Психологи и психотерапевты из Новосибирска оказывают бесплатную консультационную поддержку землякам-участникам СВО и их близким. Помощь доступна очно и онлайн — везде, где есть интернет или сотовая связь. За два года представители НП «Волонтёр.Сиб» успели поработать с несколькими сотнями бойцов и на основе этого опыта создают свою методику.
Тревога, страх, чувство вины выжившего, посттравматическое стрессовое расстройство, туманные планы на будущее — самые частые темы, с которыми работают добровольцы. СВО преподнесла сюрпризы даже тем психологам, которые взаимодействовали с «афганцами», «чеченцами» и другими участниками боевых действий. Опыт психологической работы с острым стрессом в мирной жизни применительно к новой ситуации становится неэффективным.
«Одна из специфических особенностей СВО — высокая реактивность информационного воздействия. Современный человек не может полностью отказаться от использования средств связи. И это усиливает вероятность ПТСР, потому что человек физически со спецоперации вернулся, но мысленно он всё ещё там. Он на связи с товарищами, он за них переживает.
Другая сторона медали — состояние психолога. Он не ожидал, что ему придётся работать в режиме „прямого эфира“ из окопа, а его клиент сейчас находится именно там. Психолог видит и слышит то, что там происходит, переживает травму наблюдателя. Опыт показал, что при таких вводных психолог может выгореть очень быстро. Возникла необходимость создавать методику, которая позволит работать в новых условиях», — рассказал учредитель некоммерческого партнёрства «Волонтёр.Сиб», врач-психотерапевт, председатель регионального отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Игорь Лях.
Проведённая в Новосибирске работа доказала, что люди, которых психологи заранее проинформировали о возможных реакциях и состояниях на поле боя, о приёмах самопомощи и помощи близкому, могут практически не страдать симптомами ПТСР.
«Особенность нашей методики — критичное отношение к самому акту психологической помощи. В момент острого стресса не нужен специалист, который будет ставить диагноз и говорить на профессиональном языке. Нужен „свой“ человек рядом, солдат из соседнего окопа, который скажет: „С тобой всё нормально. Просто вокруг ненормально. Тебя накрыло взрывом. Если будет тошнить — пойдём к врачу“. Этого достаточно. Часть диссоциативных расстройств фиксируется и фокусируется паникой и страхом окружающих. А дальше — не бывает шаблонных решений, есть живые люди, и помощь нужна каждый раз разная.
Наша методика позволяет не только работать с участниками СВО, но и заботиться о себе, не выгорать. Для этого добровольцы обязательно используют профессиональные инструменты, например, проводят специальные дебрифинги и супервизии», — отметил Игорь Лях.
Своим опытом добровольцы «Волонтёр.Сиба» делятся с коллегами из других городов.
Две трети клиентов, с которыми бесплатно работают 30 новосибирских психологов-волонтёров, — это мамы и жёны участников СВО. Они обращаются с жалобами на хроническую усталость, панические реакции, депрессивные расстройства, вспышки агрессии и переживания горя от утраты — произошедшей или возможной.
Сообщить, что вам или родному вам человеку нужна помощь, можно по телефону +7-913-009-13-31. Сайт: волонтерсиб.рф. Электронный адрес: volonter.sib@yandex.ru.