На экспериментальной базе, расположенной рядом с новосибирским Академгородком, живут несколько сотен лисиц — чёрно-бурых и рыжих. Часть из них лояльны к человеку, а часть, наоборот, очень недоверчивы. И те и другие выведены путём селекции для научных исследований. Как эти пушистые животные, которых во всём мире знают как беляевских лисиц, помогают учёным Института цитологии и генетики СО РАН, узнали «Новосибирские новости».
На экспериментальной базе ИЦиГ СО РАН содержится популяция ручных и агрессивных хищников, которых уже более 60 лет отбирают по поведению в отношении к человеку. Весь мир их знает как беляевских лисиц, поскольку этот эксперимент начал новосибирский академик Дмитрий Беляев. Памятник учёному стоит рядом с институтом.
Вообще 500 животных питомника делятся на три группы: кроме агрессивных и ручных, есть и контрольные (или дикие). Последних отбирают за красивый мех, а не по повадкам.
Как рассказала старший научный сотрудник лаборатории эволюционной генетики ИЦиГ СО РАН Анастасия Харламова, за шесть десятков лет — срок по эволюционным меркам очень короткий — были созданы две совершенно разные популяции. У одной группы поведение схоже с собаками: они ищут контакт с человеком, хотят, чтобы их гладили, виляют хвостами. У второй группы снижен страх по отношению к человеку, и они проявляют ярко выраженную агрессию.
В этом году команда исследователей работает в рамках гранта Российского научного фонда над изучением окситоциновой системы. Она в организме животного и человека отвечает за социальные контакты, участвует в формировании дружелюбного поведения.
По словам Анастасии Харламовой, для проведения эксперимента животным создали максимально комфортные условия жизни, чтобы исключить любой стресс. Потом воздействовали на хищников внешним окситоцином. Аккуратно брызнули в нос.
«Мы знаем, какое поведение у лисиц было без воздействия окситоцином, теперь выясним, какие изменения произошли с животными. Аналогичный эксперимент на крысах показал, что у них агрессивное поведение снижается, а ручное поведение не улучшается. Нам интересно, что произошло с этой системой у лисиц», — отметила Анастасия Харламова.
За экспериментальными животными ведётся видеонаблюдение. В клетках установили камеры. Чтобы различать лисиц на мониторе, концы хвостов им выкрасили в разные цвета.
«Мы создали модель и хотим понять, как формируется поведение, какие системы в этом участвуют и какие гены за него отвечают. Вместе с тем, чем дальше мы изучаем, тем больше понимаем, что мы очень мало знаем. Методы совершенствуются, глубина исследования растёт», — добавила генетик.
По словам учёного, цель работы очень масштабная, а в результате можно многое узнать о причинах агрессивного поведения. «Злые» животные помогут учёным понять, откуда у людей возникает раздражительность и как с этим работать.
Селекцию «добрых» лисиц в своё время начал директор Института цитологии и генетики Дмитрий Беляев. По словам Анастасии Харламовой, в начале большого пути этих хищников изучали все отделы учреждения.
«Это эволюционный эксперимент, способный в короткие сроки показать, что происходило с одомашненными животными в течение тысячелетий. Главная цель — изучение поведения и механизмов, с помощью которых оно наследуется», — добавила она.
«Добрые» и «злые» лисицы живут в разных вольерах и клетках. Первые ведут себя очень спокойно, когда видят человека. Они могут повилять хвостом или тихонько пофыркать. «Злые» и дикие особи издают характерные щёлкающие звуки, как бы предупреждая о том, что их лучше не трогать и близко к клетке не подходить.
Есть на базе ИЦиГ ещё и совсем ручные животные, которые при виде людей характерно поскуливают и попискивают. Анастасия Харламова призналась, что некоторых лисиц сотрудники откровенно разбаловали в ходе эксперимента, и те очень любят посидеть на ручках и постоянно требуют к себе внимания, могут погрызть обувь или откусить шнурки.
Животных много, и придумать им всем клички не представляется возможным, поэтому учёные именуют их «сынами» и «дочами», а призывают свистом.