Ноющая, острая, тупая, пульсирующая, давящая, стреляющая, сверлящая, громоподобная — не счесть прилагательных, которыми описывают головную боль. Невролог центра семейной медицины «Здравица» Вера Поддубнякова собрала коллекцию эпитетов и характеристик, чтобы составить точный портрет состояния, отравляющего жизнь пациентов. Почему лучшее средство от него не гильотина, а дневник наблюдения, до какого момента терпеть боль, зачем её лечат антидепрессантами и ботулотоксином и можно ли попрощаться с ней навсегда — узнали «Новосибирские новости».
— Вера Александровна, один из первых вопросов, который обычно задаёт доктор вашей специальности: «Как часто у вас болит голова?» А почему?
— Это самая распространённая жалоба, с которой приходят к неврологу. По статистике четверть пациентов страдает головной болью. Кто-то с ней смирился, кто-то хочет успокоиться, а кто-то — бороться. И это возможно.
— Как отличить: нужно при таком состоянии немедленно к врачу или можно визит отложить и прийти в плановом порядке?
— Обращаться срочно нужно, если какая-то особенная боль возникла впервые в жизни. Если голова заболела как никогда раньше. Внезапная, громоподобная, резкая, очень сильная головная боль — это повод вызвать «скорую». Но это крайне редкая ситуация на самом деле.
Если вы выпиваете обезболивающее чаще, чем раз в неделю, — это повод прийти к врачу. Стоит побывать у невролога, если вы не знаете, что за головная боль у вас, не подбирали препараты, ни разу не обсуждали проблему с доктором.
— Про диагнозы: слышала, целых семь видов головной боли выделяют специалисты.
— На самом деле мы делим эти состояния на две группы. Первичная — головная боль сама по себе. Это подавляющее большинство случаев, примерно 95%. Она не связана с каким-то патологическим процессом. Не подразумевает опухоль, инсульт, проблемы с сосудами и позвоночником. Здесь есть несколько видов, и самые частые — головная боль напряжения и мигрень.
Есть боль вторичная, которая является следствием чего-то. Лишь около 5% случаев связаны с повышением давления, менингитами, энцефалитами, вирусными заболеваниями, травмами. Но это серьёзные проблемы, пациенты их боятся, сразу отправляются на МРТ. И тут бы успокоиться, получив результаты, но медицинская терминология специфическая. И человек, прочитав, к примеру, слово, «гидроцефалия» и погуглив, что это, приходит к врачу в состоянии паники. А на самом деле — ничего страшного!
Вторичная головная боль — это, например, боль при интоксикации (допустим, при ковиде), которая держится иногда по нескольку суток. Здесь у каждого доктора свои наработки. Я лично провожу дезинтоксикацию, чтобы её снять. Исхожу из того, что из-за распада вируса повышается уровень аммиака в организме. Плюс назначаю препараты для улучшения работы печени.
— Я удивлена. А как же старый добрый «Цитрамон» или «Пенталгин»? Как специалист какое обезболивающее вы считаете лучшим при головной боли?
— Есть смысл сначала определить, не связана ли она с повышением артериального давления. Если это так, то нестероидные противовоспалительные препараты могут ещё больше повысить давление, и хорошего эффекта не получится. Такое случается нечасто, но это надо иметь в виду при «самолечении».
Если голова болит раз в месяц и человеку помогает «Цитрамон», ничего страшного. Комбинированные средства сильнее действуют и быстрее облегчают состояние, но могут вызывать зависимость. Она будет усугублять головную боль. Иногда приходят пациенты и говорят: «Я выпиваю таблетку, которую пью всегда, а становится только хуже». Здесь мы уже подозреваем лекарственно индуцированную головную боль.
Когда только начинаем начинаем разбираться с головной болью и находить её причины, я рекомендую пить препараты, которые содержат что-то одно. Например, «Нурофен», «Ибупрофен», «Парацетамол».
— Как-то лечится зависимость от многокомпонентных анальгетиков?
— Её непросто лечить. Ставим капельницу с гормонами и сразу же назначаем антидепрессанты, чтобы отрубить боли от препарата, на который есть зависимость. И отменяем его. И человек должен пережить эту отмену.
А сама терапия, которую мы подберём индивидуально, разобравшись с причинами, может включать антидепрессанты, антиконвульсанты, разные группы препаратов. Когда речь идёт о головной боли напряжения или мигрени, довольно часто (в большинстве случаев) эффективно лечить её инъекциями ботулотоксина в мышцы лица, черепа, плеч. У нас в «Здравице» есть такой успешный опыт, занимается этим наш невролог Марина Александровна Первунинская.
— При лечении головной боли с помощью ботулотоксина, наверное, ещё приятный побочный эффект в виде пропавших морщинок?
