Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: красный подарок, гендерный праздник и общее дело

23 февраля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал доктор исторических наук, главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский архив» Владислав Кокоулин. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
08:30, 28 февраля 2024

Взгляд назад. Исторический календарь

19 февраля 1911 года в связи с 50-летием отмены крепостного права на базарной площади Ново-Николаевска, ныне это площадь Ленина, состоялся молебен и парад воинских частей, полицейских отрядов и пожарных дружин.

20 февраля 1907 года Администрация Кабинета Его Императорского Величества объявила условия выкупа Ново-Николаевском городских земель площадью 3355 десятин, то есть немногим менее четырёх тысяч гектаров. Выкупная сумма составляла 600 тысяч рублей под 4% годовых. Вместе с процентами городу за 20 лет предстояло внести 764 тысячи рублей. В 1917 году город ещё оставался должен императору около 250 тысяч рублей, но платить уже стало некому.

21 февраля 1942 года постановлением правительства на базе строящегося завода тяжёлых и расточных станков был создан Новосибирский завод тяжёлых станков и гидропрессов — «Тяжстанкогидропресс». Первый гидравлический пресс ГУ-100 там выпустили весной 1943 года, а расточный станок А-8 — в июне 1944 года.

23 февраля 1942 года Новосибирский оловянный завод, строительство которого началось в 1940-м году, выдал 150 килограммов первого сибирского олова. Эта плавка положила начало производству металлического олова из отечественного сырья на Новосибирском оловянном заводе.

24 февраля 1957 года на улице Богдана Хмельницкого открыли Дворец культуры имени Горького, сцена которого стала третьей по значению концертной площадкой в Новосибирске. ДК спроектировали архитекторы Михайлов и Внуков. Это типичный образец клубного здания периода неоклассицизма 1950-х годов. На фронтоне ДК сохранился барельеф, в центре которого — медальон с профилем Максима Горького. А раньше фронтон украшали ещё и три скульптурные фигуры: «Право на труд» и «Право на образование» скульптора Меньшикова и «Право на отдых» Бурлаковой.

IMG_1314.jpg
ДК имени Горького. Фото: nsknews.info

25 февраля 1933 года открылась первая выставка изобразительного искусства Западно-Сибирского края. На краевой художественной выставке, которая в отсутствии в Новосибирске художественного музея проходила в помещении краеведческого музея, было представлено 500 произведений. Со дня открытия краевой выставки ведёт свою историю Новосибирская организация Союза художников.

 

Однажды в Новосибирске. Юбилей правящей династии

21 февраля 1913 года в Ново-Николаевске прошёл большой праздник с народными гуляньями, с оркестрами и развлечениями для детей и взрослых. В городе праздновали 300-летие Дома Романовых.

Городская управа разработала праздничную программу и выделила на празднование юбилея 925 рублей. Деньги пошли на украшение города, покупку юбилейных брошюр, пополнение учительской библиотеки, а также на устройство праздника семей нижних чинов и улучшение пищи заключённых в местной тюрьме. Кроме того, власти заказали художнику Шнейеру к празднику две картины: «Избрание на царство Михаила Фёдоровича, первого царя из Дома Романовых» и «Открытие первой Государственной Думы».

Названия в честь Дома Романовых присвоили городскому училищу на Андреевской площади и реальному училищу на Николаевском проспекте. Также было решено построить общественную богадельню на 25 человек и часовню во имя святителя Николая Чудотворца около Городского торгового корпуса. Но её возведение завершили только к концу 1914 года.

NET_9951.jpg
Восстановленная часовня во имя Николая Чудотворца. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Было — не было. Всенародный праздник

Гость в студии «Городской волны» — доктор исторических наук, главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский архив» Владислав Кокоулин.

Евгений Ларин: Дорогие друзья! Сегодня 23 февраля. А это значит, что сегодняшний выпуск у нас праздничный и мы, само собой, будем поздравлять с праздником. Но прежде мы, по традиции, будем разбираться, с каким праздником и кого поздравлять. А в качестве эпиграфа к нашей беседе сегодня — вы знаете, я люблю эпиграфы — хочу вспомнить один даже не короткий анекдот, а просто замечание, всего пара строк: настоящее одиночество мужчины — это 24 февраля покупать себе носки и пену для бритья.

Итак, праздник 23 Февраля — фактически ровесник новой эпохи, эпохи социалистических преобразований. Давайте начнём, как полагается, с начала: когда, при каких обстоятельствах и почему этот день появился — 23 Февраля?

Владислав Кокоулин: Самое поразительное — в том, что историки до сих пор не знают, когда точно появился этот праздник и почему. Это удивительно!

Официальная версия гласит, что праздник 23 февраля установили в ознаменование побед над кайзеровской Германией под Псковом, Нарвой и на нескольких других участках фронта. Но историки-то знают, что в феврале 1918 года никаких крупных побед Красной армии вообще не было. Она только-только была создана. И тут дата 23 февраля никак не подходит.

Есть другая версия. Красная армия была создана 15 января по старому стилю или 28 января 1918 года по новому стилю. Дата снова мимо. Но дату 23 февраля привязывают к началу крупного наступления германских войск на западном фронте и патриотическому подъёму в недавно созданной Красной армии.

Я изучал вопрос о том, как вообще появился этот праздник. Наиболее убедительная версия такова, что он появился не в 1918, а в 1919 году. Что произошло? А произошло следующее. Решили отметить годовщину создания Красной армии. Это решили сделать 11 февраля по новому стилю, в день создания Красного флота. Председатель высшей военной инспекции Подвойский написал докладную записку с просьбой отметить годовщину Красной армии. Но пока по бюрократическим законам записка циркулировала, она опоздала. И годовщину Красной армии решили совместить с Днём Красного подарка, который отмечали 17 февраля. Этот день организовали как благотворительную акцию по сбору подарков на фронт бойцам Красной армии.

Но, как выяснилось, 17 февраля приходится на понедельник, на рабочий день. Акцию решили единоразово перенести на 23 февраля 1919 года и тогда же отметить годовщину Красной армии. Но так получилось, что дата эта закрепилась у нас на 100 с лишним лет.

Евгений Ларин: Получается, что дата 23 февраля возникла случайно из благотворительного дня, который решили провести один раз?

Владислав Кокоулин: Да. И по бюрократическим причинам.

Официально праздник был установлен в 1922 году. День Красной армии было решено отмечать 23 февраля. При этом праздник не был всенародным, ведь были эксплуататоры и разные другие не трудовые слои населения. А это был праздник трудового народа — рабоче-крестьянской Красной армии. А в 1946 году праздник стал называться День Советской армии и военно-морского флота.

Евгений Ларин: С таким названием праздник существовал до конца Советского Союза.

Таким образом, первоначальный смысл праздника был совершенно прозрачным. Он был профессиональным, это был праздник военнослужащих — красноармейцев и краснофлотцев. И было безоговорочно понятно, кого мы поздравляем: тех, кто служит в армии.

Но вот в моём детстве — насчёт детского сада не скажу, не помню, но в младших классах уже точно девочки поздравляли мальчиков с 23 Февраля, с Днём Советской армии и военно-морского флота. Рисовали открытки, читали стихи на линейках. Это был конец 1980-х годов.

Когда у профессионального военного праздника возник гендерный подтекст? Как мы пришли к этому смыслу?

NET_5341.JPG
Владислав Кокоулин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Владислав Кокоулин: К этому смыслу мы пришли в хрущёвские времена, когда праздник начал претерпевать очередные трансформации. Понятно, что после Великой Отечественной войны престиж армии был очень высоким. Быть военным — это было почётно. Это была почётная обязанность. Но в хрущёвские времена постепенно это стало уходить.

Евгений Ларин: Престиж армии стал падать?

Владислав Кокоулин: Да. Во-первых, при Хрущёве началось сокращение армии. При Хрущёве стали транслировать идею, что армия — это нахлебники, которые сидят на шее у народа, что никакой большой войны сейчас уже не будет, и армия в таком объёме нам не нужна.

В советские времена армия ещё играла роль социального лифта. То есть можно было, пройдя службу в армии, деревенскому парню оказаться городским жителем: получить работу, общежитие и городскую прописку, а потом уже всё остальное. Позже это стало тоже уходить.

Черты Дня всех мужчин праздник стал приобретать в хрущёвские времена. Трансформация праздника происходила, во-первых, потому что борьба с империализмом уходила на второй план, а 23 февраля изначально был антиимпериалистический праздник, ведь Красная армия боролась с кайзеровской Германией. Созданная в 1918 году Красная армия так называлась до 1946 года. Но потом, поскольку эксплуататорские классы у нас исчезли, армия стала армией всего народа, ну а служили в армии, в основном, мужчины.

Во-вторых, сказалась близость 8 Марта. Этот праздник изначально тоже имел революционное содержание — борьбу женщин за свои права. Потеряв эту составляющую, он стал просто женским днём, народным праздником. Аналогично трансформировался и день 23 февраля. Календарная близость двух праздников привела к тому, что постепенно они стали Днём всех мужчин и Днём всех женщин.

Евгений Ларин: Произошло выравнивание смыслов и наступил баланс!

Владислав Кокоулин: Да. Таким образом, традиции сохранились, а окончательно мужской праздник трансформировался, конечно, в годы перестройки, когда Горбачев нанёс по Советской армии сокрушительный удар — разоружением и последующей дискредитацией армии, которая шла в 1990-е годы. Всё это привело к тому, что содержание Дня защитника Отечества вообще исчезло.

Евгений Ларин: Когда появилась это название — День защитника Отечества?

Владислав Кокоулин: В 2006 году. Самое интересное, что в 1995 году этот праздник у нас назывался по-другому. Он назывался «День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии — День защитников Отечества».

Евгений Ларин: День воинской славы?

Владислав Кокоулин: Да. А потом уже в 2006 году он официально стал просто Днём защитника Отечества

Евгений Ларин: А что написано в федеральном законе о том, чей это праздник?

Владислав Кокоулин: Там просто написано, что это День защитника Отечества. До 2001 года он даже не был выходным днём. То есть 8 марта был красным днём календаря, а 23 февраля был обычным рабочим днём.

NET_5354.JPG
Владислав Кокоулин и Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Таким образом, само название праздника получилось довольно-таки непрозрачным. Хотя, казалось бы, что тут такого? Все же понимают, что защитники Отечества — это люди в погонах и с оружием в руках. Очень интересная, конечно, получилась ситуация!

Давайте рассуждать. Вы довольно долгое время преподавали в военном училище. Были ли среди студентов девушки?

Владислав Кокоулин: Я преподавал на факультете повышения квалификации, и там, конечно, были офицеры и прапорщики не только мужчины, но и женщины. Курсанты у нас были только мужского пола, а на факультете повышения квалификации были женщины — офицеры и прапорщики. И их было относительно много, примерно 15-20%.

Евгений Ларин: И их, конечно, поздравляли с 23 Февраля, само собой, они же военные!

Владислав Кокоулин: Безусловно, да. В армии 23 Февраля всегда воспринимался как День защитника Отечества, день тех, кто защищает Родину, а это и мужчины, и женщины, разницы нет. Но женщин ещё дополнительно поздравляли с 8 Марта, с женским днём. У женщин-военных сразу два праздника.

Евгений Ларин: Таким образом, у нас получилось две версии праздника. Одна — официальная, которая предполагает поздравление людей в погонах и с оружием в руках, а это неважно, женщины или мужчины. А другая — народная версия праздника, с которым поздравляют просто всех мужчин без разбора.

И вот интересно, сколько в Российской армии женщин? Я нашёл данные за 2021 год. Тогда министр обороны Шойгу сказал, что в Российской армии 310 тысяч женщин. Но при этом около 40 тысяч — это непосредственно военнослужащие, а остальные 270 тысяч — это гражданский персонал, женщины, которые работают в армии на гражданских специальностях. То есть при численности военнослужащих в 2021 году около миллиона человек женщин там примерно 4%. Но ведь это только армия. А ежедневно, хотя бы в метро, мы видим женщин в погонах полиции. А ещё есть Росгвардия. Кто у нас ещё погоны носит?

Владислав Кокоулин: Разные федеральные силовые службы, таможня, судебные приставы.

Евгений Ларин: То есть мы поздравляем заведомо всех мужчин, предполагая, что они солдаты. Причём, начиная с детского сада, и заканчивая теми, кто не носил погоны даже на маскараде и не знает, какой стороной держать автомат, чтобы он стрелял, — всех мужчин и женщин в погонах. Или в погонах, но не в любых.

Владислав Кокоулин: В военных погонах.

Евгений Ларин: Но мы ещё назвали и полицию, и другие службы.

Владислав Кокоулин: Мы их вроде не поздравляем, но причисляем к защитникам Отечества.

Евгений Ларин: Но надо же быть последовательными! А те, кто работает в каких-нибудь НИИ на оборонку, они не защитники Отечества?

Владислав Кокоулин: Просто праздники у нас сейчас воспринимаются как День мужчин и День женщин. Вот, например, несколько лет назад я нашёл любопытные поздравительные открытки с 23 Февраля. На одной такой открытке мы видим кружку пива и раков, на другой — компьютер и мужскую рубашку с галстуком. Надпись на открытке: «Настоящему мужчине 23 февраля».

Евгений Ларин: Отлично. Куда делся День защитника Отечества?

Владислав Кокоулин: Он исчез. Он стал по сути Днём мужчин по аналогии с 8 Марта — Днём женщин.

Евгений Ларин: Мне кажется, что, по крайней мере, за последние два года эта ситуация как-то должна была измениться.

Владислав Кокоулин: Вообще эта ситуация начала меняться уже с 2000-х годов, когда после разрушительных 1990-х стали снова востребованы государственность, патриотизм, снова роль армии стала понятной и начала возрастать. Это отразилось и на том, что этот праздник не исчез из календаря, как это произошло со многими другими советскими праздниками в 1990, когда ломали всё советское.

1 Мая — День международной солидарности трудящихся — превратился в День весны и труда, интернациональное содержание из него ушло.

7 Ноября совсем исчез из календаря, остался только в воспоминаниях. Такая же судьба, казалось бы, была уготована и 23 Февраля, но сказалось то, что в начале 2000-х годов вновь вернулись государственность и патриотизм. И 23 Февраля вновь оказался в числе государственных праздников.

Евгений Ларин: А я считаю, что нужно поступать вот так: с 23 Февраля нужно поздравлять либо только военных — тех, кто имеет непосредственное отношение к армии, ветеранов, действующих военнослужащих, по крайней мере, военнообязанных, либо вообще всех. Я уверен — и сейчас приведём несколько ярких примеров, — что когда Отечество по-настоящему в опасности, то на его защиту становятся все, независимо от пола, возраста и профессии.

Уже практически ушли все те люди, которые были причастны к Великой Отечественной войне, но давайте вспомним, что 22 июня 1941 года в военкоматы пошли не только мужчины, но и женщины.

На карте Новосибирска масса имён героев Великой Отечественной войны, они — мужчины, но среди них есть, по крайней мере, одно женское имя — это имя Ольги Жилиной. Но ведь её пример — далеко не единственный, таких, как она, было не счесть.

Владислав Кокоулин: На карте нашего города появление этого имени вполне закономерно. Во-первых, она наша землячка, она из Колывани. Но можно привести и другие примеры женщин, которые были на войне, это было массовое явление: радистки, санитарки, разведчицы, снайперши, лётчицы. И это феномен не только Великой Отечественной войны. В Первую мировую войну женщины на фронте тоже проявляли героизм. Можно вспомнить знаменитую Марию Бочкарёву с её женским батальоном.

Евгений Ларин: Не так давно общественности было открыто имя Веры Ниловны Глушинской, участницы Первой мировой войны. Она наша, ново-николаевская, из Каменки. Глушинская дважды уходила на фронт сестрой милосердия, второй раз — излечившись после ранения.

Таких имён в общей массе, наверное, мало, потому что остальные не попали в историческую литературу и не стали широко известны.

Владислав Кокоулин: Всё дело в том, что историческая память отбирает, кого отметить на улицах города, кому поставить памятник. Но зачастую здесь случайные мотивы играют роль. Например, появляется новая улица на месте старой, где жил какой-то герой. Надо её назвать, и вот как раз подходящий момент назвать именем этого героя. Герой становится известным. Но ведь понятно, что если попросить любого школьника назвать героев Великой Отечественной войны, то он вспомнит Покрышкина — это 100%. Кто-то вспомнит Ватутина. Тот, кто живёт в том районе, вспомнит Ольгу Жилину, потому что если идти по этой улице, то там периодически встречаются небольшие плакаты, где написано о ней и о её героических действиях. У нас так получается с исторической памятью, что кого-то мы отмечаем, а кого-то — нет.

Но кого знают профессиональные историки? Если посмотреть в нашем архиве, то там можно найти имена многих женщин, которые уходили на фронт из нашего города. Если пойти на наш Монумент Славы и посмотреть фамилии тех, кто погиб, то там можно увидеть не только мужские фамилии, там много очень женских фамилий.

NET_7074.JPG
Монумент Славы. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: И ещё мы до сих пор — хотя их с каждым днём всё меньше — 9 мая на трибунах на параде можем увидеть пожилых женщин в военной форме и с орденами. Все они служили, и их было очень много. Но тем не менее существует представление об армии как о чисто мужской профессии.

Владислав Кокоулин: Женщины участвовали даже в войне 1812 года! И это были не только сёстры милосердия.

Действительно, до 18 века армия была исключительно мужским делом, если не брать в расчёт каких-нибудь амазонок. Воевали мужчины, у женщин другая была функция. В 19 веке, когда войны становятся всё более глобальными, захватывая разные сферы, они вовлекают в свою орбиту в том числе и женщин. А если мы возьмём 20 век, то и Первая мировая, и Вторая мировая войны касались всего общества. Это не просто две армии сражались на фронте, а остальные что-то делали в тылу — в войну были вовлечены все.

Евгений Ларин: Интересно ещё вот что. До того момента, как женщинам официально разрешили служить в армии, они, чтобы оказаться в войсках, выдавали себя за мужчин. Мы помним, например, фильм «Гусарская баллада». Феноменально! Мы с детского сада знаем, что у мальчиков игрушки — это оружие, а у девочек — куклы и посудка. А нет! Девочки идут на фронт и стреляют!

Владислав Кокоулин: Если говорить про игрушки, то у них тоже есть своя история. Как раз в хрущёвские времена военного типа игрушки для мальчиков стали очень непопулярными. Армия стала восприниматься как что-то излишнее, ненужное.

Евгений Ларин: А как же холодная война?

Владислав Кокоулин: Она, конечно, шла, но её обострение произошло при Брежневе. Во времена Хрущёва армия, которая победила в Великой Отечественной войне, становилась очень серьёзным внутриполитическим фактором. Можно вспомнить, как Жукова потихоньку задвигали при Хрущёве, перемещали его с высших постов так, что постепенно он ушёл с политической арены. Это же происходило и с другими военнослужащими. Для того, чтобы убрать военных с высших постов, Хрущёв начал кампанию по сокращению армии, уменьшению денежных довольствий и снижению престижа армии как таковой. Новыми героями становились космонавты, а в связи с целиной — хлеборобы. В почёте мирный труд. И игрушки соответственно меняются. Появляются игрушки, связанные с космонавтикой и с сельским хозяйством. Так велела эпоха. Произошло, может быть, не намеренное, но вытеснение армии на периферию, на второстепенную роль в жизни общества. Главное — это мирный труд.

Евгений Ларин: Но всё равно мы и мечи выстругивали из деревяшек, и луки делали. Я помню, мне в детстве как-то подарили автомат-трансформер, к которому можно прикрутить приклад или заменить короткое дуло длинным, даже сделать из него пистолет. Это была потрясающая вещь! Кроме того, он ещё и стрелял пластмассовыми пульками. То есть можно было передёрнуть затвор и выстрелить! Мальчики рождаются для войны...

Владислав Кокоулин:

Я хорошо помню своё детство. Когда были морозы минус 30, в школе отменяли занятия. И мы все вместе дружно шли куда-нибудь, строили крепости из снега, вооружались снежками и деревянными ружьями и сражались армия на армию. Для мальчишек это нормально. Это мужское занятие, которое заложено генетически. Это закладывалось тысячелетиями, мы от этого никуда не уйдём.

Евгений Ларин: Я, конечно, понимаю, что мы сейчас не сможем переломить стереотип сложившегося народного праздника, но давайте ещё поговорим о том, кто такие защитники Отечества.

Мы не перестанем возвращаться к примерам Великой Отечественной войны. И Новосибирск в популярной исторической литературе часто называют фронтовым городом, несмотря на то, что фронт был за тысячи километров от нашего города.

Владислав Кокоулин: Фронт — это ведь не только боевые действия. Это также обеспечение армии вооружением и боеприпасами, продовольствием. Армии нужно лечить раненых, возвращать их в строй и так далее. Это всё делали в тылу. А в годы Великой Отечественной войны тыл — это не только прифронтовые города, тыл — это вся страна. Новосибирск был в тылу ещё и русско-японского фронта, и германского фронта в Первую мировую войну.

Евгений Ларин: Удивительно то, что, находясь всегда в тылу, город Ново-Николаевск — Новосибирск играл далеко не последнюю роль в войнах.

Владислав Кокоулин: Да, и в Русско-японскую, и в Первую мировую войны. Здесь производили сухари, продовольствие. А в годы Великой Отечественной войны в Новосибирск эвакуировали заводы, а те заводы, которые здесь построили в 1930 годах, стали работать на оборону. Поэтому Новосибирск — это тоже военный город.

Новосибирску присвоили звание «Город трудовой доблести». Но здесь ещё и лечили раненых бойцов, здесь базировались госпитали. А медицинская служба тогда работала настолько эффективно, что примерно 70% раненых возвращали обратно в строй. Это очень хороший показатель.

NET_5460.JPG
Владислав Кокоулин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: И у станков, и в госпиталях работали женщины.

Владислав Кокоулин: Конечно. Подростки и женщины

Евгений Ларин: Более того, я с удивлением узнал, — хотя, казалось бы, это очевидно, можно было догадаться, — что когда мужчины в большинстве своём ушли на войну, женщины заступили, в том числе и на пожарную службу. А это служба, которая, наверное, ближе всего к военной. Женщины служили в пожарных частях! И подобных примеров — великое множество, их не перечесть.

Владислав Кокоулин: Действительно, с 23 Февраля нужно поздравлять всех. Но традиция сложилась так, что с 23 Февраля поздравляют мужчин, а с 8 Марта — женщин. Так, наверное, будет и дальше. Мы ничего не сможем сделать с тем, что эти праздники теряют своё первоначальное содержание. Военная составляющая больше уходит от 23 Февраля к 9 Мая.

Если говорить о том, как воспринимают праздник 23 Февраля современные школьники и студенты, то среди них проводили опросы, я тоже этим занимался. Было три вопроса, ответы на которые они должны были написать: какой праздник отмечается 23 февраля; с какими событиями связано появление этого праздника; каковы традиции празднования этого события.

В опросах участвовали школьники, курсанты военного училища и студенты вузов Новосибирска, среди них были и приезжие, в частности, из Казахстана. А в Казахстане тоже есть соответствующий праздник — День вооружённых сил, но он отмечается 7 мая. Поэтому они вообще не знают, что за праздник отмечают в России 23 февраля. Они, как правило, ставили прочерк или писали «День вооружённых сил» по аналогии с праздником в Казахстане.

