошо.
То есть отключения горячей воды всё равно бывают, потому что, чтобы отключить, например, эту теплотрассу на капитальный ремонт и подключить временную схему, отключение необходимо. Но оно, как правило, длится день, два, максимум три, чтобы мы поставили заглушки, пробросили временный трубопровод малого диаметра. У людей не будет горячей воды в данный период, но это не весь ремонт, который может длиться два-три месяца, а именно два-три дня в начале ремонта и в конце, когда мы уже собираем обратно обычную схему подачи воды потребителям.
— Что дальше в планах? Какие ещё районы останутся без воды на какое-то время и планируются ли ещё масштабные работы?
— Отключения, связанные с испытаниями, у нас, к счастью, закончились. Крупных отключений уже не будет. Будут только работы, которые связаны с отключением программы минимизации на время капремонта, но это будет длиться один-три дня.
У нас девять участков на пяти объектах — на всех объектах работают. На теплотрассе по улице Лескова, диаметр 800 миллиметров, идут работы. Кроме того, идут работы на улице Беловежской в Кировском районе, улицах Дуси Ковальчук и Кавалерийской в Заельцовском районе, на дамбе Октябрьского моста капитальный ремонт теплотрассы и на площади Лыщинского.
— Губернатор в начале лета говорил, что было бы хорошо сократить сроки отключения воды, чтобы люди не по 10-14 дней оставались без неё. Это вообще возможно?
— Эту работу мы начали несколько лет назад, цель работы — повысить эффективность испытаний и сократить сроки отключения горячей воды потребителям. В принципе, добились в этой части определённых успехов — по некоторым зонам удалось сократить время отключения горячей воды на два-три дня за счёт того, что мы стали дробить испытания на мелкие участки. У потребителей вокруг есть горячая вода, а в какой-то зоне мы испытываем — и тут нет горячей воды, но мы лучше испытываем, выявляем большее количество возможных ослабленных мест и тем самым повышаем надёжность теплоснабжения.
Если в прошлом году мы выявили при испытаниях 1107 дефектов, то в этом году на этот момент у нас уже 1300 дефектов, рост на 20%. Это связано с износом сетей и частично с тем, что дроблением зоны испытаний мы улучшаем эффект испытания — выявляем больше мест, ослабленных коррозией за прошедший отопительный сезон.
— Всё-таки, может быть, в будущем году, через два года, через пять — если появится новая техника и будет больше специалистов — удастся сократить отключения ещё на несколько дней? Укладываться, допустим, не в три дня, но в восемь-десять?
— Это одна из наших важнейших задач. Для этого, помимо дробления зоны испытаний, мы купили две передвижные насосные установки, которые позволяют отдельно на участке отключать теплотрассу и проводить испытания. То есть они могут длиться день-два, практически незаметно для жителей. Плюс в этом году планируется заключить концессионное соглашение между СГК и мэрией Новосибирска, которое позволит вложить в тепловые сети 5,5 миллиардов рублей. Это позволит повысить надёжность сетей и уменьшить количество дефектов, и, соответственно, будет меньше отключений и в испытаниях, и вне испытаний, в отопительный период.
— А возможно ли вообще отказаться от гидравлических испытаний, как-то по-другому проверять теплосети?
— Проведение испытаний теплосетей на прочность — требование действующих норм в РФ. По сути, что такое испытание? Это разрушение трубопровода повышенным давлением.
Не во всех странах с централизованным теплоснабжением проводят испытания теплосетей, но стран с таким климатом, как Россия, практически нет. Поэтому это требование законодательства выстрадано годами теплофикации, которая развивалась в Советском Союзе и сейчас продолжается в Российской Федерации.
Кроме испытаний, мы используем кучу методов для проверки сетей. Это и внутритрубная диагностика (когда аппарат запускается в трубу), и прослушивание трубопровода, и проверка стыков ультразвуком. То есть много различных способов, но они не отменяют проведение испытаний.
Полную версию интервью смотрите в этом видео: