В Новосибирске прооперировали подростка с крайне необычным пороком сердца — уникальным вариантом синдрома «турецкой сабли». Процедуру провели хирурги центра Мешалкина. Чтобы исправить ошибку природы, они сформировали трубчатый протез из собственных тканей пациента.
Как рассказали в учреждении, поводом для обследования 17-летнего юноши стала его «беспричинная» усталость. Так у старшеклассника обнаружили врождённую сердечно-сосудистую аномалию из класса редчайших: на 100 000 детей приходится один случай.
Врачи поясняют, что в норме вся обогащённая кислородом кровь, отходящая от лёгких, должна попадать в левое предсердие. Но у этого пациента только часть лёгочных вен была анатомически связана с сердцем. Другая же сбрасывала кровь в обход него.
Обнаруженная у парня форма и вовсе оказалась уникальной. Из-за того что сердце испытывало недостаток кровотока, а правое лёгкое было значительно меньше нормы, организм вынужден был нарастить аномальную сеть дополнительных сосудов от аорты. Этот компенсаторный эффект и позволил пациенту дожить до его возраста без выраженных симптомов.
Теперь врачам нужно было отсечь аномально развившийся сосуд и пришить его в нормальную анатомическую позицию — к левому предсердию. Оставлять подростка в прежнем состоянии было нельзя: у него нарастала бы лёгочная гипертензия, а в перспективе — хроническая сердечная недостаточность.
Во время операции хирурги вывели для пересадки в левое предсердие конец аномально расположенного сосуда. Но выяснилось, что 3,5 сантиметров не хватает. Их нужно было нарастить. При этом вшивать синтетический протез врачам не хотелось: это бы резко увеличило риск образования тромбов.
«Команда приняла нестандартное решение: использовать ткани самого пациента. Взяли участок перикарда — “сердечной сумки” — и сформировали из него протез сосуда заранее рассчитанного диаметра, чтобы внутренний просвет в наполненном состоянии составлял 15 миллиметров», — сообщили в центре Мешалкина.
В клинике уточнили, что вся операция заняла два с половиной часа. Прошла она без осложнений. Сейчас пациент чувствует себя хорошо, ведёт активную жизнь, в том числе уже подтягивается на турнике. С 1 сентября приступил к учёбе в 11-м классе в обычном режиме.
Весной в центре Мешалкина спасли пенсионера с «электрическим штормом».