Суеверные люди говорили, что сама природа предупредила новосибирцев о надвигающейся беде. За две недели до начала войны, 8 июня 1941 года, разразился ливень, поднялся страшный ветер и посыпал такой страшный град, какого не видели лет пятьдесят. Огромные — с куриное яйцо — тяжёлые градины выбивали стёкла, ранили людей и животных, ураганный ветер срывал крыши, ломал деревья и заборы.
На пристани у парка культуры и отдыха, где шла посадка на пароход, началась сильная паника. Бежавшие в страхе люди смели перила на трапах. Милиционеры никак не могли совладать с беспорядком и помочь даже женщинам с маленькими детьми. А небо 21 июня обагрилось кроваво-красным закатом — таким вспоминает последний вечер перед войной будущий заслуженный врач РФ, а в июне 1941 года 10-летний мальчишка, Владилен Липин.
А повсюду меж тем пестрят афиши: зазывают народ на большое гуляние в девять часов вечера — послушать концерт артистов филармонии и потанцевать под джаз-оркестр кинотеатра имени Маяковского. Всё это в честь открытия нового городского сада у театра юного зрителя, которое планировали на 22 июня 1941 года. И всё это — вся мирная жизнь с её маленькими радостями оказалась враз перечёркнута.
На Красном проспекте собирается народ, вывешивают большие раструбы репродукторов, все с тревогой готовятся услышать правительственное сообщение. Говорит товарищ Молотов, заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР и народный комиссар иностранных дел.
«Сегодня в четыре часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более двухсот человек», — сообщает Молотов.
Война! Уже несколько часов на наших рубежах бушует война.
«Показалось, что сразу как-то особенно тревожно загудели паровозы... Как-то все посуровели», — вспоминает Владилен Липин.
Везде — на предприятиях, в учреждениях, в школах, в театрах — люди собираются на митинги. 22 июня по всему городу их прошло больше трёх тысяч. Везде из уст новосибирцев звучат полные гнева и решимости слова.

«Мы не будем жалеть сил для победы над врагом. Красная армия сумеет проучить зарвавшегося врага. По первому призыву партии, правительства, товарища Сталина мы всей грудью встанем на защиту своей родины», — говорит после сообщения Молотова шкипер баржи №977 товарищ Соколов на митинге возле здания диспетчерского пункта Новосибирского речного порта.
«Мы, работники речного транспорта, будем бороться за досрочное выполнение государственного плана грузоперевозок. Каждый лишний грамм перевезённого груза — это укрепление военной мощи страны. Об этом сейчас нам надо крепко помнить. Наш долг — работать слаженно, чётко», — уверенно заявляет механизатор-комсомолец товарищ Прокопьев.
Со сцены театра «Красный факел» сразу после воскресной премьеры спектакля «Машенька» к новосибирцам обращается председатель Новосибирского горисполкома Яковлев. Он оглашает текст речи Молотова. В полном зале напряжённая тишина. Слушают, затаив дыхание.

«Товарищи! Банда капиталистов во главе с прожжённым международным авантюристом Гитлером сделала попытки захватить нашу территорию. Сегодня уже наша доблестная Красная армия вступила в схватку с врагом. В эти грозные дни мы должны обеспечить высокую организацию труда. Трижды увеличить производительность труда! Каждый гражданин, каждая гражданка должны соблюдать строгую дисциплину. Наша страна обеспечена всем необходимым — и в смысле вооружения войск, и в смысле продовольствия — даже на случай, если война затянется. Будем работать спокойно, уверенно, будем трудиться с утроенной энергией! Будем соблюдать экономию, строжайшую экономию во всём. Усилим революционную бдительность. Каждый честный гражданин, честная гражданка должны давать суровый отпор всяким попыткам пустить провокационные слушки», — призывает горожан Яковлев.
«Народ на весь мир заявляет, что готов с оружием в руках защищать Родину и бить врага», — говорит на партийном совещании первый секретарь обкома ВКП(б) Михаил Кулагин. На эту должность он был утверждён лишь днём ранее.
Первый доброволец в городской военкомат приходит через 20 минут после правительственного сообщения по радио — заявление о направлении в действующую армию приносит слушатель партийных курсов Совин. В Кировский райвоенкомат приходит бывшая медсестра 84-летняя Августа Павловна Лысковец, она просит оправить её вместе с дочерью в любой госпиталь. Тысячи мужчин и женщин идут в военкоматы. На фронт новосибирцы просятся целыми семьями. Ученики старших и средних классов дружно решают идти работать на колхозные поля, откуда взрослые уходят на поля сражений.

В 16:57 областное руководство получает из Москвы телеграмму: с 23 июня в стране объявляется всеобщая мобилизация. Всю ночь на городском совещании секретарей первичных парторганизаций решают вопросы по мобилизации и переводу экономики на «военные рельсы».
Уже 5 июля на фронт из Новосибирска во главе с генерал-лейтенантом Степаном Калининым отправится первой эшелон 24-й армии, которая вскоре получит звание гвардейской. А 3 июля в наш город придёт первый эшелон с эвакуированными, с ними новосибирцы разделят и кров, и пищу.
#Городская история #9 Мая #Патриотизм #Общество #История #Город в лицах