Жилую среду улицы Фабричной в Новосибирске задают две внешне роскошные «сталинки», построенные в советскую эпоху с разницей в 20 лет. Это Дом грузчиков и Дом работников речпорта. Оба здания неразрывно связаны между собой историей и архитектурным стилем. Дому №8 на Фабричной недавно обновили фасады. Наружный ремонт его старшего брата планируют завершить в этом году. Как сейчас выглядят два легендарных дома, где до сих пор живут потомки речников — смотрите в нашем фоторепортаже.
Дом грузчиков, или Жилой дом работников речного флота, на Фабричной, 6 построили в 1937 году по проекту архитектора Клавдия Осипова. Здание находится буквально напротив пристани. Оно имеет П-образную форму с парадным фасадом на улицу и внутренним двором. В доме 69 квартир. В крайних подъездах — по три на площадку, в остальных — по две. Часть квартир в угловых подъездах расположены на дополнительном, шестом, этаже.
Своей конфигурацией этот объект отчасти напоминает знаменитый 100-квартирный дом на Красном проспекте и «сталинки» соцгорода Чкаловского завода на улице Авиастроителей.

Дом грузчиков обладает статусом культурного наследия. В прошлом году у него начали капитально ремонтировать фасады. В порядок привели внешние стены со двора, заменили остекление на двух подъездах. В этом году должны завершить обновление парадной части с колоннадой, аркадой и лепниной.

Состояние подъездов по десятибалльной шкале можно оценить на твёрдую тройку — окна целые, и это уже большой плюс. Всё остальное требует незамедлительного вмешательства.

Жилой дом на Фабричной, 8 тоже построили для речников. Ввели его в эксплуатацию в 1956 году. В этом здании 73 квартиры. Фасады выглядят свежими. Основной фон — светло-серый, декор выделен белым цветом. О принадлежности объекта к речпорту говорит штурвал в декоративном барельефе.

В подъездах, по словам местной жительницы, ремонта не было несколько десятков лет, а из-за регулярных потопов в подвале и повышенной влажности краска от стен отслаивается несимпатичными пузырями. Женщина признаётся, что за это ей бывает неловко перед гостями.

Кстати, у некоторых квартир до сих пор сохранились старинные деревянные двери. Лестничные перила со стойками из фигурно гнутых металлических прутьев благополучно дожили до наших дней.

В пятом подъезде мы обнаружили свежий ремонт. Стены выкрашены в светло-серый цвет, потолки побелены, окна новые. Попасть в беседку, которая находится на крыше над этим подъездом, нам не удалось. Никого из жильцов дома не оказалось, и путь наверх спросить было не у кого.
Здание на Фабричной, 8 отличается от Дома грузчиков более мелким декором. Здесь больше лепнины, есть балконные карнизы, балясины, арочные окна с замковыми камнями.

На первом этаже в помещении областного управления культуры окна украшают витражи со сказочными сюжетами. Сотрудники позволили нам сфотографировать это великолепие и рассказали, что в солнечную погоду цветные стёкла создают им праздничное настроение. Вход в организацию идёт через великолепный портал с двумя полуколоннами, обрамляющими арочный проём и держащими фриз с карнизом.

В издании «Анатолий Соколов — поэт и философ. Воспоминания о друге», вышедшем в 2018 году, можно много узнать не только об этом прекрасном новосибирском авторе, но и о том месте, где он рос — об улице Фабричной и Доме грузчиков. Создатель книги Юрий Григорьев сейчас живёт в Санкт-Петербурге, преподаёт на кафедре прикладной математики в СПбГЭТУ («ЛЭТИ»).

Согласно этим воспоминаниям, Дом грузчиков и прилегающую к нему территорию раньше называли «Погрузкой», так как её обитатели были в основном рабочими порта, обслуживавшими перевалку грузов с железнодорожных составов на речные суда и наоборот.
Наименование «Дом грузчиков» было совершенно официальным. Более того, долгое время оно гордо красовалось на фронтоне. Сейчас надписи уже нет, но сохранились четыре большие буквы «ММРФ» — министерство морского и речного флота. Перед зданием был палисад, по центру дома к Фабричной спускалась каменная лестница, а вдоль улицы было ограждение в виде каменных столбов со штакетником между ними.

На первом этаже в правом крыле работала швейная мастерская, в средней части — парткабинет речного порта с небольшой библиотекой. Позднее в этом месте открыли промтоварный магазин. В левом крыле размещалась столовая.
Центрального отопления в Доме грузчиков не было. Квартиры обогревала кочегарка, расположенная в подвале со входом возле третьего подъезда. Во втором подъезде в подвале была баня.

До войны пространство вдоль Фабричной и железной дороги занимал городской парк. До революции это был один из трёх общественных садов города, самый большой и лучший. Он носил официальное название «Александровский» — в память о царе Александре III, а в обиходе был известен как «Сосновка». В 1921 году здесь в летнем театре при огромном стечении публики состоялся показательный судебный процесс над «чёрным бароном» Унгерном, приговорённым к расстрелу.
В 1941 году парк пожертвовали под химический завод, эвакуированный из Подмосковья. Предприятие довольно долго функционировало, отравляя жизнь жителям Фабрички своими выбросами. Позже производство закрыли. Сейчас старый корпус завода, стоящий вдоль улицы Спартака, представляет собой декорации к фильму о постапокалипсисе.

«Новый дом» на Фабричной, 8 построили в две очереди. Первые четыре подъезда сдали в 1955 году, а два последних — к 1959 году. Сюда переселили людей из соседних деревянных бараков. Квартиры были коммунальные — на 4–5 семей. Это здание тоже получало тепло от кочегарки, стояла она во дворе напротив дома. На кухнях были кирпичные печи, но их никогда не топили, у всех хозяек уже были электрические плитки.

Юрий Григорьев вспоминает, что горячую воду подавали три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. Туалет и ванная были раздельными, с красивыми узкими окнами на улицу. Это было очень удобно, так как не нужно было постоянно зажигать свет и в туалете можно было читать книжку.

В правом крыле нового дома находились булочная и продовольственный магазин. Прямо по центру размещался клуб речного порта «Маяк» с кинозалом, где в праздники проводили торжественные мероприятия. Помещение также служило избирательным участком во время голосований. В подвале были бомбоубежище и детский клуб.

Дом на Фабричной, 8 видно издалека, так как на нём возвышается красивая башенка в виде беседки. По словам Юрия Григорьева, скорее всего, шестой этаж с ней был задуман для организации смотровой площадки на случай каких-либо непредвиденных обстоятельств.

«В беседке ничего интересного не было. Она представляет собой небольшое чистое помещение с окнами. Из неё открывался великолепный вид на весь город. Были видны Обь и прилегающие окрестности», — рассказал автор.
К слову, книгу Юрия Григорьева, опубликованную в журнале «Сибирские огни», можно прочитать по ссылке (файл PDF).