Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: томские мушкетёры, бронешинель и царица полей

29 апреля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях студии побывал руководитель Музея Железнодорожного района Алексей Авдеев.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
15:20, 05 мая 2022

«Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Взгляд назад. Исторический календарь

25 апреля 1947 года в отделе по делам архитектуры Новосибирского горисполкома была организована архитектурно-планировочная мастерская. В 1951 году на её базе образована проектная контора «Горпроект». В 1957-м её преобразовали в институт по жилищному, гражданскому и коммунальному строительству «Новосибгражданпроект». Можно сказать, что проекты этого института и создали современный облик Новосибирска.

Перу архитекторов «Новосибгражданпроекта» принадлежат Толмачёвский аэровокзал, ГПНТБ, театр музкомедии, кинотеатры «Аврора», им. Маяковского, «Горизонт» и «Рассвет», а также ДК «Строитель». В «Новосибгражданпроекте» создали комплекс областной клинической больницы, хореографическое училище, профилакторий «Сибиряк» и логистический центр на Пашинском переезде. Институт спроектировал несколько жилмассивов: Затулинский, Гусинобродский, Ботанический и Волочаевский.

27 апреля 1931 года запущена первая автоматическая телефонная станция.

28 апреля 1921 года Сибирский революционный комитет принял постановление перевести все общесибирские государственные, партийные и хозяйственные учреждения из бывшей столицы белой России, ставки верховного правителя Колчака — города Омска — в город Ново-Николаевск. В наш город переезжает Сибревком со всеми его многочисленными отделами, Сибирское бюро ВКП(б), а также типография и редакция газеты «Советская Сибирь».

28 апреля 1982 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета о награждении Новосибирска орденом Ленина.

29 апреля 1898 года постановлением томского губернатора все домовладельцы в посёлке Ново-Николаевском обязывались приобрести таблички единого образца, сделать на них надписи с указанием улицы и номера дома и прикрепить их к дому.

29 апреля 1956 года на основании приказа Министерства культуры РСФСР создана Новосибирская государственная консерватория. С 1957 года она носит имя Михаила Ивановича Глинки.

NET_9426.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

30 апреля 1893 года для строительства железнодорожного моста через Обь близ устья Каменки прибыл первый отряд мостостроителей — квалифицированных рабочих, инженеров и техников, участвовавших в возведении Самаро-Златоустовской железной дороги. Как отмечается в сборнике «Новосибирск. 100 лет» под редакций академика Горюшкина, с открытием навигации мостостроители приплыли на судах «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». Там же сказано, что 1 мая 1893 года из Колывани в Кривощёково приехал конным обозом Григорий Моисеевич Будагов, главный инженер строительства железнодорожного моста.

30 апреля 1917 года Ново-Николаевский Комитет общественного порядка и безопасности передал власть городскому Народному собранию. По результатам выборов, большинство мест в собрании получили эсеры — 67, меньшинство, всего 7 — социал-демократы.

30 апреля 1966 года состоялась первая политическая маёвка в Новосибирском государственном университете.

1 мая разных лет интересен различными событиями театральной жизни нашего города.

Так, 1 мая 1905 года начало действовать сезонное предприятие — товарищество драматических артистов под управлением Макарова, о котором корреспондент центрального журнала писал: «Труппа публике нравится, сборы хорошие».

1 мая 1923 года открылся Дом культуры имени Дзержинского, созданный как клуб «Красный милиционер». С 2008-го по 2011 годы ДК предоставлял площадь молодому коллективу «Первый театр».

1 мая 1934 года начался первый сезон в областном театре кукол. Он был создан при театре юного зрителя как кукольный театр «Петрушка».


Однажды в Новосибирске. Мир, труд, май!

1 мая 1902 года революционно настроенные рабочие-железнодорожники и члены ново-николаевского социал-демократического кружка впервые тайно собрались в лесу на маёвку.

Это была тогда ещё недавняя традиция чтить память событий, которые произошли 1 мая 1886 года. Тогда социалисты, анархисты и коммунисты Соединённых Штатов Америки и Канады устроили массовые забастовки и демонстрации. Основными их требованиями был 8-часовой рабочий день и повышение зарплаты. Полиция стала разгонять демонстрации, были жертвы.

В 1889 году Парижский конгресс Второго интернационала в память о погибших во время массовых волнений в Чикаго объявил 1 мая Днём международной солидарности трудящихся.

Вообще, первая организационная встреча марксистского кружка в Ново-Николаевске, по некоторым сведениям, прошла в мае 1898 года. Тогда недалеко от здания железнодорожного депо собрались пятеро деповских рабочих и читали присланную марксистскую литературу.

А через четыре года, 1 мая 1902-го, революционеры тайно собрались небольшой группой на свою первую маёвку. Сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев считает, что это происходило в лесу между Первой и Второй Ельцовками. Собравшихся охраняли их дети, которые в это время рыбачили на Ельцовке. Они должны были предупреждать рабочих, если о появлении посторонних.

демонстрация 1.05.1933_.jpg
Демонстрация 1 мая 1933 года. Фото: Музей Новосибирска

Впрочем, по словам краеведа, с датой первой маёвки есть путаница. Даже сами революционеры в своих воспоминаниях часто называют 1903 год. Но, вероятно, они путают её уже со второй маёвкой, которая прошла через год на берегу Оби за стройкой военно-сухарного завода. Но с местом тоже не всё вполне ясно: кто-то говорит, что маёвка проходила в районе нынешней улицы Плановой, кто-то — что в районе площади Калинина. Впрочем, в любом случае, тогда это была уже самая окраина города.


Было — не было. Мушкетёр из Кривощёкова

Гость в студии «Городской волны» — руководитель Музея Железнодорожного района Новосибирска Алексей Авдеев.

Евгений Ларин: Сегодня мы будем говорить об Отечественной войне 1812 года. Если, дорогие радиослушатели, паззл у вас пока не складывается — Железнодорожный район, Новосибирск, 1812 год — то устраивайтесь поудобнее, сейчас будем всё расставлять по своим местам.

Начинать разговор о войне 1812 года хочется так: скажи-ка, дядя, ведь не даром... Кажется, всё, что мы знаем об этой войне, мы знаем из «Бородина» Лермонтова. Ну, ещё из «Войны и мира» Толстого — и то по хрестоматии.

Между тем в Музее Железнодорожного района работает не так давно открытая выставка «Слава русскому оружию», посвящённая 210-летию Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года.

A9XEXwdz77.jpg
Фото: Алексей Авдеев, Музей Железнодорожного района

И здесь сразу возникает вопрос: каким образом наш город связан с той войной — его в 1812 году ещё и в проекте не было. Разве что бюст Михаила Илларионовича Кутузова у Дома офицеров нас связывает с теми событиями. Нужны пояснения!

Алексей Авдеев: Помимо бюста нашего выдающегося полководца Кутузова, у нас есть улицы, посвящённые войне 1812 года. В частности, улица Бородинская и улица Дениса Давыдова. Они нас тоже относят к тем временам. А что касается нашего города, то пусть в 1812 году его и не существовало, но наш регион имеет отношение к войне 1812 года. На эту войну из Сибири отправился Томский пехотный полк.

Евгений Ларин: Из нашей Томской губернии!

Алексей Авдеев: Совершенно верно. Сперва этот полк назывался мушкетёрским, но не потому, что они ходили в шляпах и со шпагами и распевали песни. 

Мушкетёрским полком он назывался по виду вооружения, а вооружён он был мушкетами.

Евгений Ларин: У нас вообще любили мушкетёров. В Ново-Николаевске в начале XX века была пожарная каланча, на которой было написано: «Один за всех и все за одного». Вполне резонно, что томский полк был мушкетёрским!

Алексей Авдеев: Наши земляки из Томска отправились на войну и вернулись с победой. И есть легенда, что в селе Кривощёкове, которое мы считаем отправной точкой истории Ново-Николаевска, проживал Иван Кузнецов, который был участником войны 1812 года, героем Бородинского сражения. И по легенде, его, как героя, велено было встречать на родине барабанным боем.

Евгений Ларин: Возможно, он был такой не один?

Алексей Авдеев: До нас пока дошла информация только о Иване Кузнецове. Но сейчас идут активные раскопки на Умревинском остроге, они начались в 1998 году. За это время там были сделаны интересные открытия, был раскопан большой некрополь. Там был найден, в частности, скелет мужчины, в грудине у которого было обнаружено отверстие, которое чётко совпадает с ударом штыка начала XIX века. Есть предположение, что этот человек тоже был участником Наполеоновских войн. Он вернулся домой и пронёс через всю жизнь это штыковое ранение. 

IMG_9504.JPG
Алексей Авдеев. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

В прошлом сезоне археолог Андрей Павлович Бородовский в одном из погребений некрополя Умревинского острога нашёл ополченческий крест. Это специальный знак — он крепился на головной убор ополченцев, которые тоже участвовали в войне 1812 года. Правда, такой же знак имел хождение и в Первую мировую войну, так что с датировкой ещё нужно разбираться. Ну, а пока мы можем только предположить, что это был знак участника Наполеоновских войн.

Евгений Ларин: А про Ивана Кузнецова мы откуда знаем?

Алексей Авдеев: О нём даже писали в прессе того времени. Информация эта есть.

Евгений Ларин: Ну, вот теперь, когда с полным правом можем говорить о войне 1812 года как и о нашей войне тоже, давайте вспомним о ней. Мне кажется, мы вот сейчас крайне мало о ней знаем. Мы помним ещё о Великой Отечественной, почти ничего уже не помним о Первой мировой.   

Но вот Отечественная война 1812 года — это уже что-то запредельное. О ней мы судим только по классической литературе и кино.

И, судя по этим источникам, это было что-то вроде костюмированного бала. Все там себя чувствовали отлично, один только Андрей Болконский переживал под небом Аустерлица. Какой была та война?

Алексей Авдеев: Война, в каком бы веке она ни происходила, это всегда страшно. Это грязь, смерть, мучения и страдания. Война 1812 года не была исключением. Да, конечно, эту войну можно было бы назвать войной в кружевах — утончённые офицеры, говорящие на французском, как на родном языке, в красивых мундирах. Форма рядового состава выглядит не менее прекрасно. А ведь это была война, когда противники сходились друг с другом на расстоянии 30 метров — можно было посмотреть друг другу в глаза.

Евгений Ларин: А зачем так близко? Пуля дальше не летела?

Алексей Авдеев: Да, убойная сила у неё уже терялась. И они расстреливали друг друга на таком близком расстоянии, стоя в плотном строю. Какая у них должна была быть выдержка, чтобы просто не разбежаться, какой моральный дух! Понятно, что поддержанием морального духа занимались унтер-офицеры, которые находились тут же и зычным голосом кричали: «Держать строй! Сомкнуть ряды!». И, тем не менее, обменявшись двумя-тремя залпами из мушкетов, увидев, что слева и справа упали твои товарищи, кто замертво, а кто — корчась в страшных муках после ранения, они, выставив вперёд примкнутые штыки, под барабанный бой шли в атаку. Не бегом, а шагом, начинали медленно сходиться.

xs1Kkj_ASmOPiA0gtqq4jJT.jpg
Фото: Алексей Авдеев, Музей Железнодорожного района

Евгений Ларин: Да, мы такую атаку видели в кино, представляем, что обязательно звучит барабан, флейта играет...

Алексей Авдеев: Барабан и флейта служили для подачи определённых сигналов для каких-то военных действий, другой связи не было. Ту же функцию выполняли трубачи в кавалерии. Военные музыканты — барабанщики, горнисты — всегда имели яркую форму, которая отличалась от всех остальных, чтобы их было более заметно на поле боя.

Евгений Ларин: Чтобы первыми они и полегли! Оружия-то у них не было!

Алексей Авдеев: По крайней мере, холодное оружие у них было. Но к чести музыкантов нужно сказать, что есть ряд картин, на которых видно, как трубач лупит противника своим горном, взяв его как дубину. 

Музыканты были такими же бравыми рубаками, которые так же врывались в эту кучу-малу и побивали врага.

Евгений Ларин: Возможно, я рассуждаю как наивный школьник, но чего хотел Наполеон? Мы видим на рисунках карикатурных французов, уже, как правило, отступающих, в этих немыслимых обмотках. Их как-то даже жалко и всерьёз воспринимать не получается. А ведь у Наполеона были вполне серьёзные намерения: завоевать, подчинить Россию его империи. Зачем сюда шли французы?

Алексей Авдеев: Не верно говорить, что на нас напали только французы. В великой армии Наполеона, которая пришла в Россию, французов было около 60%. А остальную массу солдат и офицеров составляли представители ранее побеждённых Наполеоном армий — австрийцы, итальянцы, поляки, румыны. Кого там только не было! Кроме того, в Россию в поисках приключений отправились разного рода авантюристы, разбойники со всей Европы, которым представился шанс хорошо обогатиться, вторгнувшись в наши пределы. Охочих до богатой России нашлось очень много.

IMG_9558.JPG
Алексей Авдеев. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Почему войну 1812 года назвали Отечественной? Потому что на защиту поднялось всё Отечество. Врага прогоняла не только армия, активно включились и крестьяне.

Евгений Ларин: Хрестоматийный образ крестьянина с вилами!

Алексей Авдеев: Совершенно верно, с деревянными вилами и с топором. Был очень высокий моральный дух, всеобщий подъём. Все как один поднялись на защиту Отечества. Ведь кроме всего прочего шли разговоры о том, что у Наполеона есть намерение искоренить русскую православную веру и перекрестить Россию в католичество.

Евгений Ларин: Кем он себя возомнил?

Алексей Авдеев: Императором! Это очень сильно повлияло на всех русских людей, не только на крестьян. 

Как это они вдруг будут подчиняться Папе Римскому! Все как один поднялись, чтобы прогнать врага.

Евгений Ларин: Кстати, Отечественная война — это только 1812 год. Война продолжалась и дальше. но она уже не была Отечественной. Наши пошли дальше.

Алексей Авдеев: Да, следующий период уже называется заграничными походами русской армии. Русские, дав пинка французам у реки Березины, отправились в погоню за французской армией, прошли через всю Европу и закончили свой поход в Париже. 

Наш Томский полк отличился в битвах и под Смоленском, и в Бородинском сражении. 

В заграничных походах томичи тоже приняли участие, и в нескольких ключевых битвах они понесли большие потери. Потом полк отозвали для переформирования и в Париж наши земляки уже, к сожалению, не поспели. Война завершилась без них. Томского пехотного полка в Париже не было. Но это, конечно, не умаляет их заслуг.

Евгений Ларин: Возможно, известно, как именно отличились томичи? Какие у них были награды, знамёна?

Алексей Авдеев: Конечно, были герои, но это предмет для дальнейшего изучения. Мы изучаем историю Томского пехотного полка, и, конечно, найдём, всех героев поимённо и расскажем о них, но эти исследования только ещё предстоит сделать.

Евгений Ларин: Вот такая не особенно известная страничка истории нашей губернии! Но мы должны знать, как выглядели солдаты и офицеры Томского пехотного полка.

Алексей Авдеев: Типичный образ нижнего чина пехотного полка — это тёмно-зелёный мундир, цвета, который назывался еловым. Мундир с длинными фалдами, как у фрака, красные манжеты, красный воротник. Перекрестье белых ремней, которые мы часто видим у оловянных солдатиков.

0FUIeNTrPgh6iddqwsq1MugPux.jpg
Фото: Алексей Авдеев, Музей Железнодорожного района

Евгений Ларин: И в иллюстрациях к сказкам: шёл солдат со службы домой... И всегда он с этими белыми ремнями крест-накрест.

Алексей Авдеев: На одном из этих белых ремней висела патронная сумка, где лежали патроны. На другом белом ремне висел тесак — род короткой сабли. Тесак был у всех солдат, он был верным другом любого солдата, потому что тесак широкого применялся и в походе, и в бою. Им могли и колышки вырубить, чтобы палатку поставить, и хворосту нарубить для костра. И в рукопашном бою тесак тоже мог спасти жизнь солдату. На рукоятке тесака висела кисточка, которая называлась темляком, она была определённого цвета, по которому можно было определить принадлежность к полку.

Солдаты ходили в белых походных штанах из некрашеного льна. За спиной — кожаный ранец, к которому приторочена фляга-манерка. Она была достаточно большого объёма. Крышка фляги одновременно была и кружкой, как у термоса.

Кроме того, через плечо была переброшена шинель-скатка. Солдаты носили шинель всегда с собой, чтобы и под голову её положить, и лечь на неё и укрыться ею. «Солдатик, а сколько ж вам шинелей-то дают?» — «Одну». 

Плотно скатанная шинель была первым бронежилетом. Плотная ткань могла защитить тело солдата от проникающего удара штыка, и даже, говорили, могла остановить пулю на излёте.

Евгений Ларин: Тем более, что, как мы уже сказали, убойная сила пули под конец снижалась.

