Городская волна
Настрой город для себя

Без коронавируса

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Без коронавируса

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Блогер Валерия Мартьянова: «Писательство — это не то, что тебя прокормит»

Как заработать на своём увлечении литературой? Какой доход может принести книжный блог? И что предпринять начинающему писателю, чтобы издать свои произведения? Об этом «Новосибирские новости» расспросили книжного блогера, автора проекта «Мартышка» о детской и подростковой литературе Валерию Мартьянову.

Александр Сульдин
Александр Сульдин
14:36, 29 Октября 2020

— Валерия, сейчас каких только блогеров нет. Пожалуй, самые популярные говорят о политике или о компьютерных играх. А почему вы — о книгах?

— Книжных блогеров очень-очень много. Однако это действительно не самый популярный формат. Конечно, если вы собираетесь пиарить видеоигры или косметику, большее количество народа захочет на вас подписаться.

Я начала рассказывать о книгах, потому что их очень люблю. С первого курса моя подработка — в книжных магазинах. Когда я переехала из Новосибирска в Санкт-Петербург, я начала работать в маленьком независимом книжном магазине на Невском проспекте. И там я решила рассказывать людям о книжках в интернете. С самого начала это было коммерческим предприятием. Я хотела «заманить» людей в свой магазин и продать им побольше книжек.

— И это удалось?

— Конечно, у меня постепенно сложилась своя аудитория, которая ходила в магазин целенаправленно ко мне. И я могу сказать, что за счёт моего блога 80% своей выручки магазин получал от продажи детских книг.

И сейчас я могу сказать, что весь свой доход получаю от книг и от всего, что с ними связано.

_MG_1825.JPG
Валерия Мартьянова. Фото: Евгений Аникеев, nsknews.info

— В том числе и от блога?

— Да, в том числе и от блога. Есть некоторое количество спонсоров, благодаря которым у меня есть что-то вроде зарплаты каждый месяц. Конечно, это произошло не сразу. В результате суперактивной деятельности за четыре года я зарабатываю разговорами о книжках около 50 тысяч в месяц

У меня очень лояльная аудитория. Причём есть крупные издательства, которые интересуются у меня, возможен ли какой-то вариант работы. 

Я очень принципиальный в этом смысле человек. Я «топлю» за маленьких и независимых. Мне важно делать то, что мне нравится, то, чем я восхищаюсь, и рассказывать о тех людях, которые делают волшебство.

— А вот тем, кто делает волшебство, как пробиться к читателю?

— У нас в России есть несколько литературных конкурсов для молодых авторов. Один из них — «Книгуру». Есть шорт-листы, в которые входят авторы. Многие издатели учреждают свои конкурсы. Например, так сделало издательство «Белая ворона». Они заинтересованы в поиске хороших авторов, но в процессе приходится читать большое количество некачественных текстов.

Российским авторам приходится сочетать свою писательскую деятельность с основной работой, потому что писательская деятельность — это не то, что тебя прокормит.

_MG_1780.JPG
Фото: Евгений Аникеев, nsknews.info

— Можно и самому попробовать напечататься — пойти не к издателю, а сразу в типографию?

— Я приверженец того, что не стоит заниматься самиздатом. Вы вложите очень много денег, времени и сил и потом будете ходить по книжным магазинам и просить, стоя на коленях, чтобы вашу книжку взяли.

Лучший способ — участвовать в конкурсах или отправлять книгу в издательство. Там просматривают почту. И если текст действительно хороший, редактор читает и не может оторваться — тогда заключат договор.

Но крупных гонораров ждать не стоит, особенно у монополистов вроде «Эксмо». Лучше идти в небольшие независимые издательства.

— Многие просто публикуются в интернете...

— Иногда из самиздатовских площадок вырастают хорошие большие проекты. Издатели их тоже мониторят, но не так плотно, как свою почту. Хотя есть несколько примеров, когда автор вышел со своей книгой в интернет, она приобрела большую популярность — и издатель сказал: «Хорошо, давайте напечатаем в бумаге». Такие истории были, но надеяться на это нельзя.

Вознаграждение автору за публикации на электронном ресурсе — очень небольшое.

Думаю, в принципе писатели не рассчитывают на большие деньги. Они понимают, чем занимаются. Это — с одной стороны. С другой — есть масса успешных писателей, которые просто работали, писали качественные тексты и пришли к успеху. Чудеса случаются, конечно.

Аня Старобинец, например. Она всегда трудится, как проклятая. Помимо книжек, она пишет сценарии. Она очень много сил отдаёт своей авторской школе сценарного мастерства.

_MG_1785.JPG
Фото: Евгений Аникеев, nsknews.info

— Издаваться всё-таки, наверное, лучше в Москве?

— Да, в Москве. В Санкт-Петербурге есть несколько издательств. Но я бы говорила только о «Поляндрии», я в них уверена. Сейчас достаточно крупная компания — расширились на взрослое направление, выпускают по 20 книг в месяц.

Российские издатели ориентируются на мировые агентства. На двух ярмарках — в Болонье и во Франкфурте — они выбирают лучшие книжки, признанные во всём мире, и покупают на них права.

Но и наших авторов печатают, главное — хорошо писать, понимать, в каком жанре написана ваша книжка, кому она подойдёт.

Показываем главное здесь и сейчас — подписывайтесь на Новосибирские новости в Instagram.

Что происходит

Показать ещё