— Такое отмечают, но не всегда. Для лечения головной боли используются большие дозировки ботулотоксина, чем в косметологии. И уколы делают в определённые точки с максимальным мышечным напряжением. Они находятся на лбу, на висках, шее, затылке, трапеции, жевательных мышцах. Этот способ даёт хороший и длительный эффект как при мигренях, так и при головной боли напряжения.
— Я знаю, что вы вместе с пациентами ищете и находите триггеры головной боли — спусковой крючок, запускающий реакцию. Его есть смысл искать только для головной боли напряжения или для мигрени тоже? Как вы это делаете?
— У мигрени, как и у головной боли напряжения, тоже существуют триггеры, но при лечении иногда эффективнее использовать другие препараты.
Поиск мы начинаем с ведения дневника головной боли. Я своим пациентам выдаю готовый дневник на восемь приступов. Человек ставит галочки, выбирает из списка прилагательные, которые её характеризуют, обозначает дату, длительность, силу, локализацию, выраженность тошноты, светобоязни, усугубляется ли боль при нагрузке, и отмечает триггеры, с которыми сталкивался в этот день и накануне.
— Знакома с головной болью, связанной с конфликтными ситуациями. А какие ещё триггеры вы встречали?
— Психоэмоциональная нагрузка — это действительно распространённый триггер. Также им может стать работа в душном помещении, громкая музыка, поход в кинотеатр. У меня одна пациентка при ведении дневника головной боли поняла, что она всегда начинается после бани. Когда триггер нашли, всё просто: заменяем ту же баню чем-то другим приятным или снижаем температуру в парилке — и прощаемся с головной болью. Таблетки и не нужны.
— Что ещё может быть триггером?
— Голод, продукты питания. Например, человек сел на диету, начал употреблять продукты с сахарозаменителем, и приступы головной боли участились. В литературе описано, что у некоторых людей триггером могут стать сыр и шоколад, солёные и маринованные продукты, кофе. Распространённый триггер — алкогольные напитки. Иногда человек знает, что ему нельзя пить красное вино, а коньяк можно. Или наоборот.
При головной боли напряжения главный триггер — это напряжение: глаз, эмоциональное, умственное, физическое напряжение, мышечное. Например, длительная статичная поза, плюс эмоциональная нагрузка, плюс работа за компьютером. А бывает, что подсело зрение, и, подобрав новые очки, линзы, человек уже частично избавляется от головной боли.
Её могут запустить яркий и неприятный свет, запах дыма, парфюма, краски, клубы, концерты, плохой сон или, наоборот, слишком продолжительный. Это актуально для склонных к мигреням людей, которые пытаются отоспаться в выходные. В этом случае рекомендую вставать максимум на час позже, чем в будни. В списке провокаторов также ночные смены, перелёты со сменой часового пояса, обезвоживание, жара, физическая нагрузка и усталость.
— Насколько реально сократить приступы головной боли, если найден триггер?
— У женщин головная боль может быть связана с менструальным циклом. И это случай, когда её убрать сложно. Реальная ситуация: было десять приступов в месяц, определили триггер, его устранили и дошли до одного-единственного, связанного с менструальным циклом. И к этому единственному приступу подобрали препараты, которые помогают сразу. Это хороший результат.
А есть пациенты, которые так боятся её приступов, что анальгетики пьют превентивно на ночь. На всякий случай. И в этой ситуации необходимо срочно обратиться к неврологу.
— Знаю, что некоторые люди головную боль терпят. Нужно ли это делать?
— Я против того, чтобы терпеть, но и стремление по любому поводу пить таблетки не поддержу. Когда начинается головная боль напряжения или мигрень, есть шанс в самом начале приступ заметить и снять. Расслабить мышцы шеи, сделать массаж головы, гимнастику, провести медитацию, прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону. То есть расслабить сознание, отдохнуть, и, возможно, приступ не развернётся.
— Как понять, что вот он, этот момент, когда ты ещё можешь что-то сделать?
— Нужно учиться наблюдать за собой. Подмечать, что, к примеру, в прошлый раз перед приступом начались зевота и скованность (или что-то своё, специфическое для каждого человека). И вот они начинаются снова. Может быть, стоит уйти в другую комнату и провести релаксацию. Или прогуляться. Ведение дневника учит наблюдать за собой.
При головной боли напряжения, триггером которой является эмоциональное состояние, эффективны когнитивно-поведенческая терапия и работа с психотерапевтом. Человек проводит ревизию мыслей и установок и разбирается, на что реагирует. Но иногда встречаются люди, которые не могут распознать свои эмоции. Не могут понять, что испытывают: тревогу, грусть, обиду, тоску, чувство одиночества. Это называется алекситимия. Тут эмоциональный триггер найти не получится, нужны будут другие методы, совместное ведение пациента с психотерапевтом.