Двухэтажный двухподъездный дом, расположенный на улице Нарымской, 80 в Железнодорожном районе Новосибирска, построен из лиственницы в 1927 году. В декабре 2018 года комиссия признала его аварийным и подлежащим сносу, не уведомив об этом жильцов. Их это не устроило, и они пошли в суд отстаивать свои права. Чем завершилось разбирательство, узнали «Новосибирские новости».
Справка: Дом на Нарымской, 80 представляет собой двухэтажное восьмиквартирное здание. Площадь жилых помещений — 229,2 кв. м. Год постройки — 1927. В региональной программе капитального ремонта дом не значится. Фундамент — бутобетонный ленточный. Наружные и внутренние стены — бревенчатые. Перекрытия в доме — деревянные. Электроснабжение, холодное водоснабжение, канализация — централизованные. Отопление печное. Общий износ, согласно техническому паспорту, составляет 61%.

Постановление мэрии о признании трёх двухэтажных деревянных домов недалеко от новосибирского цирка — на Нарымской, 80, 78, а также Обдорской, 73 — аварийными и подлежащими расселению и сносу вышло 29 декабря 2018 года.
Один из жильцов дома №80 Алексей Елизаров посчитал, что решение было скоропалительным, поэтому обратился в Железнодорожный районный суд Новосибирска с требованием отменить это постановление. Поскольку расселение дома влечёт за собой переезд на другое место и смену привычного окружения, суд в качестве заинтересованных лиц привлёк всех жильцов.

В итоге разбирательств суд встал на их сторону и обнулил решение комиссии и постановление мэрии. Новое постановление, отменяющее признание дома аварийным, опубликовано в бюллетене органов местного самоуправления 12 марта 2020 года.
В решении, опубликованном на сайте Железнодорожного районного суда, говорится о том, что межведомственная комиссия по признанию жилья ветхим, аварийным и подлежащим сносу основывалась на экспертном заключении ООО «Тэзис», в котором утверждается, что физический износ здания составляет 80%, поскольку построено оно в 1927 году. Исследовательская часть заключения состоит всего из одного раздела — «Оценка технического состояния конструктивных элементов здания», и в нём содержится лишь вывод о том, что конструктивные элементы исчерпали нормативные сроки эксплуатации. Однако, по мнению суда, эти признаки не могут служить основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

«Результаты заключения ООО „Тэзис“ основаны на анализе срока жизни дома, что противоречит рекомендуемой методике расчёта физического износа здания», — говорится в судебном решении.
Как рассказал Алексей Елизаров, судья по собственной инициативе назначила судебную строительно-техническую экспертизу. Эксперты ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» обследовали дом и сделали вывод, что его конструктивные элементы находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Это значит, что есть дефекты и повреждения, которые привели к некоторому снижению несущей способности. Однако опасности внезапного разрушения нет. Эксперты БТИ не нашли деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и сильного биологического повреждения деревянных элементов, которые бы говорили об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

Суд пришёл к выводу, что межведомственная комиссия при рассмотрении вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу не должна была руководствоваться исключительно заключением ООО «Тэзис», поскольку там не было необходимых выводов.

Жильцы двухэтажки на Нарымской, 80 отапливают свои квартиры углём. Паровое отопление есть не во всех квартирах, в части — только печи, их кирпичные трубы возвышаются над крышей дома. Во всех квартирах установлены бойлеры, поскольку горячего водоснабжения нет.
По словам Алексея Елизарова, состояние дома нормальное, его просто нужно привести в порядок. Эти деревянные дома не обслуживались на протяжении нескольких десятков лет, жильцы морально устали и уже ни во что не верят. «Если землю под домом оформим, то можно будет и палисадник сделать, и турники поставить, и детскую площадку», — уверен Елизаров.

В соседней двухэтажке на Обдорской, 73 есть и центральная горячая вода, и отопление. Как рассказала жительница этого дома Ольга, живущая здесь уже 57 лет, разговоры о сносе деревяшки ведутся не меньше 50 лет, но конкретное решение о признании дома аварийным принято лишь в 2018 году. Она не против переехать в новое жильё, но не хочет уезжать из этого района.
«У нас же тут работа, школы, детсады, привычная жизнь. И вообще — это же почти центр города», — добавила она.
По её словам, в прошлом году в их дом приходили с предложением переселиться в Новомарусино, но никто не согласился. «Мы, конечно, хотим переехать, но не до такой степени», — смеётся Ольга.