«А что так можно было?» — такой вопрос неизбежно возникает у человека, который видит здания, построенные в Новосибирске по проектам молодых архитекторов мастерской «Лантерна». Причём это не небоскрёбы, не футуристические объекты странного вида, и расположены они не в центре города. Эти здания совсем про другую архитектуру — про ту, где есть место гуманизму, честности и генерации эмоций. Офисный особняк на Восходе, лодочная станция у Бугринского моста, турбаза в Заельцовском бору и «Дом-утюг» на Немировича-Данченко, у которого совсем скоро появится брат-близнец, — об этих объектах «Новосибирские новости» расспросили архитектора мастерской «Лантерна» Дмитрия Ощепкова.
Справка: Проекты мастерской «Лантерна», реализованные в Новосибирске: лодочная станция на правом берегу Оби рядом с Бугринским мостом (пять премий по результатам Международного архитектурного рейтинга «Золотая капитель» 2017 года), офисный особняк на Восходе, 22 (премия конкурса «Приметы городов — 2017»), турбаза в Заельцовском бору (премия международного архитектурного рейтинга «Золотая капитель» 2019 года). Административное здание на Немировича-Данченко, 122а («Дом-утюг»).
— Одно из самых необычных зданий левобережья — это «Дом-утюг» на Немировича-Данченко рядом со зданием бывшей Западно-Сибирской киностудии. Невозможно спокойно пройти мимо этого объекта из фактурного кирпича и стекла. Он удивляет своей формой, лаконичностью и в то же время стилистическим богатством. Как появился такой необычный объект?
— Здесь сошлось несколько факторов. Для начала нужно сказать, что без воли заказчика архитектура существовать не может. В нашем случае у заказчика было желание сделать этот город чуточку цивилизованнее и прекраснее. Есть две составляющие проекта — одна про недвижимость, она на языке цифр, вторая про архитектуру, которую в техническом задании толком не опишешь.
Это скорее взаимопонимание участников процесса, которые обсуждают, чего бы им хотелось, находят примеры в городе, которые вызывают больше всего симпатии, обмениваются эстетическими ориентирами. Заказчик сформулировал задание — построить что-то современное в традиционном языке архитектуры, и чтобы была какая-то материальность. С такими вводными мы зашли в проектирование.
— Традиционный язык архитектуры — что это? Стены, потолок? Глядя на здание, видишь много стекла, а это не совсем классическая архитектура. И кстати, возникает вопрос об энергосбережении такого стенового заполнения.
— Традиционный язык архитектуры — это те же балки и колонны, языковые средства, присущие классической архитектуре.
По поводу энергосбережения. Есть два типа стенового заполнения — непрозрачные конструкции, где всё решает утеплитель, и светопрозрачные, из современного стекла. Оно представляет собой технологичный многослойный продукт, где предусмотрено и теплосбережение, и защита от солнца. Эти газонаполненные стеклопакеты с тёплыми рамками по теплотехническим характеристикам сходны с классической кирпичной стеной 640 мм. Для оконных рам использован алюминиевый профиль сибирского производства с хорошими показателями звукоизоляции и статики, а также архитектурные многофункциональные стёкла.
— Самый верхний этаж здания полностью прозрачный. То есть фактически это стеклянный павильон на крыше. Для чего задумано это помещение?
— Стеклянный верхний этаж — это техническое помещение. Оно делает силуэт здания более сложным и разнообразным.
— Но на взгляд прохожего кажется, что это помещение на самом верху предназначено специально для вечеринок и праздников. А кровля эксплуатируемая? Если здесь на самом деле проводить мероприятие, она выдержит?
— Кровля выдержит — снег весит больше, чем светские львицы (смеётся).
— У первого «утюжка» совсем скоро появится брат-близнец. Стройка уже идёт полным ходом. В проект вы сразу закладывали оба здания?
— Когда-то мы сделали концепцию этого участка, то у нас получилось два симметричных здания с маленькой площадью между ними и бизнес-центром, в котором раньше находилась киностудия. Владельцы БЦ очень опасались громкого слова «ансамбль».
Вдоль зданий, надеюсь, нам удастся сформировать променад — небольшой отрезок пешеходной улицы Немировича-Данченко.
