Программа льготной ипотеки на новостройки завершается в России 1 июля 2024 года. Как это повлияет на рынок недвижимости? Стоит ли ждать снижения цен? И разумно ли брать кредит на покупку жилья под 20% годовых, как предлагают сейчас банки? На эти и другие вопросы «Новосибирским новостям» ответил эксперт агентства недвижимости «Жилфонд» Александр Зверев.
— Прежде прогнозировали, что ипотечная ставка уменьшится и пока стоит подождать с покупкой жилья. Как видим, ситуация только ухудшается. Какие сейчас прогнозы по поводу приобретения недвижимости?
— Будет то, что будет. Поживём — увидим. То, что сворачиваются многие программы, ну и хорошо, что они сворачиваются. Хорош раскачивать стройку до безумия, цены разгонять до безобразия. Это всё-таки немного остудит рынок. Если вам нужно покупать и есть на это деньги, конечно, надо покупать. Найдётся масса способов это исполнить. Домик или квартиру — решать уже вам.
— Стоит ли сейчас влезать в ипотеку, пока льготная программа не перестали действовать?
— Если есть возможность воспользоваться льготой, то берите, пожалуйста.
— Чтобы все понимали, давайте сейчас обозначим, что же именно изменится с 1 июля.
— Скорее всего, поднимется первоначальный взнос. Процентная ставка на вторичку изменится в большую сторону. А вот что будет с ценами — вопрос.
— Раньше, насколько мне известно, можно было без денег приобрести ипотеку. То есть первый взнос оформлялся виртуально как дополнительное кредитование. Возможно ли сейчас произвести такие манипуляции?
— В принципе, возможно всё. Это, наверное, не вполне в правовом поле будет, но такая возможность пока существует — так называемое удорожание. Продукт в цене вырастает на 30%, после 1 июля это будет процентов на 60–70. Есть ли в этом целесообразность, сложно сказать.

— Как поведут себя строительные компании после 1 июля?
— Перспективных объектов становится гораздо меньше, строек закладывается меньше. Зато увеличивается спрос на рынке индивидуального жилищного строительства. И это здорово. Затеваются новые гигантские проекты, где будут вперемешечку и малоэтажечка, и индивидуальные жилые дома, и малоэтажные (таунхаусы), и прочее.
— Но это же не в черте города?
— Скажем, индивидуальное жильё — оно и должно быть на краю города. А такие вещи, как дорога, садики, школы, поликлиники, досуг, они приходят туда, к людям. Покой, а деньги те же самые, а то и меньше. Условно говоря, однокомнатная квартира в очень популярном «Европейском береге» стоит 7–8 миллионов. За 7–8 миллионов можно купить вполне нормальную избушечку — жить и наслаждаться.
— Мы живём всё-таки в Сибири, у нас долгие зимы, выпадает много снега. Это же нужно откидывать его!
— Да уже в любых посёлках есть службы, которые убирают снег, следят за коммуникациями. В СНТ, в ДНТ каких-нибудь недалёких, наверное, нет, а в коттеджных посёлках всегда есть. Там жить гораздо проще, чем в квартире. Там есть и дежурный слесарь, дежурный электрик, там есть тракторы, там есть управляющая компания, с которой можно спросить.
— Так всё-таки изменятся ли цены на жильё?
— Будет снижение спроса, и будет, наверное, теневой откат в цене, когда мы видим в рекламе стоимость одну, а реально рынок абсолютно другой.
А средний класс, средние, обычные домики и квартиры, дорожать не будет.
— Даже есть вариант, что подешевеет, наверное?
— Конечно.
— Выгоднее ли арендовать, чем покупать?
— Сложно сказать. Сегодня аренда хорошая, однокомнатная квартира в условном «Европейском береге», — тысяч, наверное, 45–50. Столько же вы будете платить и за ипотеку, а то, может, и чуть поменьше, но только за свою квартиру, а не за чужую. Всегда выгоднее иметь своё. Не в плане цифр, а в плане завтрашнего дня в первую очередь.

