Вот-вот начнётся благоустройство дворов по федеральной программе. Подрядчики будут работать по проектам молодых новосибирских архитекторов и дизайнеров. Какие свежие идеи они предложили и как изменятся городские дворы после благоустройства — расскажет один из участников проектной команды, преподаватель Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств Ксения Тимофеенко.
— Насколько я понимаю, это был своеобразный социальный эксперимент для вас и для университета — проработать проекты благоустройства по федеральной программе.
— Да, это был эксперимент, потому что это была достаточно серьёзная программа. Однако у нас уже был опыт относительно таких масштабных работ и взаимодействия с различными подразделениями мэрии: мы делали 53 дворовых территории, над которыми трудились девять преподавателей, 11 студентов и шесть выпускников этого года. В целом, команда не очень большая, а объём мы выполнили колоссальный.
— Насколько молодые специалисты были подготовлены к такой тяжёлой работе?
—Мы выбрали самых ответственных студентов старших курсов и магистратуры, которыми руководили их наставники с большим опытом и с отлаженным механизмом работы. Предварительная работа началась ещё летом 2017 года в процессе инвентаризации. Собранные тогда материалы и паспорта дворовых территорий послужили исходными данными. В тот момент проходило обследование этих территорий. Несмотря на то, что мы начали работу в декабре, когда ещё лежал снег, и это усложняло нашу работу на первом этапе, мы с этим справились.
— Насколько много вам приходилось работать с жителями в процессе работы?
— Сотрудничество с жителями и вовлечение их в процесс проектирования — это одно из основных условий данной программы.
— Видимо тут было столкновение взглядов: с одной стороны — специалисты, с другой — местные жители и обеих сторон свои представления о прекрасном. В чём были расхождения, и о чём пришлось поспорить?
— Относительно зонирования почти не было разногласий. Основные расхождения касались размещения парковок — это такой больной вопрос. Выделение огромных территорий для парковки в ущерб озеленению и детским спортивным площадкам — вот что было камнем преткновения. Мы пытались найти оптимальные решения, чтобы удовлетворить техническому заданию заказчика и оставить место для всего остального. Во дворах, которые мы проектировали, будут сделаны детские городки, различные карусели.
— По поводу цветового оформления были ли у вас какие-то споры? Потому что есть мнение, что все детские площадки должны быть очень яркими, а есть другое, которое считается более современным — что они должны быть сдержанными и должны пробуждать фантазию не за счёт ярких цветов.
— Да, обсуждали это с жителями. В некоторых дворах уже были установлены детские комплексы и мы приняли решение не выбиваться из контекста. В большинстве дворов это были достаточно яркие комплексы. Нужно отметить, что в этом году некоторые детские площадки вместо песчаного покрытия будут иметь амортизационное резиновое покрытие. Такое покрытие более износостойкое и безопасное. Существующие площадки сохраняются и дополняются, если местные жители видят в этом необходимость. Так было, например, во дворе по адресу Красный проспект, 159: в этом дворе уже была неплохая площадка, которую сделали сами жители. А в Центральном районе во дворе по адресу Крылова, 41 был применён композиционный принцип при создании пешеходных тропинок. Мы попытались сделать две симметричные части, в одной из которых устроили спортивный блок, а в другой — блок для детей. Сейчас вся эта площадка не имеет твёрдого покрытия и здесь проблематично находиться детям.
— Давайте на минутку представим, что у вас есть полная свобода действий как у дизайнера и проектировщика и вы можете сделать всё что угодно с конкретными дворами. Что бы вы предложили и от каких недостатков избавились?
— Я бы предпочла использовать более уникальные элементы. Сейчас эта тенденция заметна в современном благоустройстве новых комплексов.
— То есть это такая европейская тенденция?
— Да, там очень быстро идут вперёд, много экспериментируют с различными известными бюро, много чего изготавливается под заказ. Возможно, нам бы такие эксперименты не помешали.
— А что касается эксперимента, о котором мы говорили, будете ли вы контролировать подрядчиков, когда начнутся сами работы?
— В наших договорах на разработку дизайн-проекта, к сожалению, не был предусмотрен пункт авторского надзора. Но мы по своей инициативе будем выезжать на уже ставшие родными площадки, и смотреть, как там идут работы, но повлиять на ход работ мы не сможем.
Полное интервью с Ксенией Тимофеенко смотрите в этом видео: