Контракты, которые заключила с поставщиками муниципальная аптечная сеть в 2016 году, позволяют обеспечивать горожан самыми востребованными, популярными и жизненно важными препаратами, но не более того. Новосибирцы заметили, что привычный широчайший ассортимент там в этом году стал заметно уже. Причина тому – новые правила игры на фармацевтическом рынке.
Значительные изменения правил закупки лекарств для государственных нужд произошли в минувшем году благодаря 44-му федеральному закону.
Они и заставили муниципальное предприятие, которое в известной степени находится на «особом положении», вступить в неравный бой с коммерческими частными аптеками - их законодательное новшество не коснулось, рассказал директор Новосибирской аптечной сети Владимир Машанов на пресс-конференции в «Комсомолке» 30 марта.
Машанов пояснил, что федеральный закон, о котором идет речь, уже давно действует в сфере госзакупок. В соответствии с ним работает и муниципальная аптечная сеть – в хозяйственной части и приобретении необходимого оборудования. Но теперь закон стал регулировать и приобретение лекарственных препаратов, и для государственных и муниципальных предприятий фармацевтического рынка многое изменилось. И не в лучшую сторону.
Фото Павла Комарова
«Все розничные аптечные сети покупают препараты на оптовом рынке. Закон теперь требует, чтобы мы приобретали лекарства только по международным непатентованным наименованиям, то есть, например, только Дротаверин, а не Но-шпу, потому что Но-шпа – это торговое название, хотя действующее вещество в них одно. А у одного непатентованного наименования может быть до 20-ти торговых – в разных ценовых категориях. Таким образом, ассортимент аптеки сокращается», – поясняет Владимир Машанов.
Неприятная ситуация очевидна. Покупатель в аптеке всегда должен иметь выбор между, условно говоря, копеечным Дротаверином и более дорогой Но-шпой. Пациент, нацеленный на сегмент подороже, лишенный такого выбора, уйдет за покупкой в соседнюю аптеку. Аптека же, не способная полностью обеспечить потребительский спрос, неизбежно теряет товарооборот.
«Раньше Новосибирская аптечная сеть могла оперативно реагировать на потребительский спрос, в ежедневном режиме приобретая нужные препараты. Сейчас мы лишены этой возможности. Ведь закон обязывает держать аукцион открытым в течение 45 дней, а поставщики не соглашаются фиксировать цены и обеспечивать поставку на такой период», – констатирует директор Новосибирской аптечной сети.
«Поэтому сейчас мы вынуждены работать только с теми, кто в конце 2016 года согласился зафиксировать цены и объемы поставок на год вперед. Мы подготовились к ситуации, зная, что с ней придется столкнуться, и заключили с поставщиками 14 таких договоров, но их срок истекает 31 декабря», – добавляет он.
Фото Павла Комарова
Время выиграть удалось. Если небольшая пауза, чтобы принять решение, как вернуть муниципальной аптечной сети, которая, сегодня одна из немногих в нашей стране, социальную и экономическую форму. Варианты решения, говорит Машанов, прорабатываются.
Параллельно Новосибирская аптечная сеть строит планы по дальнейшему развитию. Известны места, где появятся новые аптеки и филиалы социальных цен. Будут развиваться и другие проекты – направление медицинской деятельности, например, доступной офтальмологической помощи, дисконтные программы для пенсионеров и ветеранов.