На Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК) Сергей Тетюшев пришёл после армии в 1981 году по совету младшего брата. Пока новичка проверяла служба безопасности, он работал грузчиком на доставке продуктов в подведомственные предприятию детские сады. Когда проверка завершилась, парня взяли в цех. С тех пор вот уже более 40 лет Сергей Николаевич трудится аппаратчиком на производстве. Подробнее — в нашем материале.
Сергей Тетюшев родился в 1961 году в Завьяловском Тогучинского района. Отец работал механизатором, мама — в торговле. По окончании школы парень уже имел специальность, поэтому остался трудиться в совхозе. Потом отслужил два года на Урале в разведывательном батальоне. После демобилизации вернулся в совхоз, помогал родителям. Затем поступил в Омский автодорожный институт на заочное отделение, но учёба не пошла. Решил устроиться на работу.
«В этом время на НЗХК работал мой младший брат Анатолий. Он мне предложил. В августе 1981 года я пришёл в отдел кадров. Помнится, тогда было много вакансий. Чтобы начать работать, нужно было пройти проверку специальных органов. Пока она шла, я работал в гараже грузчиком-транспортировщиком. Мне сразу дали комнату в общежитии на Народной. Каждое утро мы развозили продукты по подведомственным заводу детским садам и яслям.
В цех меня взяли в январе 1982 года на должность аппаратчика электролиза. Учился на производстве, у меня был наставник, который всё показывал, объяснял», — рассказывает Сергей Тетюшев.
Как и сейчас, предприятие тогда работало круглосуточно без остановок. По словам Сергея Николаевича, одна смена длилась шесть часов. Так он трудился больше 20 лет.
«Когда начался спад производства, то понадобились специалисты по ремонту оборудования, я перешёл в бригаду пусконаладки, где до сих пор работаю. Сейчас график изменился. Смена составляет восемь часов: работаем три дня, затем у нас два выходных», — объясняет аппаратчик.
«Вспоминаю своего первого начальника цеха — Виктора Ивановича Куракина. Когда я пришёл, в цехе работало больше тысячи человек. Куракин не просто знал каждого, но и помнил, какой анализ должен каждый делать. Всех обходил, советовал, направлял.
За 40 лет прошла большая модернизация оборудования. Стало больше электроники в части контроля над техпроцессами. Но исключить человека всё равно нельзя — технология требует участия аппаратчика», — подчёркивает работник.
«Меня называют носителем критических знаний, которые надо передавать молодому поколению. Чувствую, что пора готовить смену. К нам на практику приходят студенты из Томского политехнического университета. Пробуют себя в качестве аппаратчиков. Многие защищают дипломы и возвращаются уже на постоянную работу. Кстати, мой непосредственный начальник когда-то тоже пришёл на практику в цех. Потом стал мастером, а сейчас руководит коллективом», — добавляет Сергей Николаевич.
«Параллельно с работой я получил высшее образование. По одному диплому я финансист, по второму — железнодорожник. Освоил столько смежных специальностей, что всё сразу и не перечислишь. Это и водитель всех видов погрузчиков, крановщик мостовых и козловых кранов, стропальщик. Но по натуре я механик, моё хобби — это машины, рестайлинг, доводка и музыка», — признаётся Сергей Тетюшев.
В задачи аппаратчика входит контроль работы на производстве лития: нужно следить за технологическим процессом, отбирать анализы, изменять параметры, если необходимо. В цехе работают в защитных костюмах и специальной обуви, поскольку рядом агрессивные материалы.
По его словам, ко всему, что касается безопасности на заводе, работодатель подходит максимально ответственно.
«Зарплата у нас стабильная, отпуск — 56 дней. Поэтому мы разбиваем его на несколько частей. В отпуске я предпочитаю куда-нибудь съездить. Например, путешествуем с супругой дикарями на Алтай», — отмечает Сергей Тетюшев.
«Главное, о чём хочется сказать, — это стабильность предприятия. В своё время, когда я женился, завод выделил мне жильё. Я мог получить высшее образование. Стаж в десять лет на вредном производстве даёт право выхода на пенсию на десять лет раньше. Сегодня я уже на пенсии, ветеран Росатома, почётный работник НЗХК.
Но присмотрелся — и пошло. Коллектив хороший, поддерживали, объясняли, рассказывали», — резюмирует аппаратчик.