Алексей Авдеев: Голову солдата венчал высокий головной убор, — кивер. Это слово мы встречали в стихотворении «Бородино»:

«Кто кивер чистил, весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус».

Такая необычная форма кивера в виде высокого цилиндра была функционально оправдана. В XVIII веке головным убором солдата была треуголка, а основным врагом пехотинца на поле боя была кавалерия. Кавалерия наскакивала огромной смертоносной силой. Кавалеристы верхом на лошади, вооруженные саблями, наносят рубящие удары по плотному строю пехотинцев. И треуголка, конечно, плохо защищала голову пехотинца.

Евгений Ларин: Каску бы!

Алексей Авдеев: Каски то вводили, то отменяли. На смену треуголке пришёл кивер. Его делали из плотного картона или из кожи. Кивер был призван защитить голову пехотинца от рубящего удара.

Евгений Ларин: То есть сабля не пойдёт до черепушки?

Алексей Авдеев: Всадник летит с большой скоростью, и удар получается скользящим. Когда такой удар приходится по высокому головному убору, сабля немного соскальзывает. Конечно, всадник может до какой-то степени разрубить этот кивер, он может даже ранить солдата. Но у пехотинца появляется шанс выжить. В лазарете его подлатают — и через какое-то время он вновь вернётся в строй.

Киверы были приняты на вооружение практически во всех европейских армиях и просуществовали достаточно долго, практически до середины XIX века. Потом они уступили место другим головным уборам. Так что кивер также был функционально оправдан.

A1uxLGcgzH3HbrnJ00FhO8.jpg
Фото: Алексей Авдеев, Музей Железнодорожного района

Кивер был украшен красивыми белыми шнурами с кистями. Эти белые шнуры, так называемые рудименты (то есть остатки), ведут свою историю из глубины времён — от фитильного шнура. Когда ружья были ещё не кремниевые, а фитильные, мушкетёры, которые вооружались фитильными мушкетами, постоянно носили с собой зажжённый шнур, который потихонечку тлел. Этот шнур был очень длинный, и солдаты обматывали его вокруг головного убора. Потом нашлись ребята с эстетическим уклоном, которые начали вязать их этих фитильных шнуров какие-то узелочки, украшать свою военную форму. Идея понравилась, и когда появился новый головной убор — кивер — на нём появились белые шнуры, но уже, конечно, не фитильные. Это было просто украшение, дань памяти солдатам былых времён.

Венчало кивер высокое перо, которое называлось султаном. Вообще, это было не перо, это украшение делали из конского волоса. Султан устанавливали на кивер во время парада или генерального сражения, которое приравнивалось к параду. Офицеры выходили на генеральное сражение в парадной форме, солдаты тоже — насыщенными и блестящими.

Евгений Ларин: Всё-таки для красоты?

Алексей Авдеев: Ну, пусть так! На генеральное сражение на киверы устанавливали султаны, в повседневной форме его заменяла небольшая кокарда, которая называлась репеёк. Репеёк тоже был определённого цвета, по которому можно было определить, к какому полку принадлежит солдат. 

Всё было продумано, всё было функционально оправдано. Военное руководство никакими излишествами не увлекалось.

Евгений Ларин: Мы уже сказали, что война не была костюмированным балом, но форма была настолько красивая — хоть на бал!

Алексей Авдеев: Французы были одеты ещё более ярко, но они всё-таки были законодателями моды. Их военная форма была более изящной, чем русская. Посетители нашей выставки увидят контраст между русской и французской формой. Французская форма — синего цвета, этот оттенок даже получил название «французский синий». Чтобы одеть всю свою армию в мундиры синего цвета, Наполеон платил огромные деньги, закупая в Индии краску индиго. Сейчас индиго красят джинсы, хотя французский мундир всё же был более густого насыщенного цвета, на нашей выставке можно это увидеть. Один полк от другого или одну службу от другой отличали разные элементы мундира.

Отдельная история — кавалерия. За её стремительность кавалерию называли ужасом войны. Артиллерию называли богом войны. А пехота — царица полей.

Евгений Ларин: Мундиры, представленные у вас на выставке — конечно, не подлинные? Это реконструкции, реплики или как это правильно назвать? Откуда вы узнали, как выглядели все эти мундиры?

