Все трамвайные линии в Новосибирске планируют обособить от автомобильного движения с помощью бордюра. На больших остановках появятся 40-метровые платформы для сцепленных из нескольких секций трамваев. Новую ветку хотят проложить от Чистой слободы к ЖК «Радуга Сибири». Чтобы охватить весь город электротранспортом, нужно купить 300 новых троллейбусов и 300 трамваев. О развитии общественного транспорта, его переводе на муниципальный контракт, строительстве новых путей и неизбежном росте тарифов «Новосибирским новостям» рассказал заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Михаил Никулин.
— Михаил Юрьевич, есть ли возможность в Новосибирске сделать трамвайные линии обособленными на всём их протяжении?
— Программа комплексного развития подразумевает отделение всех трамвайных путей в городе с помощью бордюра. Требования их физического обособления сформулированы сегодня и в федеральных программах. Это гарантирует безопасность и высокую скорость движения по городу. Фактически трамвай становится наземным метрополитеном — ускоренным видом транспорта. Мы стабильно идём по этому пути и уже выполнили обособление на Волочаевской и Сибиряков-Гвардейцев.
Но есть улицы, где трамвайные пути пока невозможно обособить. У нас таких две — Богдана Хмельницкого и Серебренниковская. Богдана Хмельницкого узкая, и у неё нет дублёров, чтобы пропустить автомобильный трафик и автобусы, поэтому мы вынуждены разрешить автомобильное движение по путям. В перспективе можно будет их обособить, когда мы достроим улицу Колонды, доведём её до Объединения. Возможно, когда начнём строить Красный проспект до Родников, а также продлевать Богдана Хмельницкого до нового жилмассива «Клюквенный».
А на улице Серебренниковской нужно разбираться с парковкой, которая сужает проезжую часть и мешает обосабливать трамвайные пути.
Отделять их только с помощью разметки и запрещающих знаков недостаточно. Обособление с помощью бордюра показывает, что количество ДТП и простоев снижается в два раза. По статистике, из-за дорожно-транспортных происшествий трамваи в среднем четыре раза в день останавливаются больше чем на час. Конечно, поможет только обособление. Необособленный трамвай неэффективен в городе.
— У нас все трамваи одиночные. Не планируется ли вернуть вагоны в сцепке?
— Последний двухвагонный трамвай мы расцепили в конце 90-х годов. Цеплять трамваи в два вагона — это несовременное мероприятие. Актуально иметь сочленённые из нескольких секций. Все заводы-производители уже делают как короткие трамваи, так и из двух и трёх секций.
Дело в том, что к прежним значениям количества перевезённых пассажиров трамвай ещё не вернулся.
В то же время мы начали строить платформы протяжённостью уже не 25 метров, а 40, чтобы в перспективе принимать трамвайные поезда любой длины.
40-метровые платформы будем возвращать по всей трассе 13-го трамвая и предусматриваем во всех новых проектах. Кстати, на узлах «Площадь Маркса» и «Софийский квартал» уже оборудовали такие платформы, потому что там сходятся практически все маршруты левого берега.
— Как идёт обновление парка трамваев?
— Напомню, процесс модернизации трамвайных вагонов начался в 2017 году. На базе левобережного трамвайного депо работает совместное российско-белорусское предприятие «Белкоммунмаш Сибирь». За эти годы собрали 42 вагона, 13 из которых — за счёт областного бюджета, остальные — за счёт муниципального. В ближайшие три года планируется модернизировать по пять вагонов в год за счёт города. Но мы очень надеемся, что региональный бюджет вернётся к вопросу паритетного софинансирования.
Фактически модернизированный вагон — это на 95% новый, но он обходится бюджету в 20 млн рублей. А новый трамвай с подобными характеристиками на рынке стоит не меньше 60 млн рублей. То есть в три раза дороже. Кроме того, в сборке вагонов участвуют пять предприятий Новосибирска. Всю электронную начинку производят наши компании. Это очень важно для поддержания отрасли. К тому же это совместное предприятие с нашим братским народом, что важно и с политической точки зрения.
— Сколько ещё нужно трамвайных вагонов, чтобы качественно обновить парк?
— У нас есть около 30 старых трамваев с предельным износом, нуждающихся в модернизации. Это ресурс для обновления. Их хватит, чтобы поддерживать в удовлетворительном состоянии существующий парк трамваев. Однако этого недостаточно для развития. Нам на существующую сеть по нормативам необходимо иметь 300 вагонов в инвентаре и 250 в движении. А у нас порядка 150 в инвентаре и только 110 в движении. Поэтому мы считаем, что нужно идти двумя путями — модернизировать существующий парк и закупать принципиально новые, современные вагоны.
— Как обстоят дела с закупкой автобусов? За последние два года на маршруты вышли больше сотни новых машин. Планируют продолжать обновление?
— В 2020 году по программе «Народный бюджет» мы приобрели 15 автобусов. Затем мы участвовали в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и получили в лизинг 40 машин. В 2021-м и 2022-м совместно со Сбербанком мы приобрели 150 автобусов. Все они газомоторные: 50 — средней вместимости, 100 — большие. Все они работают на линиях. Первая стадия комплектования парка муниципальных автобусов завершилась. Пока будет небольшой перерыв. А затем дальше будем обновлять.
— Какие перспективы по модернизации новосибирского троллейбусного парка?
— Троллейбусный парк не обновляли уже десять лет, он находится в самом неудовлетворительном состоянии. Доля износа на конец года фактически составит 99%. Отрадно сказать, что в этом году мы успешно участвовали в нацпроекте «БКД» и получили одобрение на софинансирование из федерального бюджета покупки 58 троллейбусов. Все они с увеличенным автономным ходом. То есть это электробусы с динамической подзарядкой от контактной сети во время движения.
Такой троллейбус может удаляться от контактной сети на 20 км. Это позволит расширить географию маршрутов, обслуживать удалённые жилмассивы. Первые девять машин мы получим до Нового года и с февраля запустим обновлённый троллейбусный маршрут №36 от вокзала Новосибирск-Главный до Лазурной. Ещё 49 машин придут в 2024 году. И тогда откроем ещё два маршрута.
Поэтому мы ведём работу с правительством региона по покупке крупной партии, помимо участия в федеральных программах. Пока общее количество назвать не могу, но предпосылки оптимистичные.
— Решилось ли что-то с перспективой ремонта старых трамвайных путей и строительством новых?
— Трамвайные пути — это одна из самых болезненных проблем Новосибирска на протяжении последних 30 лет. В октябре в Госдуме РФ обсуждали перспективы восстановления сети электротранспорта в городах, в том числе за счёт федерального бюджета.
В Новосибирске из 137 км одиночного трамвайного пути в ремонте нуждается 58,1 км. Из них 13,7% находятся в критическом состоянии. Все мы знаем эти участки: это Зыряновская, Мира, Сибиряков-Гвардейцев, Дуси Ковальчук, Никитина, проспект Дзержинского, Связистов, 9-й Гвардейской дивизии. У нас давно разработан график выполнения работ в случае финансирования.
В год нам требуется капитально ремонтировать с заменой минимум 7,5 км путей. Это около 350 млн рублей. Мы понимаем, что каждый год такого финансирования не будет, поэтому вопрос и ставят на федеральном уровне.
В 2021 году мы выполнили капитальный ремонт трамвайных путей на Волочаевской.
На следующий год запланировали капремонт линии на улице Сибиряков-Гвардейцев от путепровода до площади Кирова, в том числе узла левобережного трамвайного депо. По протяжённости это примерно такой же участок, как и на Волочаевской. В этом году бюджетом предусмотрено 75 млн рублей на закупку рельсов и шпал. В следующем ещё 82 млн выделят на работы.
Кроме этого, мы готовим проектно-сметную документацию на ремонт трамвайных путей с заменой на улице Мира. Проезжую часть там обновят по нацпроекту.
— Какие проекты строительства новых трамвайных линий в Новосибирске самые реалистичные?