— Как появился образ здания, когда вы получили техзадание, и заказчик на словах описал вам свои пожелания? Как вообще вдохновение приходит к архитектору, результат работы которого потом заставляет людей останавливаться посреди улицы и говорить: «О боги, как можно такое придумать, это же так круто!»
— Творческий момент — это всего лишь момент очарования, маленькая часть процесса. Сначала нарисовали какую-то картинку, к обсуждению которой присоединился заказчик, коллеги, все участники процесса. А дальше на этот 1% работы 99% рутины, работы в части расчётов, труда строителей.
— Когда внезапно встречаешь в типовой застройке необычное здание, то хочешь не хочешь — споткнёшься в своём эстетическом восприятии. К сожалению, у нас в городе немного таких «точек спотыкания».
— Их пока немного, но они появляются. Вопрос только в их плотности. Я надеюсь, что в какой-то момент появится плотность таких точек.
На самом верхнем этаже есть одно милое техническое решение — это стеклянный острый угол. Его легко нарисовать, но гораздо сложнее реализовать. Этот острый угол сведён без стойки исключительно для генерации эмоций. С точки зрения функциональности, наверное, было бы проще его обрезать, сделать тупым. Острый же даёт впечатление «а что так можно было?».
— Будет куда ёлку поставить.
— Или, опять же, кого-нибудь — за плохое поведение. Ещё один пример того, что вызывает эмоции, — это угловые окна, создающие панорамную картинку. Она всегда разная, не всегда фешенебельная, но ощущение панорамности, широкого обзора, очень радует. Особенно приятно в таких панорамных местах, когда на том берегу гром и молнии, косой дождь, заливающий всё вокруг, сбоку пробка, а здесь — тепло и уютно.
— Вы изначально знали, какой у здания будет функционал? Это вообще важно для архитектора?
— Архитектору при проектировании здания для аренды не столь важно, каким будет функционал. Он исходит из того, что здание проживёт дольше функционала. Есть составляющая архитектуры, а есть составляющая недвижимости. Это здание рассчитано минимум на 50 лет. И что с ним произойдёт через два года или через пять лет, мы сегодня не знаем. Например, здание киностудии было спроектировано именно под неё. Но тогда архитекторы не предполагали, что в нём сегодня будет бизнес-центр и продуктовые магазины. Сегодня один функционал, а завтра — другой. Думаю, что самый главный признак хорошей архитектуры — это умение красиво стареть.
Универсальное пространство — да, у него есть какие-то типологические признаки, для каких-то целей оно предназначено гораздо лучше и рассчитано на них больше, но время покажет.
С базой отдыха вроде всё понятно с функционалом, а вот здание на Восходе строилось на территории тогда ещё существовавшей, но не функционирующей пимокатной фабрики. К моменту завершения нулевого цикла вместо фабрики началась стройка жилого дома. И рассчитывая на, простите, креативный кластер, на территории бывшей промзоны в итоге получился небольшой офисный особняк во дворе жилого дома.
Архитектура здания на Немировича, здания на Восходе и базы отдыха — это попытка сказать что-то честным языком без картона, лепнины, декораций и подвесных потолков. Это решение не только наше, его поддерживают и дизайнеры интерьеров. В итоге получается целостный образ без пародий.
К этому же относятся ширина и высота дверей. Здесь она ощутимо больше.
Фасад отделан кирпичом, который производят в Искитиме. Фактически это один кирпич, расколотый на две части — в итоге одна половина шершавая, а другая гладкая. Комбинирование двух этих фактур даёт больше визуального богатства.
Особенно классно, на мой вкус, фасад выглядит на солнце, когда одна сторона начинает сильно поблёскивать — в итоге стена «полосит» вельветом на отражении. В 20-х числах сентября должны включить вечернюю подсветку фасада. Она будет многоступенчатой, подчёркивающей поэтажно сужение колонн. Ритм несущих конструкций подчеркнёт ритм освещения.
Материал впервые был опубликован на сайте «Новосибирские новости» 4 сентября 2019 года.
#Архитектура #Интервью #Дом в городе #Развитие города #Недвижимость #Город в лицах #Фотогалерея