60 лет назад Новосибирск стал местом, где лидеры двух государств — большого Советского Союза и маленькой Финляндии — сумели преодолеть угрозу новой войны. 24 ноября 1961 года президент Финляндии Урхо Калева Кекконен и первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв встретились в Новосибирске, чтобы уладить опасный внешнеполитический конфликт. И домой Кекконен вернулся как триумфатор, который спас свою страну от войны с мощным соседом. Журналист финского издания Yle побывал в Новосибирске накануне юбилея исторической встречи и попытался на месте найти следы пребывания высокого гостя из Северной Европы в столице Сибири. К удивлению новосибирских музейщиков, оказалось, что отыскать их практически невозможно. Почему — для всех осталось загадкой.
Журналист финской государственной телерадиокомпании Yle Максим Фёдоров опубликовал статью, посвящённую исторической поездке в Новосибирск президента Финляндии Урхо Кекконена, результатов которой в ноябре 1961 года финны ждали, наверное, затаив дыхание. Действительно, где-то в далёкой Сибири тогда решалась судьба маленькой северной страны, а возможно — кто знает? — и всей Европы.
В Новосибирск Кекконена привёл так называемый «нотный кризис», который требовал скорейшего разрешения. Обеспокоенное возможным сближением Финляндии со странами НАТО, в частности, с ФРГ, советское правительство направило в Хельсинки дипломатическую ноту — над Финляндией нависла угроза реального военного конфликта. Финны опасались либо военной интервенции со стороны СССР, либо того, чтобы им придётся участвовать в боевых действиях на стороне стран социалистического блока. Нужны были переговоры с советским правительством. К тому же президенту Финляндии необходимо было спасать свою предвыборную кампанию: сторонники канцлера юстиции Олави Хонка, оппонента действующего главы государства, объединились в союз и стремились не допустить Кекконена на выборы 1962 года.
Местом встречи с Кекконеном Хрущёв назначил Новосибирск, куда лидер Страны Советов прилетел, чтобы провести зональное совещание работников сельского хозяйства Сибири.
«В жизни крупнейшего города Сибири это было скорее рядовое событие, а вот для истории Финляндии это была крайне важная веха. Поездка в Новосибирск и исторический эпизод, частью которого она являлась, привели к тому, что Кекконен оставался у власти почти четверть века», — пишет Максим Фёдоров.
Однако, по словам директора Музея Новосибирска Елены Щукиной, которая помогала журналисту собирать материал для статьи, рядовым визит Кекконена назвать сложно хотя бы по той причине, что это был редкий случай, когда в наш город прибыли сразу два президента.
А тут ещё и цель визита не вполне обычна — решение острого внешнеполитического конфликта.
«Переговоры Хрущёва и Кекконена шли очень непросто. Помог случай. Так совпало, что в это время у нас в городе находился хоккейный тренер Анатолий Тарасов, который был дружен с командующим войсками Сибирского военного округа Глебом Баклановым. Именно благодаря Тарасову в Новосибирске удалось организовать тёплую встречу, которая позволила растопить лёд в советско-финских отношениях», — рассказывает Елена Щукина.
То, что легендарный советский тренер Тарасов парил в русской бане президента Финляндии Кекконена, — это не легенда, а документально подтверждённый факт.
Впрочем, чего действительно оказалось мало — так это документальных свидетельств пребывания Кекконена в Новосибирске. Корреспондент финской телерадиокомпании отмечает, что собирать информацию об этой поездке ему пришлось по крупицам из разных источников.
«Мы уже не первый год занимаемся историей визитов в Новосибирск высоких гостей, но на этот раз мы столкнулись фактически с отсутствием достаточного количества структурированных и обобщённых документов по визиту Кекконена. Это осталось загадкой и для сотрудников городского и областного архивов, с которыми мы тесно сотрудничаем.
Например, у нас есть программа пребывания в Новосибирске президента Франции Шарля де Голля, есть фотографии его визита, есть кадры кинохроники. По Кекконену тоже должен был быть полный пакет документов. Ведь были же совещания, где обсуждали, как организовать встречу, как принять гостя, что подать на обед, как выстроить культурную программу. Но на деле оказывается, что такой папки нет — есть разрозненные материалы.
Причиной тому, я считаю, может служить человеческий фактор. Тот, кто был ответственным за визит Кекконена, после того как все задачи были выполнены, выдохнул с облегчением и забыл об этом, то есть не позаботился о том, чтобы обобщить материалы, которые со временем растерялись», — рассуждает Елена Щукина.
Впрочем, директор городского музея отмечает, что Максим Фёдоров приехал в Новосибирск уже достаточно подготовленным. И вообще подошёл в написанию материала ответственно и профессионально. Проехал по Новосибирску тем же маршрутом, что и Кекконен: побывал в Академгородке, который поразил финского президента «гигантским объёмом строительства и размахом научной работы в институтах и лабораториях», и специально сходил на «Щелкунчика» в театр оперы и балета, где Кекконена в своё время восхитила игра юной воспитанницы хореографического училища Тани Черепановой.
Но он попытался представить себе, как выглядел Академгородок в 1961 году, когда там работали подъёмные краны, всё только строилось и повсюду можно было встретить молодых учёных с горящими глазами.
Конечно, для финнов была важна не сама поездка президента в Новосибирск, а результаты встречи с Хрущёвым. 26 ноября жители Финляндии будут отмечать 60-летие исторического обращения Кекконена к народу, которое он сделал по радио и телевидению в 1961 году после возвращения из Советского Союза. Народ, который ещё не забыл советско-финскую войну 1939-1940 годов, встречал президента как своего спасителя. Глава государства вернулся в качестве политика, который умеет договариваться с советской стороной, что проложило ему путь к переизбранию в 1962 году.
Удивительно, что в дневнике президента Финляндии от 24 ноября 1961 года осталась лишь пара фраз: «24.11. Переговоры в Новосибирске. Вечером Хонка снял свою кандидатуру на пост президента».
Но «Правда» в номере от 26 ноября 1961 года написала чуть больше. В заметке под названием «Я очень доволен» корреспондент приводит несколько высказываний Кекконена о его впечатлениях от Новосибирска, в том числе вот это, известное сегодня по многочисленным календарям исторических событий:
«Это действительно промышленный и культурный центр Сибири. Он растёт стремительно. Чувствуется, что новосибирцы любят свой город. Встречи в оперном театре, где я смотрел балет „Щелкунчик“, и в городке учёных с сибиряками убедили меня, что они гостеприимные, добродушные люди, чуть-чуть суровые. Чем-то сибиряки напоминают финнов».
По словам Елены Щукиной, в следующей публикации Максим Фёдоров пообещал поделиться своими личными впечатлениями от поездки в столицу Сибири.