Бердский историко-художественный музей разыскивает родственников солдата Русско-японской войны Луки Чеботаря. В распоряжении сотрудников музея оказалась копия старинной награды, найденной на мелководье Обского моря на территории старого Бердска. Им уже удалось выяснить, кому принадлежал этот солдатский крест. Теперь они намерены найти потомков воина-сибиряка и понять, как орден оказался на дне водохранилища.
О находке бердские музейщики узнали благодаря сотрудникам Сибирского центра колокольного искусства, которым её показал один из местных кладоискателей. В это время специалисты готовили к переносу надгробия с могилы выдающегося бердского просветителя статского советника Николая Ларионова. Сотрудники центра на время одолжили находку у собирателя древностей, сделали форму для отливки копии и изготовили реплику солдатской награды, которая позволила получить достаточно информации, чтобы начать исследование.
Как рассказала «Новосибирским новостям» заведующая отделом кинохроники Бердского историко-художественного музея Татьяна Свиридова, найденной на дне Обского моря солдатской наградой оказался Знак отличия Военного ордена 4-й степени. Так до 1913 года называли Георгиевский крест. По чётко сохранившемуся номеру креста — 131099 — поисковики без труда выяснили, кому принадлежала награда. Это некто Лука Чеботарь, младший унтер-офицер 5-го эскадрона 52-го драгунского Нежинского полка. Награду солдат получил во время Русско-японской войны за мужество и храбрость, показанные в боях. Но дальше загадок стало больше.
В книге Александра Карского „52-й драгунский Нежинский полк“, которую я получила буквально на прошлой неделе, мы нашли информацию о награждении нашего Луки Чеботаря. То есть всё документально подтверждено.
Теперь началась следующая часть исследования. По некоторым неподтверждённым данным, некто Лука Чеботарь проживал в частном секторе на Шлюзе, в Советском районе Новосибирска. Эта информация дала повод подумать, что, наверное, мы можем найти потомков этого человека, разузнать, кем он был, действительно ли жил здесь, и передать им реплику его награды», — сообщила Татьяна Свиридова.
Самого оригинального креста у музейщиков не осталось. Он, как и многие другие находки со дна Обского моря, ушёл на чёрный рынок предметов старины. Всё, что выбрасывает на берег эта новосибирская Атлантида, принадлежит Бердску и бердчанам только с морально-этической точки зрения, но не с юридической. Большая часть артефактов старого Бердска проходит по ту сторону исторических открытий.
По словам Татьяны Свиридовой, в прошлом году был только один случай, когда найденный оклад иконы передали в современную Сретенскую церковь на территории Бердска нынешнего. Впрочем, эксперт считает, что полученная информация даже важнее утраченного предмета, а если дальнейшее исследование будет успешным, то оно поможет пролить ещё немного света на тёмную тему.
«Я считаю, что тема участия наших земляков в Русско-японской войне мало исследована. Крест Луки Чеботаря подключает нас к этой большой истории и даёт нам стимул, возможность сделать первый шаг к началу большого исследования. Я уверена, что тема не исследована не потому, что нет информации, а потому, что, видимо, пока не пришло время. А Лука Чеботарь как будто говорит нам, что, мол — пора, ребята, беритесь, исследуйте», — рассуждает сотрудница бердского музея.
Как оказалось, Чеботарей в Новосибирске очень много, это довольно распространённая фамилия. Всех, кто может передать в Бердский историко-художественный музей какие-либо ценные сведения о семье драгуна Луки Чеботаря, просят писать на электронную почту по адресу muz970@mail.ru. Также с сотрудниками музея можно связаться по номерам телефонов, указанным на официальном сайте.
#Город в лицах #Городская история #Общество #История #Армия #Розыск