— В России очень высокий процент инфляции, поэтому сейчас для нас 40 тысяч — это весомая сумма, а через десять лет это будут сущие копейки.
— Да, здесь вы абсолютно правы. Возможно, как в переходе с советского времени на нынешнее, можно будет с одной получки кредит погасить. Но главное, что ипотека — это ваше, это не чужое, вы сами себе хозяин.
— У тех людей, которые закредитовались по ипотечной программе, не будет ли перерасчёта потом на какой-то стабильный процент?
— В договорах всё это прописано, закон обратной силы не имеет. Нет.
— За сколько договорился — так и будешь платить?
При этом у каждого банка есть свой срок экстренного закрытия договора.
— Ваши прогнозы — кому всё же оставят семейную ипотеку?
— Решается вопрос по количеству ребятишек, по их возрасту. Пока мы можем только умничать, какие-то версии выдвигать. Дождёмся, посмотрим, когда уже окончательный закон выйдет.
— Были ли случаи, когда семейную ипотеку брал отец-одиночка?
— Вопрос такой не раз задавался. Были у кого-то попытки, вот чем они закончились — мне неизвестно.
— Если есть материнский капитал, но денег на покупку жилья всё равно не хватает, можно ли приобрести квартиру?
— Любой банк берёт как первоначальный взнос материнский капитал.
— Возможно ли купить какое-либо жильё только на те деньги, которые предоставляет государство?
— Конечно, возможно. Вопрос, нужно ли вам такое жильё. Если говорим про город Новосибирск, то нет, конечно. Если километров на 300 от города отъехать, ещё и останутся. Как правило, это двухэтажный домик на четыре–восемь квартир. Там есть свет, вода. Есть даже какая-то работа. Небольшой посёлок.

— Если ребёнок родился в 2024 году, можно ли оформить семейную ипотеку хотя бы в этот, последний, месяц?
— Пока есть возможность, нужно не тянуть, а просто обращаться к специалистам, они помогут, всё сделают, скажут, что и как.
— Человек — это такое существо, которое привыкает абсолютно ко всему. И буквально через пять лет, думаю, ставки, которые сегодня кажутся заоблачными, покажутся уже приемлемыми.
— Эту ставку уже проходили, и всё было нормально — другого-то мы не знали. Когда всё только начиналось, само слово «ипотека» казалось матерным. Насколько припоминаю, там с процентов 16 стартовали, и никого это особо не пугало. Правда, там и суммы были другие. Сегодня вот эти 18–20% несут в себе... ну, не знаю. Сел просто, нажал на калькулятор: квартира стоит 7 миллионов. Вот за этот срок в 25 лет я отдам 21 миллион. И вот и думаешь — надо тебе, не надо.
— Насколько сейчас актуальны инвестиции в недвижимость? Есть ли, может быть, какая-то статистика?
— Сохранять деньги в бетоне — традиционная российская забава.
— А стоит ли людям при этом опасаться, что ситуация на рынке может сложиться не в их пользу? Допустим, они сейчас произведут вложения в недвижимость, заплатят для того, чтобы в дальнейшем вернуть себе эти деньги, да ещё и заработать, а цены застопорятся или начнут падать.
— Мы же говорим именно про инвестиции, инвестиции — это всегда риск. Хотите рискнуть? Почему нет — пожалуйста. Мы же в банк несём деньги под проценты. А если там что-нибудь обвалится? Мы рискуем. Здесь всё то же самое. Что будет завтра? Да мы не знаем, что будет. Как рынок отреагирует после 1 июля, ну, или в будущем вообще — мы тоже не знаем. Мы можем только посмотреть, условно, назад — что было ранее. Даже когда происходят какие-то провалы, то всё равно потихоньку это навёрстывается.

— Какая сейчас процентная ставка по сельской ипотеке?
— От 2,9%. Фантастическая ставка, конечно. К тому же расширяется зона покрытия, требования к объектам становятся более простыми.
— Этот вид ипотеки — только для строящихся домов или на готовые её также можно оформить?
— Пожалуйста, можно и на готовые, которым не более пяти лет.
#Интервью #Недвижимость #Дом в городе #Дом за городом #Городские финансы