В прошлом году исполнилось 110 лет с начала строительства одного из самых известных зданий Новосибирска — Городского торгового корпуса, а ныне краеведческого музея. Его архитектор Андрей Крячков за короткий срок спроектировал ещё десятки других домов в сибирских городах, все эти здания — настоящие жемчужины, которые многие уже как будто не замечают. Вот мы и прогулялись с главным архитектором города Александром Ложкиным по центру Новосибирска, чтобы посмотреть на привычные здания глазами специалиста.
— Чтобы увидеть наследие Крячкова, нужно прийти сюда, в сквер Крячкова, и посмотреть по сторонам. Давайте начнём со Стоквартирного дома, всё-таки жилых домов не так много было у Крячкова, насколько я знаю. Почему этот дом считается у архитекторов шедевром?
— Крячков — большой мастер, который мог работать в разных стилях и при этом оставался абсолютно узнаваемым. Здание Стоквартирного дома начиналось как постконструктивистское — вместе с архитектором Масленниковым они его рисовали. В этом здании была отражена вся мощь этой эпохи — конца 30-х годов, когда архитектурная стилистика очень изменилась. И то, что именно Крячков получил за это здание Гран-при Всемирной выставки 1937 года, это, естественно, очень высокая оценка его творчества.
— Насколько я знаю, некоторые критиковали это здание за излишнюю эклектичность.
— В каждую следующую эпоху критикуют архитектуру предыдущей эпохи. Сам Крячков, например, очень язвительно проходился по конструктивизму, притом что у него самого есть несколько зданий, построенных в конструктивистской стилистике.
Вообще это очень тонкая проработка тектоники фасадов, ритм этих зданий, элементы, капители тщательно проработаны. Крячков умудрялся иногда синтезировать совершенно несмешиваемые стили. Мы видим в этом здании египетские колонны — совершенно неожиданно.
— Крайисполком тоже творение Крячкова?
— Да, это здание абсолютно авангардное, СССР был тогда в авангарде мировой архитектуры. И Крячков строит совершенно неожиданное здание вместе с замечательными архитекторами-конструктивистами Гордеевым, Тургеневым и Никитиным. В этом здании, например, появился первый в Новосибирске лифт. А это было большое административное здание, в нём, например, находится жилой подъезд. Здесь жили сотрудники крайисполкома, ну а потом, когда был построен Стоквартирный дом, их уже переселили в новое здание, а эта часть стала административной.
— Вы говорили, что здание нынешнего художественного музея — самое любимое творение самого Крячкова.
— Ну да, по воспоминаниям внучки Крячкова, дедушка называл это здание своим любимым. Это здание очень характерно именно для крячковской архитектуры, потому что мы видим и египетские обелиски — такая вот любимая тема, египетская, у него прослеживается. Само здание небольшое, очень простое — но монументальное.
— А вот сверху скульптуры, которые не сразу замечаешь, когда мимо проходишь.
— Наверху — скульптуры Надольского, рабочий и крестьянин. Интересен герб — как вы видите, в гербе СССР всего несколько ленточек, это первый герб страны, когда была ещё Закавказская республика, потому что число лент обозначало число республик в составе Советского Союза.
— И рядом поддерживает ансамбль ещё одно здание, тоже по проекту Крячкова?
— Это здание, наверное, первое, которое Крячков спроектировал ещё для Ново-Николаевска.
Первоначально оно было ниже. Нижние два этажа — как раз крячковская архитектура, в том числе можно видеть, что одним из крыльев была домовая церковь.
— Там даже окна угадываются в церковной стилистике. Такое ощущение, что в те времена повально надстраивали здания, в том числе и крячковские.
— Новосибирск рос очень быстро, в 10-х годах здесь строятся двухэтажные здания, они выглядят небоскрёбами на фоне одноэтажных избушек, а в 30-е годы уже принимается постановление о необходимости надстройки всех зданий до пяти этажей.
— С точки зрения архитектуры, «снимает» ли это звание шедевра со здания — когда его так меняют?
— Любой объект живёт, претерпевает изменения в процессе своей жизни, и вот в таком, изменённом, виде это здание всё равно оставляет очень мощное ощущение.
— А это, пожалуй, одно из самых известных зданий в Новосибирске работы Крячкова. Ныне — краеведческий музей.
— И одно из первых зданий, которые он построил. В первом этаже здания находились магазины, купеческие лавки, а на втором этаже были Городская дума, городская управа, отделение казначейства, отделение государственного банка и большой зал для городских собраний.
— Многофункциональное здание тех времён.
— Да, оно стояло посреди ярмарочной площади, и в центре была арка для проезда — конные повозки могли проезжать прямо в центральной части этого здания.
— Крячков, мне кажется, интересно работал с кирпичом — стоит посмотреть на его кирпичные здания, сразу понятно, что это Крячков.
— Крячков вообще очень интересно, умело работал с разными фактурами материалов, с различными штукатурками, кирпичом.
Здесь действительно есть интересные элементы — шары, перепоясанные лентой, пожарная каланча, которую восстановили сравнительно недавно. То, что мы видим сверху, мачта — это не крест, это именно мачта, на которую в случае пожара поднимали чёрный шар.
— Якобы прямо здесь, об этом свидетельствует табличка на торце, провозгласили советскую власть. Это неправда?
— Это неправда, советскую власть здесь не провозглашали. Она была провозглашена в другом здании, ныне снесённом — на углу Горького и Красного проспекта.
Позади нас — здание Сибкрайсоюза, которое, как и другие здания, Крячков строил, когда Новосибирск стал центром Сибирского края.
Это здание интересно тем, что это переходный стиль — от модерна к конструктивизму. Ещё можно проследить там элементы модерна, но уже конструктивистская простота ощущается. В нём, кстати, очень интересные интерьеры, сохранились подлинные интерьеры Крячкова. И это здание вместе со зданием Госбанка формирует новую площадь на месте Ярмарочной площади.
И очень интересное по объёмам, по пластике и по цвету здание — это здание всегда было красным, никогда не меняло свой цвет. Такая необычная окраска сохраняется до сей поры.
— Сейчас очень много в книжных магазинах литературы о том, как понимать искусство, как правильно смотреть на картины — но ни одной книжки не нашёл о том, как понимать архитектуру простому человеку, не связанному с ней. Каков ваш совет — чтобы оценить, насколько это здание шедевр и насколько оно стоит внимания — как его смотреть, как его разглядывать?
— Внимательно! (смеётся.) На самом деле, архитектура либо трогает вас, либо не трогает. Понятно, что можно не ходить в музей, не слушать музыку, не смотреть фильмы, но с архитектурой сложнее — она в любом случае вас сопровождает.
Можно любить то, что вам нравится, и нейтрально относиться к тому, что вас не задевает.
Полную запись интервью смотрите на видео:
Материал впервые был опубликован на сайте «Новосибирские новости» 3 июня 2019 года.
#Архитектура #История #Городская история #Дом в городе #Наш Новосибирск