Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Арт-просветчица Ася Василовская: «Нейросети тоже хотят испытывать эмоции»

В Новосибирске проходит фестиваль документального кино о культуре Beat Weekend. В этом году в программу вошли сразу несколько фильмов об искусстве с использованием новых технологий. Специально приглашённый гость фестиваля — арт-директор галереи современного искусства 84gallery Ася Василовская поделилась своими мыслями о том, как нейросети меняют жизнь творческих личностей, почему человек всё больше стремится к механике и как искусственный интеллект может помочь искусству.

Наталия Лавриченко
Наталия Лавриченко
19:20, 26 сентября 2023

— Новые технологии пробрались, пожалуй, уже во все виды искусства. В кино искусственный интеллект буквально наступает на пятки актёрам.

— А вы не слышали про забастовку кинематографистов в Америке этим летом? Показательный тому пример. Люди творческих профессий, работники кино и телевидения — актёры, журналисты, ведущие — оказались под угрозой увольнения из-за растущей конкуренции со стороны искусственного интеллекта.

Нейросеть действительно уже научилась генерировать задний план, массовку. В Голливуде появились компании, которые предлагают услуги по «замене лица» на основе искусственного интеллекта. Программное обеспечение позволяет накладывать практически любые эффекты на лицо актёра или вообще придавать ему внешность другого человека и даже вымышленного существа.

Технологии замены внешности в кинематографе, конечно, были и до этого. Но в основном это были датчики — чтобы всё настроить, требовалось время. А нейросеть позволяет это делать в режиме реального времени. 

При этом выходит ещё и дешевле, поскольку не нужно искать дорогостоящее оборудование. Для работы достаточно камеры и браузера.

Эксперты, кстати, не исключают, что активное внедрение таких технологий в съёмочный процесс может как минимум заставить многих мастеров по гриму и спецэффектам осваивать новые навыки.

DSCF5865.JPG
Ася Василовская. Фото: Валентин Копалов

— А как обстоят дела у художников?

— Художники — народ хитрый. Можно сказать, что они используют искусственный интеллект как инструмент для своего творчества — как кисть и краски. У нас в Новосибирске в галерее современного искусства 84gallery этой осенью получилось собрать целую выставку работ, созданных нейросетями. Не без помощи художников, конечно.

Выставка называется Ex Machina — она создана по мотивам одноимённого фильма про женщину-робота, которая хотела стать человеком. Мы предложили художникам пофантазировать на тему переосмысления роли нейросетей в нашей жизни. Вся идея в том, что люди начали повсеместно окружать себя новыми технологиями. 

Человек настрадался, нагрустился, наполнился эмоциями. Теперь ему хочется привести свои чувства ближе к механике. 

А вот роботы — наоборот. Если посмотреть, то во всех фантазиях кинематографистов, сценаристов, писателей робот стремится познать всё живое, человеческое.

На нашей выставке авторы представили неожиданные работы: кто-то использовал только нейросети, а кто-то лишь подражал нейросетям. Искусство интегрировалось в мир настолько, что мы перестаём ощущать разницу — сделал это человек или искусственный разум.

DSCF5843.JPG
Выставочный зал 84gallery. Фото: Валентин Копалов

— И как? Люди угадывают? Нейросеть же не всё умеет рисовать. Руки, например, у неё никак не получаются.

— Нейросеть — это как маленький ребёнок, она ещё находится в процессе обучения, и ей действительно очень легко ошибиться. Взять те же пальцы на руках — до сих пор искусственный интеллект не понимает, сколько их: пять, четыре или три. Что уж говорить: даже в академическом рисовании руки — одна из самых сложных частей. Слишком много мелких деталей.

Но если говорить об умении нейросети в целом, то она не только руки не умеет рисовать. Она не умеет отделять вещи друг от друга. Вот младенцы, когда рождаются, не видят отдельного человека. Они видят картинку. Маленький человек понимает, что перед ним стоит мама — по запаху, по голосу, прикосновениям. Но зрительно ребёнок не может отделить её от общего фона. Так же и нейросеть.

Я видела одну работу в музее. Нейросеть нарисовала руку с пластиковой сеткой. Она росла прямо из руки. Хотя автор, наверное, задумывал изобразить руку из пластика. Но получилось тоже интересно.

DSCF5798.JPG
Наталия Лавриченко и Ася Василовская. Фото: Валентин Копалов

— А как художники видят нейросеть? В каком образе? Как бы вы нарисовали нейросеть, если бы вас попросили? А то она нас рисует, а мы её — нет.

— Конечно, рисовать нейросеть многие пробовали. В основном её воспринимают женщиной. Это логично, ведь «нейросеть» — слово женского рода. Часто её представляют наподобие человека, но с механизмом робота. Я очень люблю говорить на эту тему. Я бы и сама хотела иметь в себе что-то от робота.

Но вернёмся к нашему рисунку. 

У человеческого мозга есть свойство — он не может придумать новое. 

Вот если я вас сейчас попрошу придумать несуществующее животное. На минуточку, просто пофантазируйте. Наверняка у этого вашего животного будут глаза, возможно, будут лапы, может быть, хвост, рога или крылья. Всё то, что вы уже где-то когда-то видели. Может быть, такого животного действительно нет, но при его создании вы использовали элементы, которые уже есть в реальном мире. Они старые, мы их уже знаем. Изображая нейросеть, люди добавляют элементы, которые они и так уже знают. Это не так интересно. Я не хочу её так представлять. Получается, что человек рисует оболочку. На самом деле она не такая.

DSCF5963.JPG
Ася Василовская. Фото: Валентин Копалов

— Стоит её бояться, как думаете?