— У нас утверждена программа комплексного развития транспортной инфраструктуры до 2030 года. В этом документе определено, что городу необходимо капитально реконструировать более 35 км трамвайных путей с обособлением от других транспортных потоков. И примерно такое же количество построить новых.
Из самых реалистичных проектов — это трамвайная линия от кольца на Гусинобродском шоссе до нового автовокзала. Там протяжённость пути — около 700 метров с разворотной петлёй. Первую стадию работ в 2022 году выполнили: вынесли коммуникации, освободили земельные участки. В 2023 году начнётся процесс строительства путей и контактной сети. Надеюсь, что ко второму полугодию мы увидим продлённый до автовокзала 13-й маршрут трамвая.
Ещё один участок, на котором в следующем году бюджетом предусмотрено начало работ по проектированию, — это продление трамвайной линии, открытой в 2016 году на улице Титова. Новый участок пойдёт дальше вдоль жилого массива «Чистая Слобода», затем с поворотом на перспективную проектируемую улицу Дукача и до «Радуги Сибири». Так мы охватим все новостройки западной части Ленинского района трамвайными маршрутами и привезём жителей на площадь Маркса. Если линию спроектируют в 2023 году, то с 2024 года есть надежда, что она может начать строиться.
В рамках строительства четвёртого моста компания «ВИС» перекинет над площадью Труда 800-метровую эстакаду. Она поднимет трамвай на второй уровень по улице Широкой и опустит возле остановки «ДК „Металлург“» на улице Ватутина. Сдачу эстакады наметили на 2023 год.
Также в планах — реконструкция трамвайного узла у вокзала Новосибирск-Западный. Здесь нужно будет изменить конфигурацию путей и сформировать полноценный транспортно-пересадочный узел с пересадкой с городской железной дороги на трамвай. Проектные работы начнутся в следующем году.
— А какие проекты планируют реализовать в более отдалённой перспективе?
— В сентябре на совещании у мэра мы обозначили необходимость предпроектных работ по более крупным трамвайным линиям: от Затулинского жилмассива в Южно-Чемской (ЖК «Матрёшкин двор», «Просторный»), от улицы Учительской в жилмассивы «Родники» и «Снегири» и перспективный жилмассив «Клюквенный» и ряду других. Также подняли вопрос восстановления трамвайных путей по проспекту Дзержинского к станции метро «Берёзовая роща».
Там нужно восстановить только пути. Тяговые подстанции и контактная сеть остались и требуют лишь ремонта.
— В Новосибирске вот уже третий год идёт перевод общественного транспорта на муниципальный контракт. Можно ли уже подвести какие-то итоги?
— Мы уже наработали большой опыт. Автобусный маршрут №54 нашего муниципального предприятия «Новосибирскгортранс» (НГТ, ранее ПАТП-4) третий год работает по этой системе. В 2022 году на неё перевели ещё два автобусных маршрута — №23 и №45. Также с прошлого года на муниципальный контракт перешли все троллейбусы.
Напомним, что он подразумевает бюджетную оплату за работу маршрутов. Для каждого из них определяется своя цена контракта. Рассчитывают её по методике, утверждённой минтрансом РФ.
Мэрия оплачивает работу перевозчика за рейсы, выполненные по расписанию. Он получает деньги за километры по утверждённой методике вне зависимости от того, сколько пассажиров перевозит. Риски малого пассажиропотока берёт на себя заказчик.
— То есть когда коммерческие перевозчики перейдут на муниципальный заказ и не будут зависеть от выручки, то прекратятся вот эти длительные стояния автобусов на остановках возле конечных станций метро?
— Да, этот процесс завершится только тогда, когда транспортные компании в своей деятельности будут независимы от денег, которые они собирают на линии. Если у маршрута хорошая выручка, то он, как правило, работает стабильно. А что делать там, где пассажиропоток небольшой? Поэтому и возникают сбои в работе. Перевозчику интересно гнаться за выручкой. От этого и длительные стоянки на пассажирообразующих остановках, и отсутствие рейсов в вечернее и утреннее время или в выходные. Эти факторы уйдут, когда мы введём новые условия работы по муниципальным контрактам.