Ответы на вопрос о том, с какими событиями связано появление этого праздника, довольно интересны. Школьники писали: «с победой в войне», «что-то связанное с Великой Отечественной войной», «какая-то битва, сражение», «был сделан праздником во время СССР, годовщина чего-то», «победа в Первой мировой войне». Называли и афганскую войну, а один ответ был совсем курьёзный: «Возможно, в связи с победой в войне 1812 года». То есть у современных школьников и студентов есть чёткое представление, что этот день связан с какими-то военными событиями, а с какими точно, они уже не знают.

Евгений Ларин: Но, как мы с вами выяснили, этого точно не знают и профессиональные историки.

Владислав Кокоулин: Если говорить о традициях празднования 23 Февраля, то среди ответов были такие: «Мы никак не отмечаем, у нас в семье нет военных». Другие писали: «Мы дарим мужчинам подарки», «Дарим подарки защитникам Отечества». То есть представления о том, что нужно делать в этот праздник, с чем он связан, у школьников довольно размыты: праздник связан с чем-то военным, а дарить подарки надо мужчинам.

Евгений Ларин: Я, когда готовился к этому выпуску, кое-что почитал. В различных статьях на тему 23 Февраля, которые можно найти в интернете, журналисты, как правило, сначала излагают различные версии происхождения праздника, а потом пишут о том, что современная традиция предполагает в этот день поздравлять всех мужчин. Кто-то вспоминает про женщин-военнослужащих, а заканчиваются статьи нередко рекомендуемым списком подарков для мужчин — для тех, кто самостоятельно не может придумать, что подарить. Читать такие списки, конечно, довольно смешно, особенно если держать в голове, что всё это предлагается дарить на День защитника Отечества. Конечно, какой же солдат без носков с принтом супергероев из комиксов, антистрессового кота-танкиста и тапочек с подсветкой!

Владислав Кокоулин: Это журналисты пишут, но давайте откроем школьные учебники и посмотрим, что пишут там. Если мы заглянем в учебники 1990-х годов, то там этого праздника вообще нет. В одном учебнике даже написано, что Красную армию создали в мае-июне 1918 года в связи с выступлением чехословацкого корпуса и началом Гражданской войны.

В учебниках 2000-х годов 23 Февраля стали упоминать, но в очень странных контекстах. Иногда его связывали с событиями Брестского мира и первых преобразований советской власти, иногда он уходит в Гражданскую войну. Там, правда, называют 23 февраля 1918 года, ну а Гражданская война началась вроде в мае.

Поэтому в учебниках эта ситуация до сих пор не прояснена, отсюда и размытые представления. То есть у тех, кто учился в школе в 1990-х — в начале 2000-х годов, нет чёткого представления, что это за праздник и с чем он связан. Если человек захочет открыть учебник и почитать, он там не узнает ровным счётом ничего.

Евгений Ларин: Ну что ж, давайте будем возвращаться к нашему празднику. День защитника Отечества— это всё-таки государственный праздник и красный день календаря. И мы поздравляем с этим праздником всех, кто действительно причастен к тому, чтобы наше Отечество было в безопасности — мужчин, женщин, военных, учёных, рабочих. Все, кто делает что-то на благо нашего Отечества, достойны того, чтобы мы поздравляли их с этим праздником.

Владислав Кокоулин: Как говорят в армии, поздравляем всех причастных!

Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.

Что происходит

Пешеходный мост у «Звёздной» планируют отремонтировать к середине лета

Разгоняющий молекулы в СКИФе скоростной велосипед появится на ВДНХ

Ускорить реакцию мэрии на жалобы в соцсетях намерен Максим Кудрявцев

Музей старинного села откроют в левобережье Новосибирска

Поликлиника на колёсах: 480 компаний пройдут выездную диспансеризацию

Новый мэр Кудрявцев де-факто останется работать в команде правительства

Память Квашнина хотят увековечить на здании полпредства в Новосибирске

Зарплаты новосибирских бюджетников проиндексируют — губернатор Травников

Более 300 работников строят четвёртый мост в Новосибирске

Стали известны участки ремонта теплосетей в Новосибирске: смотрим карту

300 мусоровозов выйдут на работу в Новосибирске в майские праздники

Показать ещё