Алексей Авдеев: Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы все мундиры были подлинными, сохранившимися с начала XIX века, но, к сожалению, этим мы похвастаться не можем. Но надо отдать должное нашим партнёрам из реконструкторских клубов, коллекционерам, которые предоставили нам исторические реплики.

-b5Rp9NZE6IFmXqn-TYvEkxDGreIAa.jpg
Фото: Алексей Авдеев, Музей Железнодорожного района

Мундиры из своей коллекции нам предоставили Вадим Зевлевер — спасибо ему огромное!

За мундиром Томского пехотного полка мы ездили непосредственно в Томск, там связались с руководителем исторического реконструкторского клуба Константином Охотой, он нам предоставил комплект военной формы. Мы можем смело утверждать, что все комплекты формы выполнены правильно с исторической точки зрения, там нет ни синтетики, ни пластмассы. В XIX веке мы бы увидели ту же самую форму, она даже сшита иголками, а не швейной машиной. И мы ничуть не погрешим против истины, если скажем, что у нас на выставке представлена историческая форма.

Кроме формы и снаряжения, у нас есть и оружие, но оно, конечно, не настоящее — это макеты. Но тот, кто придёт на выставку, сможет взять в руки мушкет и удивиться, насколько он тяжёлый. 

Мушкет весил пять-семь килограммов, и можно на мгновенье представить, как управлялись солдаты с таким тяжёлым оружием.

 А со своим мушкетом они практически никогда не расставались. Действительно, богатыри — не вы.

Евгений Ларин: А вот, кстати, почему «богатыри — не вы». Или не мы?

Алексей Авдеев: Я размышлял над стихотворением Лермонтова. Там ведь юноша разговаривает со своим дядей, практически стариком, ветераном Бородинского сражения, артиллеристом, как мы понимаем. Когда происходит этот диалог, война уже изменилась. Скорее всего, это было эпоха Николая I, когда была большая кавказская война, на которой воевали с горцами, с черкесами, потом подавляли венгерское и польское восстания. Но это уже не было так масштабно и страшно. Страшная Крымская война была ещё впереди. Лермонтов её не застал. Крымская война с обороной Севастополя в какой-то степени превзошла Бородинское сражение, которое на тот момент было самой кровопролитной битвой XIX века.

Отечественная война 1812 года не забыта нашим обществом, как, например, Первая мировая война, которую практически забыли. Если бы не 100-летний юбилей, то про неё, наверное, и не вспомнили бы.

IMG_9604.JPG
Алексей Авдеев и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

И, несмотря на то, что в 1812 году носили красивую форму, под музыку ходили в атаку, это была страшная кровопролитная война. Она была скоротечная, управились практически за год. Но надо отдать должное нашим предкам, насколько героически и мужественно они сражались.

В 1812 году они спасли наше Отечество от врага, от разорения. Эта война по праву называется Отечественной. Мы не должны забывать подвиг наших предков, относиться к нему достойно.

Война 1812 года напоминает нам о том, что враги, которые приходят на нашу землю, уходят потом оборванными шаромыгами, ничего не добившись.

В 2022 году исполнилось 210 лет Отечественной войне, знаменательному событию нашей истории. Мы посчитали, что о нём стоит рассказать. На нашей выставке кроме формы, снаряжения и оружия, ещё представлена часть археологических находок из села Кривощёкова, среди которых есть, в частности, мундирные пуговицы с русских мундиров, что подтверждает нашу причастность к войне 1812 года. Всех приглашаем к нам на выставку на Вокзальную магистраль, 3 — выставка продолжит работу лишь до конца мая. 

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

S7 возобновляет прямые рейсы из Новосибирска в Астану и Алма-Ату

«Библионочь-2024» в Новосибирске: афиша самых интересных событий

Как делают огромные вентиляторы: репортаж с завода «ТАЙРА» в Новосибирске

С песней по жизни: Сибирский русский народный хор отмечает 80-летие

Улицу Ленина в Новосибирске не планируют перекрывать этим летом

Трёхтысячелетний пояс колесничего нашли археологи из Новосибирска

Испытания самолёта SJ-100 в СибНИА завершат к 2025 году

Для многодетных семей в Новосибирске закупили пожарные извещатели

Православный участок выделили на Заельцовском кладбище в Новосибирске

Электросамокаты Яндекса появились на улицах Новосибирска

На месте дилерского центра рядом с «Сибирским моллом» построят высотку

Показать ещё