У мэрии в лице МКУ «ЦУГАЭТ» работает контрольно-ревизорская служба, которая следит за движением по расписанию и качеством обслуживания. Благодаря контролю прекратятся гонки на маршрутах, невыход в позднее время и долгие стоянки.
— По какому графику работает Горэлектротранспорт в Новосибирске, когда выходит на рейсы и когда завершает работу?
— Наш электротранспорт, как и автобусы НГТ, показывают самую стабильную работу. В 5:30 выходят из депо и заканчивают около полуночи.
— Можно ли уже оценить эффективность перехода ГЭТ на муниципальный контракт? Каких результатов достигли?
— Первое — это повысилась регулярность выполнения рейсов. За последние полтора года по трём автобусным маршрутам увеличение составило 19%. И сегодня регулярность достигает 99,7%. Это фактически такая же точность, как в метро.
По 13 троллейбусным маршрутам выполнение графика увеличилось на 13% и составляет 86,9%. Это тоже высокий показатель, поскольку манёвренность у троллейбуса ниже, чем у автобусов, и в случае пробок или ДТП он не может их объехать.
По автобусным маршрутам подобное сравнение будет некорректным, потому что после покупки новых машин плановое количество рейсов увеличилось, как и пассажиропоток. Выпуск на 54-й маршрут вырос с девяти до 16 единиц.
— Городу отдали регулирование тарифов общественного транспорта, кроме метро. К чему готовиться пассажирам? На сколько может вырасти цена билета? Подорожает ли проезд до Нового года?
— Как в связи с инфляцией тариф рос, так и будет расти. Это неизбежный процесс. Каждый год от основных транспортных предприятий собирают документы, которые подтверждают себестоимость перевозок. У большинства она далеко за пределами 30 рублей, а у некоторых и выше 40 рублей. В этом году увеличение тарифа произойдёт не ранее 15 декабря. Если будет повышение на рубль-два, то это качественно не позволит улучшить ситуацию с транспортным обслуживанием жителей.
Проблема в том, что последние годы тариф рос меньшими темпами, чем инфляция, и доходы перевозчиков давно не покрывают их расходы. Это не позволяет проводить ремонты в полном объёме, внедрять новые технологии, поддерживать зарплаты сотрудников на конкурентном уровне. Ощущаем кадровый отток из предприятий.
Например, у Горэлектротранспорта укомплектованность водителями составляет 77%, кондукторами — 66%. Из-за этого предприятия вынуждены сокращать количество рейсов. Аналогичная ситуация и у коммерческих перевозчиков, где невыполнение плана рейсов может доходить до 50%. И замены нет. Расторжение договора на обслуживание с перевозчиком по этому принципу не решит проблему, ведь никто не придёт работать на маршрут.
— Если сейчас цену билета в автобусах поднять до 30 рублей, это как-то поможет перевозчикам?
— Это тот минимум, который необходим сейчас, и он несколько облегчит их работу. Чем больше мы повысим цену разовой поездки, тем больше у нас будет возможностей создавать пересадочные тарифы, дифференцированные, для тех, кто регулярно пользуется общественным транспортом. Для них конечная цена билета будет ощутимо ниже стоимости разовой поездки для всех.
— Как обстоят дела с внедрением бескондукторной системы в транспорте? Насколько она удобна для пассажиров и перевозчиков?
— Мы не делаем резких движений, потому что понимаем, что это вопрос трудоустройства людей. Вся новая техника выходит на маршруты с валидаторами — бескондукторной системой оплаты. Наиболее успешно она внедряется в муниципальных автобусах. В ГЭТ темпы ниже, но 15 троллейбусов уже оснастили валидаторами. Все новые троллейбусы будут с ними.
Из 35 бескондукторных трамваев 18 ещё работают с турникетами. Мы постепенно будем выводить турникеты из эксплуатации и ставить валидаторы. Этот процесс будем совмещать с увеличением штата контролёров.
#Интервью #Транспорт #Город в движении #Городские финансы #Безопасные и качественные дороги #Фотогалерея