— Сейчас столько дискуссий на эту тему! Илон Маск уже сказал про нейросеть: «Вы не представляете, какого монстра вы создали». И мне кажется, что он один из тех людей, которые умеют заглядывать в будущее.

Но есть у меня на этот счёт и своя точка зрения. Я считаю, что использование новых технологий в жизни человека — это стопроцентный технический прогресс, шаг в будущее. Возможности искусственного интеллекта открывают перед нами большие горизонты. Сделать кино дешевле, если хотите. Но человек настолько хитрый, что он не позволит случиться тому, что ему невыгодно. Мы говорили уже о профессиях киноиндустрии, которые могут потерять актуальность из-за нейросетей. Но если это коснётся создания фильма целиком, то человек, конечно, этого не допустит.

— Как может помочь искусственный интеллект в творчестве?

— Может получиться как с фотографией. Когда изобрели фотоаппарат, многие художники остались без дела. Раньше они сидели и писали портреты своим заказчикам, а потом это стал делать фотоаппарат, и нужда в услугах художников отпала. Что они придумали? Они тоже стали использовать фотоаппарат и переосмыслять реальность.

DSCF5987.JPG
Ася Василовская. Фото: Валентин Копалов

С новыми технологиями у нас есть возможность показать что-то, чего бы сам человек никогда не создал. Очень часто художники придумывают и изображают то, что кажется нам непонятным, странным. Но потом все другие сферы искусства — музыка, кинематограф, архитектура — начинают брать их разработки за основу. Самый лучший пример, на мой взгляд, — это IKEA. Помните, у них были такие круглые табуретки, которые можно было складывать друг на друга? И это была всего лишь копия. Оригинальный стул придумал скандинавский архитектор Алвар Аалто ещё в 1933 году. Скульптуру этого автора переосмыслили современные дизайнеры.

Вот и наша с вами нейросеть, пытаясь подражать человеку, может придумать что-то такое, чего человек раньше не придумывал.

Создаст то, что потом тоже можно будет взять за основу и раскрутить до более серьёзного продукта.

Не исключено, что нейросеть может вообще надоесть человеку. Или уйти в тот же кинематограф как один из инструментов. Я вообще считаю, что все дополнительные приёмы в искусстве нужно использовать лишь как инструмент, сохраняя при этом элемент человечности.

DSCF5923.JPG
Наталия Лавриченко и Ася Василовская. Фото: Валентин Копалов

— Какие технологии сегодня любят использовать новосибирские авторы?

— Искусство медиа. И это не только про нейросеть. Художники, например, создают целые digital-истории. Изначально пишут код, программируют его, а потом этот код рисует картину. Сейчас круто создавать изображения с помощью голой математики. Используют при этом разные алгоритмы. Это больше относится к информатике и программированию. Сейчас уже есть такие нейросети, которые рисуют картинки на основе текстовых символов — точек, тире. Это тоже достаточно интересно.

Из недавнего — были хорошие, яркие работы, когда нейросеть создавала образы городов в виде людей. Чтобы достичь такого результата, только представьте, сколько было использовано входящих элементов!

Сейчас, чтобы человека удивить, нужно что-то уметь. Уже мало просто по холсту «малякать». Не спорю, есть хорошие «маляки». Но тут абсолютно понятно, зачем нужна такая живопись, в каких интерьерах она будет смотреться хорошо. Тут даже не обязательно вникать в посыл. Для меня всё-таки важно, чтобы художник что-то умел. Чтобы я подошла и сказала: «О! Да!» Новизна сейчас главный критерий.

DSCF5818.JPG
Ася Василовская. Фото: Валентин Копалов

— На фестивале Beat Weekend в Новосибирске вы представляли фильм о корейском художнике Нам Джун Пайке, который стал основоположником искусства «видеоарт». Может ли у нас сейчас тоже появиться такой пионер в своём направлении? Или всё-таки будущее за нейросетью?

— Нам Джун Пайк — пионер медиаарта. Если кто не слышал, почитайте в интернете. Пайк известен своими инсталляциями с использованием бытовых предметов и техники. Например, при помощи больших магнитов, приделанных к экранам телевизоров, он искажал транслируемую картинку, тем самым создавая причудливые узоры и орнаменты. В 1967 году Пайк презентовал широкой публике инсталляцию TV-Moon, в которой каждый из выстроенных в ряд телевизоров транслировал одну из фаз Луны. Идеи этого автора многие до сих пор пытаются повторить в своём творчестве.

Но если с Пайком сравнивать нейросеть, то она, к сожалению, не генерирует идеи. Пока что не умеет этого. Она работает по запросу, создаёт то, что её попросят. Будут ли у неё какие-то идеи — пока большой вопрос. Идея — она же возникает в основном из потребности, из личного интереса, из какой-то проблемы. Что в этом случае станет катализатором для идеи у нейросети? Возможно, только действительное желание стать человеком. 

Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.

Что происходит

115 новых квартир получат сироты в новостройках на улице Зорге

Карамелька и Компот устроили праздник малышам из центра «Магистр»

Два новых предмета появятся в школах Новосибирской области

Детям до 14 лет запретили подходить к водным объектам без родителей

Парк или просто лес: будущее Инюшенского бора доверили новосибирцам

Юбилейный летний сезон парковой гимнастики открывают Новосибирске

Двоих мужчин с очень редкой опухолью спасли новосибирские онкологи

Дали дуба: дачники встревожились за свои саженцы из-за холодов

Корпус поточных аудиторий кампуса НГУ построен уже наполовину

16 новых троллейбусов выйдут на удлинённый маршрут №7 в Новосибирске

Тракториста наказали за вырубку семи берёз под Новосибирском

Показать ещё